Основные положения
1. Программа социологического исследования - это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки.
Программа исследования должна отвечать на вопросы:
Ø Что надо делать?
Ø Каким кадровым потенциалом, на основании каких научных заделов и научно-технических средств осуществить задуманное?
Ø Как выполнить задуманное?
2. Программа социологического исследования выполняет три ос-
поеные функции:
Ø Теоретико-методологическая функция призвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы ее решения.
Ø Методическая функция заключается в определении способов
сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов.
|
|
Ø Организационная функция состоит в планировании деятельности
исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых
результатов по каждому из намеченных этапов.
3. Структура программы определяется ее функциональными задачами. Поскольку первой ее функциональной задачей является методологическое обеспечение прикладного социологического исследования, постольку и первая часть ее является методологической. В ней должна быть четко определена изучаемая проблема, ради которой проводится намечаемое исследование.
Именно вычленение и осмысление возникшей проблемы первый, исходный шаг в конструировании программы. Программа представляет собой, форму вопросительных высказываний выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому выяснению и прикладному разрешению. Иными словами, проблема - это социальный заказ, который должен выполнить социолог, осуществляющий прикладное исследование.
4. Подлежащая решению проблема предполагает изучение реальных возможностей ее решения - кадровых, финансовых, технических, организационных, совокупность которых очерчивает контуры назревшей проблемной ситуации. Наличие возможных альтернатив обусловливает желательность выбора оптимального решения постав ленной проблемы. Это, в сбою очередь, определяет необходимость некоторых ограничений, позволяющих уточнить проблему. Это достигается путем:
Ø выделения объекта и предмета исследования;
Ø определения целей и задач исследования;
Ø формулировки гипотез (предположений) и вариантов решения
исследуемой проблемы.
|
|
Объект - это совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, выступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога. В методологической части программы, исходя из существа выделенной проблемы, необходимо сформулировать исходные представления об объекте исследования, актуальность и важность его изучения именно в прикладном отношении.
Предмет исследования - это определенная сторона или свойство (свойства), особенности объекта, заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладном исследовании. Выбор предмета исследования позволяет очертить рамки предпринимаемого исследовательского проекта и одновременно с этим позволяет выбрать те стороны, свойства изучаемого объекта и существующие между ними связи, которые наиболее рельефно выражают центральный вопрос проблемы.
Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта и предмета обусловливают стратегию прикладного исследования и его направленность, выражаемые в его целях и задачах.
Цель прикладного социологического исследования - это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность социологов. Четкой постановкой цели исследования в программе достигается выявление возможных направлений решения данной проблемы, определение обкома работ, временных и финансовых затрат, кадровых и материально-технических ресурсов, методического и процедурного обеспечения достижения ожидаемою результата. Это позволяет четко установить взаимоотношения заказчика и исполнителя и обязанности сторон, отраженные в нормативной части программы как социального документа, отражающего форму исследования й представления результатов исследования.
5.Четкое выяснение цели исследования позволяет вычленить четкие его задачи Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы. Каждому виду исследовательских задач (теоретических, эмпирических, описательных) соответствует определенный состав познавательных действий, приемов и методов социологического исследования.
6. Значительное место в программе исследования занимает предварительное рассмотрение основных понятий, в которых описывается
изучаемая социальная проблема (например, в случае прикладного социологического исследования путей активизации экономического по
ведения различных групп населения в условиях становления рыночных
отношений, определяются понятия: активность, поведение, стимулирование, рыночные механизмы и др.). Смысловому уточнению понятий, их операционализации, поскольку речь идет о прикладном исследовании, следует дать их эмпирическую интерпретацию, т.е. перевести их
смысловое содержание на язык, поддающийся эмпирическому наблюдению фактов и социальных показателей (например, количественно из
меряемые уровни экономической активности, их связи с трудом, уровнем материальной обеспеченности, уровнем доходов, прибыли и т.д.).
7.Заключительной операцией при разработке методологической
части программы исследования становится формулирование рабочих
гипотез в качестве обоснованных предположений о сущности, структуре и особенностях изучаемых явлений и процессов социальной действительности. Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, тенденциях
развития, взаимосвязях с другими объектами.
По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы - это предположения о свойствах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функциональные).
|
|
Объяснительные — это такие гипотезы, которые содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах. Прогнозные - это такие гипотезы, которые раскрывают тенденции развития изучаемых объектов.
По степени общности гипотезы делятся на гипотезы основания и гипотезы следствия. Гипотезы-основания несут в себе предположения широкой общности, гипотезы следствия предположения менее широкой общности.
8. Операционализация понятий и формулирование гипотез открывают переход ко второму, методико-процедурному разделу исследовательской программы. Он включает в себя:
Ø определение общего плана исследования;
Ø построение требуемого планом типа выборки;
Ø определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.
9. В методически-процедурной части программы определяется метод исследования, т.е. система правил теоретической и практической
деятельности, направленной на изучение существенньгх характеристик
изучаемого объекта, а также методика - система операций и предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих
условия получения валидной (т.е. обоснованной и адекватной объекту)
и репрезентативной (воспроизводящей значимые элементы исследуемого объекта) информации.
10. Здесь же выбирается и обосновывается тип инструментария,
т.е. определенного набора методически-исследовательских документов,
разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк интервью, карточка наблюдения
и др.).
11. В этой же части программы формулируется процедура прикладного исследования, т.е. определяются:
Ø основные этапы проведения исследования;
Ø содержание действий социологов на каждом из выделенных этапов;
|
|
Ø предполагаемые результаты действий на каждом из этих этапов.
Кроме того, здесь же конструируется техника исследования, представляющая собой сценарий развертывания основных способов сбора, обработки и анализа (посредством использования ЭВМ) эмпирической социологической информации.
12. Подготовка программы требует высокой квалификации и существенных затрат времени. Поэтому к ее разработке привлекаются ведущие специалисты, а от качества программы в решающей степени зависит качество проводимого социологического исследования, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.