Периодизация лагерной смены

Курс «Методика организации досуговой деятельности детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря»

Целевая аудитория: участники студенческих педагогических отрядов, сформированных на базе высших и средних специальных учебных заведений г. Пензы и Пензенской области (вожатые, аниматоры, младшие воспитатели)

Лекция № 2

Периодизация лагерной смены

Основой деятельности детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) является лагерная смена. В этом понятии заключен основной педагогический смысл лагерной жизни, можно даже сказать, что вся жизнедеятельность лагеря фокусируется в лагерной смене.

Приезжая в лагерь, дети приезжают на определенную смену. Детские впечатления от лагеря - это впечатления от конкретной смены, в которой был ребенок. Нередки случаи, когда дети, отдыхавшие в одном лагере, но в разных сменах, оценивали свое пребывание по-разному.

Смена - это очень точное название для периодов жизнедеятельности такой специфической педагогической системы, как детский лагерь, и такого специфического объединения, как временный детский коллектив (ВДК).

Смена в лагере - это смена ребенком своего окружения, стиля жизнедеятельности, а порой и изменение себя.

Для большинства взрослых смена - это тоже смена стиля жизни, смена привычных форм и методов работы (по своей сути, каждая смена должна отличаться от другой идеей, делами, оформлением и т. д.).

Таким образом, смена в лагере - определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач.

Название периода Время (длительность) Содержание Цели и задачи Формы работы вожатого Примерные мероприятия
Подготовительный До приезда в ДОЛ. Продолжительность может бытть разной: от пары дней до двух недель. Эмоциональная «настройка» ребенка и педагогического работника (вожатого) на предстоящую смену. Ребенок и вожатый определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. Подготовка вожатых к работе в ДОЛ (теория, практика, сдача экзаменов, педагогическая олимпиада) -Разработка программы лагерной смены; - составление план-сетки внутриотрядных и общелагерных мероприятий; -формирование у вожатых теоретических и практических навыков работы в ДОЛ. -моделирование содержания, основных форм и методов работы, системы управления, логики развития смены Лекционные и практические занятия для вожтых
Организационный Первые 3-4 дня смены Адаптация детей и подростков к новым условиям жизни, освоение территории, знакомство с окружением, предстоящей деятельностью -знакомство детей друг с другом; -знакомство с законами и традициями ДОЛ и отряда, территорией; -первоначальное сплочение ВДК; -создание условий для осознанного принятия детьми, подростками правил, норм, требований жизнедеятельности в лагере, в смене; -проведение психолого-педагогической диагностики интересов, возможностей и спо­собностей ребят; -формирование основ самоуправления в детском объединении. Игры на знакомство, визитки с именами «Эволюция», «Подари мне на рождество», «Дрозд», «Имя, цвет, ассоциация»
Игры на снятие эмоционального напряжения «Куколка», «Фигура», «Апельсин»
Игры на сплочение, доверие, взаимодействие «Рука к руке», «Атомы-молекулы», «Коленочки», Групповой автопортрет»
Игры на выявление лидеров «Презентация», «Скульптура», «Аббревиатура»
Коллективно-творческие дела (КТД) - экскурсии «Разведка», «Разведка интересных дел», «Марш-старт»
«Огонек» знакомства «Звездопад», «Любит, умеет, знает, надеется», «Расскажи мне о себе»
Основной 5-19 дни смены Период личностной самореализации ребенка - овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем программы; - создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка, его творческого и нравственного потенциала; - развертывание деятельности клубных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей и подростков; - корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности; - создание условий для деятельности органов детского самоуправления; - организация разнообразной творческой деятельности при активном участии детей в ее разработке и проведении; - создание условий для демонстрации самодеятельности и самостоятельности участников программы в органах детского самоуправления; -показ детских достижений и приобретений через разнообразные формы; - показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений; - корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий; - анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование ус­пешности участников программы в разнообразных видах деятельности. Игры на принятие социальных ролей Проигрывание соц.ролей в ДОЛ
Игры на повышение самооценки «Без ложной скромности», «Цветок», «Самого себя любить»
Игры на формирование поведения в конфликтных ситуациях «Ковер мира», «Камушек в ботинке», «Спустить пар»
Игры на командную работу «Енотовы круги», «Досчитать до 18», «Построй фигуры»
Тренинги (на командообразование, личностного роста) с элементами арт-терапии, игровой терапии «Веревочный курс», «Вместе мы сила», «Я лучший»
игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, клубные занятия, трудовые акции, КТД и т.д. «Книга рекордов Гиннеса», «Макетирование», «Семь – Я», «Синема», «Кинофест», «Кельтское колесо», эстафеты, «Веселые старты», «Олимпийские игры»
Тематические и конфликтные огоньки, огоньки анализа дня «Черно-белый и цветной кадр дня», «Если б я был вожатым», «Ниточка», «Любовь», «Дружба», «Счастье», «Песня» и т.д.
Итоговый Последние 3-4 дня смены Подведение итогов и самоанализ ребенка. Детям надо выяснить, чему они научились, что приобрели, что из приобретенного опыта может быть полезно в дальнейшей послелагерной жизни. - групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений; - оценка и самооценка участниками смены личностно-значимых результатов участия в программе; - создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наи­более активных участников деятельности органов самоуправления и центральных дел и событий смены; - стимулирование положительных изменений в личности участника смены как фактора его реадаптации к возвращению домой; - организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом; - диагностика и разработка индивидуальных программ саморазвития. деловые игры, пресс-конференции, творческие дела («для дома», «для лагеря») Прощальный «огонек» итоговый сбор отряда «Подарок мне», «Подарок отряду», «Подарок домой» «Живой огонь», «Созвездие», «Паутинка»
 
Постлагерный Срок неопределенный, зависит от конкретных обстоятельств Рефлексия, всесторонний анализ того, что было на смене На этом этапе внимание личности фокусируется на самом значительном, самом важном (положительном и отрицательном) из того, что произошло. Ребенок, подросток окончательно определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь еще раз. Нередко именно выводы в данный период влияют на отношение ребенка к лагерной жизни.  

Домашнее задание:

1 группа – игры на знакомство

2 группа – игры на сплочение

3 группа – игры на выявление лидеров



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: