1. Термин «организация» употребляется в нескольких значениях.
Его употребляют, когда говорят I) об организованной, определенным
образом упорядоченной деятельности людей; 2) о степени внутренней
упорядоченности, согласованности частей единого целого например,
деятельность цехов одного завода; 3) об определенном элементе социальной структуры общества. Именно третье значение данного термина чаще всего употребляется в социологии.
2. В социологии принято деление организаций на формальные и
неформальные. Под неформальными организациями понимается сис-тема межличностных связей, возникшая на основе взаимного интереса
индивидов друг к другу без соотнесенности с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая общность людей
(товарищеская компания, объединение по любительских интересам и
т.п.).
3. В наибольшей степени социологов интересуют формальные организации. Существенные признаки формальной организации состоят в
следующем:
Ø наличие определенной цели действия данной организации;
|
|
Ø совокупность функциональных положений, занимаемых члена
ми данной организации, воплощаемых в свойственных им социальных статусах (должностях) и ролях:
Ø конкретное воплощение соотношения этих статусов (позиций)
через распределение отношений власти и подчинения;
Ø совокупность правил и норм, регулирующих отношения между людьми, занимающими определенные статусы в данной организации и выполняющими определенные роли в ней;
Ø формализация значительной части целей функций данной организации и нормативная регуляция поведения, отношений между членами данной организации (устав предприятия, например).
4. Формальная организация обладает определенной структурой.
Социальная структура организации определяется тремя основными
факторами:
Ø целям и функциями;
Ø ценностно-нормативными стандартами;
Ø иерархической упорядоченностью социальных статусов и ролей.
5. В процессе своего функционирования социальная организация
вырабатывает два ряда требований: один из них - требования организации к входящим в ее состав индивидам, а другой - требования к организации. Требования организации к индивидам состоят в следующем:
Ø активная и эффективная деятельность, направленная на успешное достижение цели, стоящей перед организацией;
Ø требования к индивидам формулируются безотносительно к их личностным особенностям, т.е. как безличностные (университет, на
пример, предъявляет свои требования к студентам, независимо от особенностей личности каждого из них);
Ø требования предъявляются к индивидам как к членам определенной социальной общности (скажем, требования к студентам определенного вуза, определенного факультета, определенного курса и т.п.).
|
|
6. Требования со стороны индивида к организации таковы:
Ø обеспечение устойчивости социального положения данного индивида;
Ø возможность самоутверждения индивида в обществе как члена
данной организации (члена партии, религиозной общины, футбольного клуба и т.д.);
Ø обеспечение условий (социальных, бытовых, культурных и т.п.)
для его саморазвития как личности.
От взаимодействия и взаимоудовлетворения этих требований зависит устойчивость данной организации, динамика и эффективность ее деятельности.
7. Формальная организация обладает характерными чертами (особенностями), в сущности, она:
Ø рациональна., т.е. формируется и действует в соответствии с
принципами целесообразности, рациональности, сознательного движения к цели;
Ø безличностна, т.е. нейтральна к индивидуальным личностным
особенностям своих членов, поскольку рассчитана на их взаимоотношения, устанавливаемые по составленной программе (например, отношения между солдатами и офицерами в армии, между директором, инженерами, бухгалтерами, рабочими на заводе и т.д.);
Ø предусматривает и регулирует только служебные отношения;
подчинена в своей деятельности и во взаимодействии с внешним ми
ром, а также во взаимодействии своих членов функциональным целям;
Ø обладает (в большинстве случаев) административным персона
лом, ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности
как социального целого.
8.Все изложенное дает основание для определения рассматриваемой социальной общности. Социальная организация - это такая общность людей, которая складывается в определенную систему отношений и взаимодействий индивидов для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координация
усилий и соблюдения определенных правил сотрудничества в процессе функционирования системы управления.
Важное значение имеет типология организаций. Можно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся типы организации
Ø добровольны е ассоциации.
Ø производственно-хозяйственные.
Ø кредитно-финансовые.
Ø научно-исследовательские.
Ø учреждения здравоохранения и социального обеспечения.
Ø учреждения культуры и досугового обслуживания населения.
Ø учреждения правоохранительных органов.
Ø организации вооруженных сил.
Ø административно-управленческие организации
10. Формальная организация предполагает управленческую деятельность. Наиболее четко принципы последней разработал М. Вебер в своей теории бюрократии. Ее основные пункты таковы:
Ø задачи организации распределены как официальные обязанности сотрудников;
Ø занимаемые сотрудниками позиции (должности) организованы в
иерархическую структуру власти и подчинения. Такая иерархия имеет форму пирамиды, в которой каждое должностное лицо ответственно перед выше стоящими как за свои собственные решения и действия, так и за действия своих подчиненных и в которой каждое должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже его на служебной лестнице;
Ø решения и действия должностных лиц управляются формально
установленной системой правил и инструкций;
Ø формальная организация располагает специальным административным штатом, в задачу которого входит обеспечение ее эффективного функционирования;
Ø должностные лица в своих контактах с клиентами и другими
должностными лицами обязаны руководствоваться безличностной ориентацией. Безличность и бесстрастность призваны предохранять paциональность суждений и действий сотрудников при выполнении ими своих обязанностей от влияния личных чувств и настроений;
|
|
Ø наем организацией сотрудника предусматривает его продвижение по службе, при хорошей работе должны создаваться условия и возможности продвижения сотрудника вверх по служебной лестнице;
Ø формальная организация призвана развивать «корпоративный
дух» среди служащих, формировать у них высокую степень лояльности к организации, стремление неуклонно следовать установленным правилам и нормам. Это должно стимулировать интенсивную деятельность сотрудников в интересах организации.
11. В системе организаций существуют так называемые ложные
организации, включающие в себя довольно многочисленные и разнообразные подразделения.
12. Американский социолог Т. Парсонс выделил три уровня управления в таких организациях. Руководители низового звена (операционные руководители) осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, отвечают за непосредственное использование выделенных людских, финансовых, материально-технических и иных ресурсов. Типичные представители низового звена управления - мастер смены, старшая медсестра, сержант и т.п. Второй уровень управления осуществляется руководителями среднего звена, которые возглавляют подразделения или отделы в организациях. Это - начальники цехов, деканы, руководители отделений, офицеры от лейтенанта и выше. Над ними возвышается слой руководителей высшего звена - директор завода, ректор вуза, генералы, министры.
13. Эффективность деятельности организации в решающей степени зависит от ее взаимодействия с внешней социальной средой.
Эта среда включает в себя экономические условия, социальную структуру общества, систему образования и подготовки кадров, материальное и духовное благосостояние населения, технологические системы и т.п.
14. 0рганизация не только испытывает влияние внешней среды, но и своей деятельностью способна оказывать обратное влияние на среду, иногда очень существенное.
|
|