Первые победы

Заикание — следствие робости. К сожалению, не суще­ствует аппарата для накачивания смелости. Последнее со­здается одержанием разнообразных повседневных побед с помощью коллектива. Победы в речи — в центре внимания на всех фазах!

Что предшествует этому моменту? — Упорная внутрен­няя подготовка. Помимо проработки коллективного догово­ра о совместной борьбе устанавливается замедленный ин­дивидуальный темп речи; на нем практикуется чтение и пересказ легких, спокойных текстов, читка автобиографий, дневников, бодрых статеек и т. д. <...> Каждый дебютант должен заранее хорошенько обсудить, какие факты и штри­хи из своей личной жизни он намерен отметить.

К концу первой фазы нас интересуют внешние побе­ды, выход на улицу, за пределы коллектива. Прочных успе­хов лечащийся от заикания добьется в том случае, если он побывает в различной обстановке, а именно: в обстановке со­чувствующей ему, равнодушной и даже враждебной. Во всех этих ситуациях важно одно: чувствует ли себя наш коллек­тивист равным в той или иной аудитории, ниже или выше ее. Самой благоприятной для него обстановкой будет, разу­меется, сочувствующая, необходимая ему в первое время в такой же мере, как воздух и вода. Сочувствующая среда бы­вает разная: среда своих, участников коллектива; среда род­ных, друзей, благожелателей; среда людей с теми или ины­ми дефектами...

Заикающийся, а также приступивший к лечению чувству­ет свою неполноценность главным образом в присутствии вышестоящих лиц, иногда вышестоящих в буквальном смысле: высоких, здоровых, сильных. Перед лицом, имею­щим тот или иной дефект, нет такого смущения.

Заикающиеся в присутствии детей редко заикаются, чув­ствуя свое превосходство. Что касается взрослых, то здесь надо иметь в виду следующее. Одни не заикаются в присут­ствии «своих», другие, наоборот, заикаясь в присутствии своих, не заикаются в присутствии чужих. Надо так комби­нировать первое время, чтобы эти «свои» для одних, явля­ясь «чужими» для других, составляли благоприятную ауди­торию для обоих типов заикающихся.

«Следует ли готовиться к предстоящим выступлениям?» — спрашивают наивно некоторые. Как же иначе! Величайшие ораторы нашего и прошлого столетия: Лассаль, Жорес, Воло­дарский и другие — готовились к выступлениям не только по содержанию, но и по форме, а нам, обыкновенным ораторам, готовиться нужно и подавно. «Всякому искусству предшествует мастерство», — говорит Гёте. Мас­терство же немыслимо без техники, тренировки, понимае­мой в широком смысле. Знаменитейший изобретатель, ста­рик Эдисон, недавно умерший, спрашивал о себе: «Что такое Эдисон?» — и отвечал: «...девяносто пять процентов терпе­ния и пять процентов гения».

«Противно готовиться к выступлениям!» — стонут другие.

Сколько раз в день слепой согласился бы лечить свои гла­за, чтобы только стать зрячим!

Сколько раз в день немой согласился бы тренироваться в произношении, чтобы только заговорить!

Научить наших коллективистов пользоваться своими не­удачами как полезными уроками для будущих побед — вот задача первой фазы.

Между первой и второй фазами необходимо произвести первый отсев. Малоуспевающих, не работающих, живу­щих все время за счет чужой бодрости, чужих побед, надо из коллектива устранить, хотя бы этого и не хотелось. Отсев по­может всему коллективу двинуться вперед быстрым шагом.

Первая фраза выявляет следующие преимущества кол­лектива.

1. Больной попадает в социальную среду после известно­го отрыва, именно в среду равных (в первое время).

2. Вследствие этого у него ослабляется ощущение непол к. ценности, угнетающего настроения.

3. У больного появляется чувство принадлежности к кол­лективу, укрепляется вера в себя, развивается ответствен­ность перед коллективом, желание не осрамиться, прило­жить все усилия для излечения.

4. Больной отвлекается от себя и переносит свое внима­ние на других; известно, что в среде себе подобных симпто­мы у заик почти не проявляются, т. е. заикание значитель­но уменьшается и даже устраняется вовсе.

5. Больной открывает свою психику и дает обильный ма­териал для самолечения; известно, что самые тонкие страни­цы о «тайнах» заикания написаны самими заикающимися.

6. В коллективе каждый постепенно начинает и свои фо­бии (боязнь людей, известных ситуаций и т. д.расцени­вать иначе, говоря себе, что и другие, их не боятся.

7. В коллективе больные могут проверить друг у друга правильность здоровых рассуждений, неверных внушений,

8. В коллективе возможна сравнительная оценка болезни и условий лечения; такая коллективная оценка, с утверж­дением о возможности для такого-то члена коллектива ис­целиться, действует чрезвычайно ободряюще на коллекти­виста.

9. В коллективе участники отмечают и утверждают друг у друга успехи, и такое коллективное утверждение куда сильнее индивидуального, исходящего от врача: известно, что больной больше верит больному же, чем врачу.

10. В коллективе больные находят друг у друга индиви­дуальные особенности, то здоровое, что уцелело в психике, и это используется в лечении.

11. В коллективе больные имеют впервые возможность говорить, читать свои тенденциозные повести, днев­ники без риска быть осмеянными за медленную речь и ин­тимные признания; кто из здоровых людей стал бы их слу­шать на первой фазе?

12. Все «победы», действия, казавшиеся до коллектива неосуществимыми, больные совершают совместно, служа друг другу моральной поддержкой, тогда как индиви­дуальная психотерапия возлагает все трудности на одного лишь больного.

13. В коллективе сильные берут шефство над слабыми, взаимно заряжаются бодростью и энергией.

14. Победы в коллективе обычно преувеличиваются, а неудачи преуменьшаются; коллективно обсуждаются, осуж­даются и осмеиваются неудачи.

15. Коллективное самолечение экономически доступнее всякого иного лечения: никаких затрат оно не требует, а до­биться помещения или чего-либо иного легче коллективно, чем в одиночку.

Опасения некоторых об «угнетающем действии» коллек­тива на участников, о «психической заразе» не сбылись в действительности. Коллектив может оказаться бесполезным — при плохой организации, неудовлетворительном отборе уча­стников, но вреда он принести не может. Заикание в коллек­тиве никак не может усилиться, этому препятствуют, меж­ду прочим, периодические отсевы и перегруппировки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: