Замедленная речь

Болезненно замедленная речь (брадифразия) также встре­чается среди детей, чаще у олигофренов. Страдающий этим недостатком говорит медленно, вяло, растягивая слоги на гласных звуках и смазывая артикуляцию. Такая речь неэс­тетична, не приспособлена к целям социального общения (брадифразика не выслушивают до конца, избегают с ним говорить, трунят над ним и т. п.). Это патологическое явле­ние речи связано с типичными вообще для данного ребенка заторможенным мышлением, вялыми и медленными движе­ниями.

Перевоспитание замедленной речи проводят:

1) Лечением соответствующими медикаментами и физи­отерапией нервной системы.

2) Логопедическими приемами, вырабатывающими быст­рые и четкие речевые движения. И здесь вся работа основы­вается на ритме. Главные упражнения — четкое ритмичес­кое чтение по слогам под отбиваемый рукой такт с постепен­ным ускорением темпа чтения. Произносятся стишки и самостоятельная речь; скороговорка — наиболее благодатный в данном случае материал. Очень полезно с такими детьми систематически проделывать ритмическую гимнастику с быстрыми и четкими движениями: маршировка, бег и дру­гие телодвижения под музыку и т. п., а также всякого рода игры, спорт, состоящие из быстрых (под наблюдением вра­ча) движений. Более тесное вовлечение в активную жизнь коллектива сверстников — полезное условие воспитания нормального темпа речи.

В результате 6—12-месячной работы речь становится зна­чительно четче и быстрее. В этом случае необходимо срав­нительно долгое наблюдение над брадифразиком и после обу­чения.

Что касается целого ряда других речевых недостатков, как-то: беспорядочной болтовни, когда ученик безудержно говорит, не наполняя своей речи достаточным содержани­ем, часто повторяет одно и то же; вставки лишних, не имею­щих социальной значимости звуков, словечек и словосоче­таний и т. п., то такие недостатки исчезают в результате об­щего воздействия школы путем развития сознания и опре­деленного обучения (тренировка в синтаксисе) или же пу­тем постоянных поправок, указаний, советов и тому подоб­ных педагогических воздействий, упражнений в правильной литературной речи через чтение и беседы, а главное — пу­тем повседневной речевой практики в общественной жизни при условии здоровых социальных взаимоотношений с кол­лективом.

В основе последней группы речевых недочетов лежит или неправильное речевое окружение и воспитание, или же рас­стройства в соотношении основных мозговых процессов — возбуждения и торможения на почве перенесенных болезней или нейропатической отягченности.

Всякого рода расстройства речи на почве психических заболеваний (шизофрения и т. п.), как-то: логоррея (бессмыс­ленный речевой поток), безудержная быстрота речи, манер­ность речи и т. п., ликвидируются путем специального пси­хиатрического лечения: с выздоровлением психики исчеза­ют и указанные извращения речи.

М., 1959. — С. 242—

Хватцев М.Е. Логопедия. 253, 308—310.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: