1. Культура (от. лат. - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
В узком смысле - сфера духовной жизни людей.
Выделяют материальные и нематериальные аспекты культуры.
Материальная культура - физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами, т.е. искусственно сделанное, процесс или образование, несвойственное природе и возникающее обычно в ходе ее преобразования): книга, паровая машина, храм, погребение, орудие труда, жилой дом, украшение и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут в себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.
Нематериальная, духовная культура: нормы, правила, образцы, эталоны, модели поведения, церемонии, язык, мифы, символы, идеи, обычаи. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
В социологии культура - это социальная система организованных при помощи норм и ценностей функционально полезных, закрепившихся в общественной практике и сознании общества форм деятельности. Культура в обществе представлена материальными предметами, социальными установлениями (институтами, традициями), духовными ценностями. Здесь понятие “Институт” используется для обозначения совокупности норм права по определенному кругу общественных установлений (институт брака, институт права и т.д.)
В человеческом существовании не бывает отсутствия культуры. Можно только говорить о различных уровнях развития тех или иных аспектов культуры, исследовать их и находить объяснения различиям.
Существует также понятие “субкультура”:
1) культура какой-либо социальной или демографической группы;
2) в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию.
Виды норм и правил, воздействующих на человека, группу, организацию.
1. Общечеловеческие этические нормы - признаются большей частью цивилизованного человечества, восходят к древности, отражают общее в многовековом опыте человеческого общения, близки к общим религиозным заповедям ведущих мировых религий.
2. Теономная этика - этические нормы и правила религиозных учений от очень строгих, подробно описывающих поведение своих приверженцев (иудаизм), до достаточно “либеральных” (протестантизм).
3. Идеологическая этика - нормы и правила поведения, определяемые правящей группой, элитой, отражающие особенности общественно-экономической формации.
4. Национальная этика - нормы и правила, входящие в структуру менталитета нации и фиксирующие те отличия в поведении, которые выделяют данную нацию среди других. (Домострой и т.д.)
5. Профессиональная этика - включает особые требования, предъявляемые к носителям той или иной профессии, принадлежность к которой подразумевает влияние на существование других людей.
6. Региональная, местная этика - включает особые нормы поведения представителей данной местности (экономность, хлебосольство, отношение к юмору).
7. Корпоративная этика - включает нормы поведения, принятые в данной фирме.
8. Групповая этика, явление субкультуры - нормы поведения в коллективе, группе, включая семью. Особую заботу общества представляет этика поведения в социальных группах с девиантным поведением, субкультура таких групп.
9. Индивидуальная этика - личностная система норм и правил поведения и оценки поступков, формирующаяся в процессе индивидуального развития и социализации человека.
Из истории российской деловой культуры.
В 1912 г. российскими предпринимателями было выработано семь принципов ведения дел в России.
1. Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дела. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.
2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российские предприниматели должны быть безупречными носителями добродетелей честности и правдивости.
3. Уважай право честной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.
4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. в таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.
5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову: “Единожды солгавши, кто тебе поверит?” Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.
7. Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение “двум господам” противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
Некоторые особенности формирования и проявления национальной культуры целесообразно рассмотреть в контексте понятия “менталитет”. Менталитет- совокупность принятых и в основном одобряемых обществом взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, которая отличает это общество от других человеческих общностей.
В человеческом существовании не бывает отсутствия культуры. Можно только говорить о различных уровнях развития тех или иных аспектов культуры, исследовать их и находить объяснения различиям.
В зависимости от специфических особенностей тех или иных сфер общества и видов деятельности, культура подразделяется на:
- экономическую,
-политическую,
- профессиональную,
- физическую,
- художественную,
- городскую,
- сельскую.
Каждый из выделенных типов культур, органически взаимосвязан со всеми остальными ее типами, и представляет собой своеобразную “проекцию” на соответствующую сферу общества и осуществляемую в данной сфере специфическую деятельность людей.
2. Выделяют следующие подходы к определению экономической культуры: