Предпосылки зарождения, особенности развития и основные направления русского марксизма

М-зм появился в России одноврем. с позит-мом (нач. 40-вых 19в.). Источники возникн. одинаковы: появление нового индуст. об-ва, измен. соц.-класс. струк-ры требовали создания новой соц. теории. Мировозз-кие позиции различны. М-зм: об-во базируется не только на естест. законах, но и на общест-х (отлич-ся от первых тем, что более подвержены измен.,опираются на волю, знания людей).

Понимание полит. и экон. сфер об-ва опир-ся на принципы матер-ма (матер. поним. истории). Задача М-зма – не только объяснение, но и измен-е хода истории.

Маркс дает оценку индуст. об-ву: полож. чела в нем улучшается, меняются произв. отношения, проявл-ся гуманизм(чел не винтик, а самоценность). Звучит тема конфликта: говорит, что изменяющееся об-во находится в сост. против-чия м/д трудом и капит., буржуаз. и пролет-том. Показал возм-ть использования разл. методов: аналит-кий, сист-ный, диалект-кий.

В России первое знак-во с направлением – это кружки. Сущест-ли некот. переводы, но с примечаниями, котор. имели неточ. толкование, поэтому создав-ось не объект. понимание Маркса. В 1872 перев. 1 том Капитала – начинается обсуждение. В 80-е годы у нас марксизм форм-ся в самост. направление и начин. борьбу с др. напр-ми. Толчком для распростр. идей послужил форм-щийся после реформы 1861г. пролетариат(носит. марксист. мысли).

М-зм делится на след. ветви: эконом. материализм (Зибер, Фисенко), ортодокс. М-зм (Плеханов, Ленин), неортодокс. М-зм (Струве, Булгаков).

Экон. матер-зм. Первое знак-во с марксизмом,признание прогрес-ти капит-ма, но ничего не говорят о путях преобразования этого об-ва,последующей государ-ти.

Зибер Н.И. Задачей своей считал - познак. об-во с работами Маркса, Энгельса. Перевел множ-во их работ. Рассматривал проблемы: история развития нашего нар. хоз-ва, экономическая культура, поним-е историч. процесса. Пишет о соц. структуре, как появляется класс: в первобыт. об-ве все делали всё(вместе воевали, собират-вом занимались). Потом начин-ся процесс деления, кот. носит наследст. характер(кузнецы, гончары). И так до 70-х годов показ-ет образование основ. классовПризнавал капитализм прогресс-ым в экономике(!), не признает диктатуры пролет-та,будущее принадл. мелкому произ-ву. Требования к социол. исслед.: комплекс. сист. подход, четкий план, глубокое поним. исслед-го явления, использ. всех возм-тей истор. эпохи, определение колич-го фактора.

Работа «Отношение к труду»:всякое насилие сказыв. на произв-ти, нельзя увел-ть рабочее время; техника сдерж-ет развитие личности, индив-ти чела; чем хуже полож. раб-ка, тем больше он зависим от об-ва, чем более он зависим, тем меньше для себя может сделать.

Ортодокс. марксизм. Вник в сущность М-зма, не ограничиваясь экон. частью. Пытался опред-ть силы и пути постр-ния нового об-ва, его будущность.

Плеханов Г.В. Доказал применимость М-зма в росс-х условиях, пыт-ся опред-ть новую расстановку сил, сложив-ся в об-ве. Вначале нах-ся на народн-ких позициях: к социализму через крест. общину. Затем заметил её разложение, и появление носителя капит. отнош-й – пролетариата, поэтому перемещает пропаганду на него. Использует факторный метод: экон. фактор – главный, остальные им определяются.

Работа «К вопросу о роли личности в истории»: направлена против взглядов народников, утверж-их, что двигателем истории явл-ся выдающ. личности, за кот. слепо следуют массы. Доказывает: развитие об-ва опред-ся развитием произв.сил. Они в свою очередь: 1.заклад-ют зрелость экон. отн-ний; 2.опред-ют соц.-пол. строй; 3.психику общест-го чела; 4.идеологию. Определяет лич-ть через свободу. Свобода есть осознанное выражение необходимости.

Ленин В.И. Многие работы связаны с социол-кой проблематикой. Освещены след. проблемы социол. знания: соц. структура дореволюц. российского об-ва; рынок и общест. разд-ние труда; соц. структура власти и др. Критерием научности (соц-гии) считал формац-ную теорию, т.к. произв. отн-ния помогают понять истор. процесс. Требования к социол. исслед-ям изложил в статье «Статистика и соц-гия»: 1. факты не д/быть односторонними; 2.факты д/быть вписаны в саму реальность.

Работа «Что такое друзья народа». Изложены основ. принципы маркс. соц-гии: 2.диалект. метод в изучении соц. явлений; 2.матер. понимание истории; 3.системность в изучении об-ва.

Неортод. марксизм. В конце 90-х возник как учение о М-зме. Разраб-на идея о прогрес-ти капит-ма для преод-ния отсталости росс. об-ва. Выступали за свободу слова и печати, за решение крест. вопроса, но сохранение бурж. прав-ва, самодержавия.

Струве П.Б. Трудно четко отнести к какому-либо напр-ю, представ-ет нечто самост-ное. Вначале стоял на позициях марксизма, а капит-зм считал переходным этапом. Затем, увидев прогрессивность капит-ма,он изменил свое мнение и перешел на позиции либер. буржуазии. Развивает проблему интеллигенции. Говорит о осущест. трех подходов к инт-ции в нашей лит-ре: 1.это что-то самост-ное, но надклассовое; 2.самост. класс; 3.единица религ.-культурного порядка. Струве выделяет полит. аспект деят-ти инт-ции. Выделяет черты нашей инт-ции: антигосуд-ть, антиклерекальность(против религии как инс-та),отчужденность от народа. Отчужд-ть м/быть: абсолютной(анархизм) и относ-ной(с элем. демократии). Задачи интеллиг.: повыш. ответ-ти, роли ивлияния, создание идеала. Прогресс об-ва связывает с прогрессом личной годности(совок-ть личных дух. свойств: выдержка, добросов-ть, самооблад.).

Марксизм: 1. Ортодоксальный по форме и по содержанию; Н.И. Зибер, Г.В. Плеханов. 2. Ортодоксальный по форме, не ортодоксальный по содержанию; В.И. Ленин, А.А. Богданов. 3. Легальный; П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский. 4. Систематизаторы марксизма; С.А. Оранский, Н.И. Бухарин. 5. Из марксизма в противовес ему; С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. 1. Николай Иванович Зибер - не был революционером, первый крупный популяризатор учения Маркса. Проводник Маркса на русскую почву. В работе «Очерки первобытной экономической культуры» анализировал формы собственности, доказывал из общинной собственности появилась частная.

2. Георгий Валентинович Плеханов. Осн.работы: «К вопросу о роли личности в истории», «Материалистическое понимание истории». 1. Классовая модель общества, с экономической доминантой (базис). 2. Нацеленность его теорий на радикальное изменение социального строя революционным способом. 3. В подчинении социальной среде статус личности и ее зависимость от базиса социальных институтов, Но в отличии от Ленина, Плеханов против прямого и вульгарного воздействия базиса на сознание личности. По мнению Плеханова, революция 1917 года – это нарушение логики исторического развития.

3. Ленин. Отношение к социологии, до начала 20 г. Употреблял ее, после назвал ее лже наукой. 1. Социологическая теорияисторический материализм. 2. Занимался прикладными исследованиями. 3. Социология должна выстраиваться строго по принципу партийности. 4. Плеханов (Маркс) делал акцент на производственные силы, а Ленин на производственные отношения. Говорил, мы не создадим, социализм пока не создадим рабочую партию, т.е. мощное вмешательство субъективного фактора. В работе 1919 г «Почин» дает определение классам – это такие группы людей, одна из которых может присвоить себе результаты другой.

4. Петр Бернагардович Струве. (Умер в Париже, отпевал Булгаков). Увлекался полит-экономикой. От легального марксизма, через кантианство к идеалистам. Работы: «Критические заметки к вопросам об экономическом развитии», «Размышление о Русской революции». Критиковал позитивизм. По мнению Струве, капитализм – это неизбежно, это нормально, это весьма хорошо. Отверг позитивизм, принял марксизм, отказ от марксизма, принятие кантианства, приход к идеализму. Основные понятие: 1. Капитализм – классовая борьба затухает, развитие капитализма – это сбалансированное развитие. 2. Фундаментом общества является культурные ценности – которые в данное время доминируют.

5. Михаил Иванович Туган-Барановский. Едины со Струве - ни какой класс изменить общественное развитие не может. Различны Барановский – дифференциация в обществе есть следствие в сфере распределения благ. Работы: «Интеллигенция и революция» / Лавров, Михайловский. «Концепция государства» - это особый аспект сверх личного человеческого бытия. «Модель великой России» 1. Сильное государство/ государственный национализм. 2. Идея личной годности (ответственность человека за свои действия). 3. Сохранение национальной культуры. 4. Религия. 5. Обязательное сохранение частной собственности. Барановский: 1. Дифференциация общества через систему распределения жизненных благ. 2. Идея кооперативов, эффективная экономика должна быть многообразной в хозяйственном отношении.

6. Систематизаторы марксизма: Н.И. Бухарин, И.П. Разумовский, С.А. Оранский. Марксизм – пытались изменить. Они считали, что нет единой трактовки Марксовых идей. Характерно игнорировали Российскую социологическую мысль (социология началась с них, так они считали). Отстаивали право социологии на существование самостоятельной науки. Всю не марксийскую социологию считали буржуазной. У Маркса разработка базис-надстройка считали поверхностным, нужно доработать, Сделали вывод, что нет прямой связи между базисом и надстройкой. Разработали учение об общественных классах.

7. А.А. Богданов. Работы: «Тектология: всеобщая организационная наука» «Наука Тектология» - это наука о всеобщих организационных принципах систем любого уровня. Если мы выделим абстрактную составляющую, то можем объяснить любую систему. Основные положения тектологии: Система=комплекс – это взаимодействие независимых процессов связанных между собой циклами развития и деградации. Системы: Линейные, нелинейные. Все комплексы делятся: 1. Организованные 2. Неорганизованные 3. Нейтральные. Организация – сгруппированность людей, для достижения цели и координирования их действий. Закон наименьших – прочность и стабильность любой системы определяется прочностью и стабильностью самого слабого звена. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/959746





Подборка статей по вашей теме: