Поселения, жилища и постройки чувашского народа: типы, строительные материалы, постройки. Застройка и благоустройство городов в XVI-XIX ВВ. (на примере Г. Чебоксары)

Основные типы поселений — села и деревни. Наиболее ранние типы расселения — речной и приовражный, планировки — кучево-гнездовой (в северных и центральных р-нах) и линейный (на юге). На севере характерно деление деревни на концы, обычно заселённые родственными семьями. Уличная планировка распространяется со 2-й пол. 19 в.

Традиционная изба ставилась в центре переднего двора входом на восток и окнами на юг, топилась по-черному глинобитной печью у задней глухой стены. Вдоль стен устраивали нары. Со 2-й пол.XIX в. распространяются жилища среднерусского типа с трехраздельной структурой: изба — сени — клеть. Окна прорубаются в 3 стенах; внутренняя планировка подобна русской: красный угол, коник, лавки по стенам; кухня отделяется перегородкой. К нач. ХХ в. курная печь заменяется русской печью с трубой и полатями, при этом сохраняется традиционный очаг с подвешенным или вмазанным котлом. Позднее распространились печи-голландки. Крыша 2-, на юге часто 4-скатная, крытая соломой, дранкой или тесом. Дом украшается полихромной росписью, пропильной резьбой, накладными украшениями, т. н. «русские» ворота с двухскатной крышей на 3-4 столбах — барельефной резьбой, позднее росписью. В традиционных избах живет 80% сельских чувашей.

Встречается древняя срубная постройка — лась (первоначально без потолка и окон, с открытым очагом), служащая летней кухней. Распространены погреба, бани. Сохраняются традиционные локальные отличия в жилище и планировке усадьбы: у верховых чувашей жилой дом и хозяйственные постройки соединены Г- или П-образно, распространены большие открытые дворы, у низовых клеть, как правило, отделена от дома, надворные постройки расположены в противоположном от дома углу двора, преобладает яркая полихромная раскраска, обильные декоративные элементы во внешнем убранстве. Современный сельский дом — четырёх- или пятистенок с внутренней распланировкой жилого помещения, верандой, парадным крыльцом, мезонином. Интерьер сохраняет традиционные черты: в переднем углу располагаются стол, стулья, диван или скамьи, кровать нередко отделяется занавеской. Используются домотканые ковры (палас), традиционные вышивки.

Застройка и благоустройство городов в XVI-XIX вв.

Нет такого вопроса

Культура питания, традиционные блюда.

Культура питания, традиционные блюда.

Основные хлебные растения, потребляемые в пищу - рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, известные по арабским источникам и археологическим данным, еще в Волжской Булгарии.

Главное место отводилось блюдам из ржаной муки, кислому хлебу и многочисленным печениям, начиная от подовых лепешек и кончая традиционными пирогами с мясной или рыбной начинкой хуплу. Использовались также мука, крупа и толокно, приготовленные из овса, пшеницы, полбы и ячменя.

Чувашская национальная кухня насчитывает значительное количество мясных блюд. Употребляли в пищу говядину, баранину, конину (у низовых чувашей), домашнюю птицу. Традиционное чувашское угощение шарттан - овечий желудок, начиненный мясом. Варили также домашнюю колбасу. Широко использовались молочные продукты, преимущественно кислое молоко турах, пахтанье уйран, а также творог в виде сырков чыкыт. Масло и яйца в пищу шли в незначительном количестве: наряду с зерном они являлись основной товарной продукцией крестьянского хозяйства. Изредка употреблялась дичь, преимущественно зайчатина. Жители приречных селений ели рыбу. Вкусные и питательные блюда национальной кухни готовились только по праздникам. Чувашская семья в основном питалась традиционным супом яшка с домашней лапшой, который лишь изредка варили на мясном или рыбном бульоне, а также уйраном, вареным картофелем, кашами, киселями. Каша, суп с клецками, блины, лепешки, а также яйца и напитки являлись обязательным атрибутом религиозных обрядов чувашей.

Из сладостей чуваши употребляли мед, который использовался также же для медового напитка и медовой бражки. Хмельным напитком было пиво, приготовленное из ячменного или ржаного солода.

Традиционная система питания чувашей, укладываясь в рамки поволжской модели, имеет и некоторую специфичность, которая указывает на доминирующий характер этногенетической близости чувашей к миру скотоводческих народов Азии.

Одна группа их кушаний и блюд имеет преемственную связь с кулинарными традициями древних кочевников, а также тюркских и частично ираноязычных народностей Азии, другая сформировалась в относительно поздние периоды уже в среднем Поволжье и Приуралье в результате культурно-генетического взаимовлияния с местными финно-уграми (каши, некоторые мучные изделия), а также русскими.

35.​ Семейная обрядность: родильные (имянаречение, крещение), свадебные обряды.

1) Традиции и обряды в чувашской свадьбе.

Знакомства и выбор невесты и жениха.

По традициям многих народов нельзя было выбирать себе жену или мужа из родственников. У чувашей этот запрет распространялся до седьмого поколения. Например, нельзя было жениться семиюродным братьям и сестрам. Этот запрет связан с тем, что при близкородственных браках дети очень часто рождаются больными. Поэтому чувашские парни искали себе невест в соседних и дальних деревнях.

Для знакомства молодых людей устраивались различные посиделки, игры, праздники, общие для нескольких деревень. Особенно тщательно присматривались к будущим женам и мужьям на совместных работах: сенокосе, ниме и т.п.

Когда парень объявлял о своем желании жениться, родители в первую очередь выясняли, из какого рода невеста, здорова ли, достаточно ли трудолюбива, умна ли, какой у нее характер, какая внешность и т.д.

Для знакомства с семьей невесты и предварительного сговора, сватания, родители юноши посылали сватов. Через несколько дней в дом невесты приезжали родители и родственники жениха для окончательного сватания невесты. Привозили гостинцы: пиво, сыр, разные печения. Со стороны невесты также собирались родственники, обычно старшие в семье. Перед угощением приоткрывали дверь и молились с кусочками хлеба и сыра в руках. Затем начинался пир, песни, веселье, В этот же день невеста дарила будущим родственникам подарки: полотенца, сурпаны, рубахи и угощала их пивом, в ответ они клали в опустошенный ковш несколько монет. Во время одного из этих посещений сваты договаривались о дне свадьбы и размере калыма и приданом.

За несколько дней до свадьбы родители жениха еще раз приходили в дом невесты для окончательного договора о сроках свадьбы.

В качестве калыма давали деньги, продукты питания для свадьбы, шкуры для шубы и т.п. А в приданое входила разная одежда, платки, полотенца, перины-подушки, сундуки, домашние животные: жеребенок, корова, овцы, гуси, курица с цыплятами.

Старший дружка выбирался из близких родственников жениха — добрый, веселый мужчина, балагур и краснобай, отлично помнящий все подробности свадебного ритуала. Обычно он вел переговоры с родителями невесты. Младший дружка выбирался из молодых родственников жениха.

Подготовка к свадьбе

Везде чувашская свадьба начиналась почти одновременно и в доме жениха, и в доме невесты, затем свадьбы соединялись в доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, и свадьба завершалась в доме жениха. В целом свадебные торжества занимали несколько дней, и их часто устраивали в неделю.

Как всегда перед особыми торжествами устраивали баню, одевали лучшую нарядную одежду, праздничные головные уборы и украшения. Среди родственников или хороших знакомых выбирали специальных людей, которые организовывали свадебное торжество, выполняли особые поручения. И со стороны жениха, и со стороны невесты выбирался руководитель свадьбы.

Невеста кланялась родителям, отец и мать благословляли свою дочь.

По чувашским традициям, и жениха, и невесту сажали на подушки со специальными вышитыми узорами. Русские сажали новобрачных на меховые шкуры, чтобы они жили богато.

Жениха вводили в дом, он кланялся родителям, и те благословляли его.

Обязательным свадебным обрядом был одевание невестой женского головного убора — сурпан хушпу.

Последним свадебным обрядом был обряд хождения невесты за водой —который также мог проводиться по-разному. К роднику шли: невеста, молодежь, родственницы. В воду могли бросать монетки, произносить необходимые слова. Невеста (или родственница мужа) три раза набирала воду и три раза ведро опрокидывали. В четвертый раз невеста приносила воду в дом. На этой воде она варила суп с клецками или другое блюдо. Приготовление еды невесткой и угощение новых родственников означало ее вхождение в род мужа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: