Профилактика заикания

Из фактов, приведенных в отделе этиологии, видно, что заикание представляет собою болезнь наследственную. Три четверти заикающихся получили природное расположение к болезни, и одна четверть заболела по причинам случайным. В числе случайных причин первое место занимает испуг <...>. Таким образом, причины заикания просты и оче­видны, тем не менее ряд мероприятий против появления бо­лезни представляет собою сумму довольно сложных условий, главнейшую из которых мы постараемся наметить.

Что касается прежде всего предохранения детей от испу­га, то было бы недостаточно ограничиться заботой об удале­нии и отстранении условий, способных испугать; необходи­мо дать ребенку такое воспитание, которое бы сделало его менее восприимчивым к страхуй предохранило бы его от более тяжких и опасных форм этого душевного вол­нения. Подобная цель достигается двояким путем, а имен­но: 1) путем развития в ребенке здоровых сильных чувств на счет слабых форм их и 2) развитием и упражнением воли ре­бенка в искусстве подавления душевных волнений и физи­ческих ощущений. Такое воспитание ребенка, являясь- для него источником истинного психического прогресса, вместе с тем может послужить началом, предохраняющим от опас­ных последствий испуга.<...>

Независимо от указанного основного требования не менее важны и другие предохранительные меры. Сюда относится прежде всего:

Тщательное наблюдение за ходом разви­тия речи у ребенка, как предрасположенного к заи­канию, так и здорового, с целью предупредить те ненормаль­ности в ходе этого развития, которые являются предвестни­ками заикания. При появлении этих предвестников необхо димо обратить особое внимание на правильное развитие речи, сделав предметом систематических упражнений голос ребенка, выговор букв, интонацию и пр. по правилам, кото­рые будут изложены ниже.

Во-вторых, необходимо — заботиться, чтобы умствен­ное развитие ребенка не брало перевеса над его физическим развитием и чтобы на этой почве не возникло состояние пси­хического утомления, которое обнаруживается прежде все­го увеличенной возбудимостью и неспособностью сдержи­вать душевные волнения, т. е. такими условиями, при кото­рых случайный испуг может возыметь опасное влияние и вызвать заикание.

В-третьих — необходимо обратить особое внимание на методическое развитие системы произвольных движений с помощью игр и гимнастики. В особенности необходимо при этом озаботиться развитием того широкого отдела произво­димых движений, которые относятся к голосу и речи. Сюда входит всестороннее упражнение детей в пении, чтении и декламации. Необходимо придать этим упражнениям г и -гиеническое значение, а не одно лишь педагогичес­кое, тщательно заботясь о развитии сильного, отчетливого и свободного действия аппаратов голоса и речи. Надлежит стать в этом отношении на точку зрения врачей классичес­кой древности; необходимо внести в отдел общей или школь­ной гигиены: задачу развития груди, упражнение голоса, разговора, чтение и декламацию. Все эти упражнения неза­висимо от своей непосредственной цели — развития речи — будут содействовать вместе с тем укреплению воли, со­гласно афоризму Гиппократа: «…», т. е. упражнение го­лоса, а именно: декламирование, чтение, пение возбуждают душу. Эта превосходная мысль отца научной медицины до­селе не утратила своего глубокого значения, и мы с особою настойчивостью указываем на необходимость ее применения на практике.

Сикорский И.А. О заикании. — СПб., 1889. — С. 175—177; 299—302; 241—243.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: