Народный календарь

Древние чуваши и их предки использовали лунно-солнечный календарь. В нем два года подряд имели по 12 месяцев, третий год — 13 месяцев. Используемый нами современный календарь неоднократно менялся, и чувашские месяцы точно не совпадали с месяцами русского календаря. Месяц ака приходился примерно на апрель-май, cу — на май-июнь, ceртме — на июнь-июль, утa — на июль-август, cурла — на август-сентябрь, авaн — на сентябрь-октябрь и т. д. В годы с 13 месяцами после кaрлач вставляли дополнительный кeceн кaрлач — «младший кaрлач». В начале XX века установился современный календарь и январь на чувашском языке стали называть кaрлач. Происхождение этого термина представляет определенную загадку. В большинстве записей исследователей все названия месяцев пишутся с прибавлением слова уйaх, например — пуш уйaх, ака уйaх. Название же января пишут просто — кaрлач (кaрлачa). Следующий месяц назывался нарaс (нурaс). В переводе с древнеиранского языка это слово означает «новый день», то есть первый день нового года. У многих народов в древности (в том числе греков, египтян, арабов, русских, евреев и др.) новый год начинался весной. Большинство тюркских народов до сих пор справляет праздник нового года в день весеннего равноденствия. Вероятно, справедливо справлять появление нового года именно весной, когда вся природа после холодной и мертвой зимы заново оживает. В древности предки чувашей — булгарские племена жили около Черного моря. В тех местах весна приходит уже в феврале и первую пахоту начинают в марте. Когда булгары пришли в Поволжье — они попали в другой, более холодный климат, и земледельческие работы можно было начинать лишь в апреле-мае. Так, по некоторым сведениям, появилось название месяца пуш (март), что в переводе означает «пустой», то есть свободный от земледельческой работы месяц. Большинство чувашских названий месяцев связано с земледельческими работами. Термины юпа (октябрь) и чyк (ноябрь) произошли от названий обрядов, проводимых в эти месяцы. Слово раштав (декабрь) образовалось от термина «рождество». По календарю, использовавшемуся до 1918 года, христианский праздник Рождества проходил в декабре. Возможно, в прошлом этот месяц назывался сурхури по названию чувашского праздника, проходившего в это время. Сезоны в чувашском календаре. В записях некоторых исследователей встречается упоминание, что чуваши начинали отсчитывать новый год весной, а по другим сведениям — осенью. Ученые считают, что многие народы в глубокой древности отмечали не начало нового года, а делили год на два сезона и отмечали их начала. Эта древнейшая особенность народного календаря сохранилась в чувашских традициях. Так, слова «зима» и «лето» переводятся только как хел и cу, а для слов «весна» и «осень» существуют термины cуркунне и кeркунне, то есть «весенние дни» и «осенние дни». Вероятно, древние чуваши делили год на теплый (cу) и холодный (хeл) сезоны. Наши предки, как и другие народы, начинали отсчитывать теплый сезон примерно со дня весеннего равноденствия (20—21 марта), а холодный — со дня осеннего равноденствия (23 сентября), таким образом, в теплый (весеннее-летний) сезон входили современные месяцы — апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь; в холодный (осеннее-зимний) — октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март. Неделя в народном чувашском календаре. Так как лунный месяц содержал 29 с половиной суток, то в одном месяце отсчитывали по 30, а в другом по 29 дней. Ученые считают, что седьмой день недели — воскресенье — попал в чувашский календарь из русского. Само название дня вырсарни кун дословно переводится как «день русской недели» — вырaс эрни кунe. Вероятно, чувашская неделя содержала 6 дней. Таким образом, в каждом месяце могло быть по 5 недель, а в 29-дневном месяце один день в 5-й неделе мог убираться. Возможно, это был ытлари кун, ытла — с чувашского языка переводится как «слишком, лишний». Название понедельника тунти кун — пока загадка, но предполагают, что название этого дня, как начало недели, могло образоваться от слова ту — делай, начинай делать. Более понятны другие названия дней недели. Юн кун — дословно «день крови», день, когда могли начинаться обряды, связанные с жертвоприношениями животных. Кecнерни кун — кeceн эрни кунe, «день младшей пятницы», день, завершающий неделю. Эрне кун — в переводе «день недели», то есть в древности этот день мог быть началом недели. Возможно, пятница как выходной попала в чувашский календарь от мусульман. Шaмат кун, как и русское слово «суббота», произошло от названия еврейского выходного дня «шабат». День в народном чувашском календаре. Чувашские сутки (талaк) начинались вечером, с появлением луны. Это отразилось и в выражении ceрeнкунeн (ночью и днем, то есть круглые сутки), где слово ceр стоит на первом месте. Поэтому вечер воскресенья для чувашей был началом понедельника и назывался не вырсарни каc, а тунти каc. Сутки могли делить на несколько частей: под вечер — каc кyлeм, вечер — каc, ночь — ceр, полночь — cур ceр, утро — ир, послеутреннее время ирхи кyлeм, день — кун, полдень — кaнтaр. Каждый час в сутках также мог иметь свое название, например, летом утренние часы назывались: время, когда просыпаются соловьи; время появления голубого света; время, когда можно различить лицо человека; время просветления края небосвода; время, когда поят коней; время, когда вешают котел, чтобы сварить завтрак; время рассвета; время утреннего кормления пастухов; время выхода стада; время полного рассвета и так далее.

ВЕРСИЯ2

Годы. С глубокой древности, как и многие народы Востока, чуваши пользовались 12-летним календарным циклом.

У каждого года было свое животное-символ. Цикл начинался с года мыши, затем шел год коровы, барса, зайца, льва, змеи, коня, овцы, обезьяны, курицы, собаки, свиньи.

Месяцы. В каждом году лунно-солнечного чувашского календаря было 12 месяцев, но через каждые 2 года вставлялся 13-й месяц.

Новый год у древних чувашей, как и у многих народов, начинался весной. В древности предки чувашей жили около Черного моря, в этих местах весна приходит в феврале. Поэтому чувашское название февраля нарăс уйăхĕ произошло от древнеиранского слова «ноуруз» — «новый день», как бы первый день нового года.

Март — пуш уйăхĕ, слово пуш означает «пустой», то есть март — месяц, свободный от сельскохозяйственных работ.

Апрель — ака уйăхĕ, ака — «сев, пахота», в этом месяце начинались земледельческие работы.

«Лето» по-чувашски — çу, и это же слово означает «май».

Июнь — çĕртме уйăхĕ, çĕртме — «паровая пашня», в этом месяце пахали паровые, то есть отдыхающие земли.

В июле косят сено, этот месяц так и называется — утă уйăхĕ, в следующем месяце серпом жнут хлеба. Серп — çурла, август — çурла уйăхĕ.

Сентябрь — авăн уйăхĕ, словом авăн обозначали постройку для сушки снопов.

Октябрь по-чувашски юпа уйăхĕ, юпа — памятный столб, который в этом месяце устанавливали на могилах.

В ноябре проводили чÿк — праздник с молением в честь нового урожая, ноябрь — чÿк уйăхĕ.

Название раштав уйăхĕ — декабрь, произошло от русского слова «рождество».

Январь по-чувашски кăрлач, ученые считают, что это слово в других тюркских языках означает «мороз». В тех годах, когда вставлялся 13-й месяц, было два месяца кăрлач — мăн кăрлач (большой кăрлач) и кĕçĕн кăрлач (младший кăрлач).

Дни недели.

Понедельник — тунти кун. Вторник — ытлари кун. Седа — юн кун.

Четверг — кĕçнерни кун. Пятница — эрне кун. Суббота — шăмат кун.

Воскресенье — вырсарни кун.

В древности у чувашей выходным и первым днем недели была пятница, поэтому она называется эрне кун, где эрне — неделя, кун — день, то есть — «день недели».

Перед пятницей идет четверг — кĕçнерни кун, то есть кĕçĕн эрни кунĕ — младший день недели.

Юн кун — в дословном переводе «день крови». В древности именно в этот день резали скот.

Слова «суббота» и шăмат кун произошли от еврейского слова «шаббат», которое означает «отдых».

Современный выходной — воскресенье (вырсарни кун) чуваши приняли от русских, поэтому в дословном переводе он звучит как «день русской недели» — вырăс эрни кунĕ.

Сутки. Современные сутки начинаются ночью, в полночь. У чувашей, как у некоторых других народов, новые сутки начинались с заходом солнца, то есть вечером. Если мы сейчас говорим «в понедельник вечером», то в древности это было начало вторник

Вся земледельческая культура у чувашей, строительное мастерство, навыки изготовления орудий труда, средств передвижения, одежды, обуви, украшений, добывания, приготовления и хранения пищи, использования природных ресурсов — основывались на народных знаниях, передаваемых из поколения в поколение.

Исключительного мастерства достигли чуваши в предсказании погоды по приметам и использовании своих метеорологических познаний в сельском хозяйстве, чем вызывали изумление и восхищение русского и татарского населения края. Чуваши использовали барометр, основанный на разной гигроскопичности кусков дерева твердой и мягкой пород равного веса.

Древний чувашский календарь был сходен с тюрко-монгольским лунно-солнечным летоисчислением. В 19-летнем цикле чередовались по 12 месяцев (в году 254 дня) и 7 лет по 13 месяцев (в году 384 или 285 дней).

Hа обнаруженных археологами металлических зеркалах волжских болгар встречаются изображения циклических животных — барса, зайца, собаки, мыши. Именнике болгарских (дунайских) болгар содержится 9 названий годов животного цикла и расшифрованы они именно с помощью чувашского языка.

Месяцы (уйах) чувашского календаря отражают связи предков чувашей с племенами и народами Центральной Азии, Казахстана и Северного Кавказа.

40.​ Древнечувашская руническая письменность.

Древнечувашская руническая письменность — одно из древних человеческих творений в многочисленных системах письменностей мира. Ее зарождение, развитие и прекращение существования связаны с историческими событиями — переменами в жизни, изменениями социального строя, идеологий, преображениями географической среды. Наиболее полно изучены два типа рунического письма: западный тип (германское, скандинавское, англосакское письмо и др.) и восточный (древнетюркский), восходящий к арамейским и персидско-арамейским письменам. В кругу западных письменностей функционирует также отличная от других — самостоятельная форма рунического письма (болгарская, венгерская), идущая в основе своей от восточного типа. К этой форме, видимо, близко стояло письмо Волжской Болгарии раннего периода, т.е. до возникновения здесь арабской культуры. От суваро-болгарского наследия уцелело лишь небольшое число предметов с руническими письменами, и они плохо изучены.

Чуваши явились прямыми последователями культуры раннего государства на Волге. В народе рунические письмена были распространены очень широко, воспроизводились на различных предметах, материалах и в различной технике.

Наряду с малой формой существовала и монументальная. К наиболее значительным памятникам относятся: 1) деталь женского нагрудного украшения шĕлкеме (18 в., медь, обнаружена при раскопках Мартыновского могильника — Козловский район, Чувашская Республика); 2) антропоморфный намогильный памятник основателю населенного пункта Клемтэль (1740, камень, Клементейкино, Альметьевский район, Республика Татарстан); 3) женские рубахи с «узорами письма», 18 в., вышивка — музеи Санкт-Петербурга, Чувашская Республика, Казани, Самары, Саратова, Уфы.

Алфавит древнечувашской рунической письменности содержит около 35 знаков. Он перекликается с принципами алфавита Древнетюркской рунической письменности, воссозданный датским учёным В. Томсеном. Но чувашская руническая письменность не связана своим возникновением с орхоно-енисейскими письменами. Ее истоки лежат намного глубже, скорее всего восходят к древнеиранской системе письма, к арамеям, аршакидской пехлеви. В ней, как и в рунической письменности дунайских болгар, находят себе место и греческие буквы. Форма чувашских знаков зависела от используемого материала и техники воспроизведения. Поэтому конфигурация некоторых букв доходит до 5—6. Текст писали справа налево, сверху вниз, во многих случаях, особенно в вышивке, использовали приемы лигатуры и узоров. Гласные в середине или конце слов встречаются лишь в текстах, выполненный в поздний период существования рунического письма.

В мире функционирования оригинальная системы письма, рунические письменности Востока и Запада, чуваши — единственный народ, который, обладая богатейшим наследием — традициями древнейшей культуры, смог сохранить и развивать ее вплоть до 19 в.

41.​ Чувашские народные приемы счета и измерения (денежный счет, чувашские цифры, меры длины, веса и объема).

ДЕНЕЖНЫЙ СЧЕТ

В древности многие народы вместо денег использовали шкурки пушных зверей — куниц, белок и т. п. Так в русский язык пришло слово «деньга» от тюркского «тăньга», которое в свою очередь образовалось от слова «тин (тăйин)» — белка.

У чувашей слово пус образовалось от персидского пуст — «шкура, кожа».

Но у предков чувашей с древности существовали свои металлические деньги. Их чеканили из золота, серебра и бронзы. Вероятно, эти монеты назывались укçа (окçа) и сум (сом). Укçа была более мелкой монетой.

Позднее чуваши стали использовать золотоордынские и русские монеты. Словами сум или тенкĕ стали обозначать рубль, пус — копейку, а укçа или укçа-тенкĕ — просто деньги.

ЧУВАШСКИЕ ЦИФРЫ

Чувашские цифры, — древнее обозначение чисел, из тюркской рунической письменности, до сих пор используемое чувашами при нумерации брёвен в срубе.

Древние чувашские цифры появились, по мнению учёных, от счёта на пальцах. Чувашские числовые знаки имели внешнее сходство с римскими, но имели некоторые отличия. Если в римской записи большие числа стояли слева, то в чувашской — наоборот, справа. Знаки для обозначения 5, 50, 100, 1000 у чувашей отличались от римских (см. рис.).

МЕРЫ ДЛИНЫ, ВЕСА И ОБЪЕМА

Hемало своеобразного было в чувашской системе мер длины. Меры длины включали следующие единицы: пўрне "палец" (толщина пальца, 2 см), 5 пўрне составляли ал лаппи "ладонь" (10,25 см,), 2 ал лаппи — шит "пядь" (20,5 см), 2 шит — чике "локоть" (41 см).

В земельных мерах и измерении расстояний применялись: утам "шаг", равный длине шага мужчины среднего роста (88 см); халас "обхват" — размах рук от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой (176 см); чалаш "косая сажень" — от конца пальцев вытянутой правой руки до пальцев левой ноги (248 см); верен "веревка", равная 10 чалаш; сухрам — предел слышимости крика. С ХVI в. у русских был позаимствован аршен "аршин", равный 4 чувашским шитам, вершук "вершок" — 2 пўрне. Халас стал соответствовать сажени (213 см), сурхрам — версте (1,07 км).

Универсальными мерами сыпучих и жидких тел являлись сосуды черес "чиря", изготовленные из выдолбленного куска липы. В измерении сыпучих тел чуваши изменяли патавкка "пудовка" (1 пуд, т. е. 16,4 кг), пачах "бучуг" (2 пуда), патман "батман" (4 пуда), михе "мешок" (4-5 пудов), чепта "куль" (9 пудов).

С ХVI в. в быт чувашей вошли русские меры веса: пат (пуд), керепенке (фунт), =ур керепенке (1/2 фунта), черек керепенке (1/4 фунта), усмухха (1/8 фунта), маскал (золотник).

42.​ Метеорологические знания. Наблюдения за погодой. Чувашская народная медицина и ветеринария. Приемы лечения хворей и болезней.

Народные врачи и способы лечения. Обычно в каждой деревне были свои знахари (юмac) и наговорщики (вeрyce, aрaмca, чeлхеce). К ним обращались в случае болезней или каких-то бед, иногда они выступали в качестве гадальщиков, помогали находить украденную вещь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: