1. Одна из важнейших особенностей постсоветского общества состоит в том, что в нем резко возрастает значимость и роль этнонациональной стратификации. Этничность превращается в мощный социальный фактор, действующий не менее активно и эффективно, чем такие признанные критерии социальной стратификации, как доход, образование, власть и т.п. Однако этничность - понятие очень широкое, под него подпадают такие различные этнические группы, как племя, народность, этнос, нация.
2. Племя — это такая природно-социальная общность людей, которая характерна для первобытно-общинного строя (архаичного общества), объединена кровно-родственными связями, представляет совокупность двух или нескольких родов, отличается от других племен своей территорией, языком, культурой, религиозными верованиями. Так, на территории современной Беларуси в IX-X столетиях н.э. проживали восточнославянские племена кривичей, родимичей и дриговичей.
3. Развитие экономических и политических отношений, духовной
культуры приводит к возникновению более развитой, сложной и обширной общности - народности. Народность - это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и социокультурная общность людей, следующая в процессе этнической эволюции за племенем и предшествующая нации. Племена и народности представляют собой две исторически следующих друг за другом ступени развития этноса.
4. Этнос — это природно-социальная и антропологическая общность людей, возникшая и развившаяся на основе единства природно-ландшафтных условий, кровного родства, языка, особенностей внешнего облика, общей культуры и религии. Этнос характеризуется наличием
устойчивого самосознания и самопознания, которое трансформируется
в языках других народов (например, немецкое «дойч» в русском и белорусском языках трансформируется в «немец», а в английском – в «джермен»). Самосознание этноса развивается через антитезу «мы-они». Поэтому для этноса характерна комплиментарность, т.е. наличие симпатии или антипатии к другим этносам («свои-чужие»). Отличительные черты этноса сводятся к следующему:
Ø этнос как специфическая социально-природная общность развертывает свои особенности в той области действительности, где процессы биосферы и социосферы взаимопереплетаются;
Ø этнос имеет четкие маркировки (признаки), отличающие его
всех других этносов: различия в территории (родина предков), расе, языке, религии, культуре, материальных основах жизни;
Ø этнос обладает своеобразием антропологических характеристик
одежды и культурных традиций;
Ø люди, входящие в состав данного этноса, участвуют в общей для всех их жизнедеятельности на основе общего этнического происхождения (этногенеза) и культуры, воплощенной в языке;
Ø все названные отличия составляют своеобразные «указатели»,
которые позволяют людям данного этноса отличать себя от всех других этнических групп по принципу «свои-чужие»;
Ø при возникновении территориальных, имущественных и иных
проблем между этносами чаще всего основой для принятия решений и действий является представление о вражде с иными этносами, а формой разрешения противоречий и споров выступает социальный конфликт.
5. На формирование и развитие этносов существенное влияние оказывают природно-ландшафтные условия, в которых осуществляется
процесс этногенеза. Наличие относительно замкнутого природного
пространства, ограниченного крупными реками, непроходимыми болотами или горами, усиливает и ускоряет этногенезные процессы. Чем в
более замкнутом пространстве находится этнос, тем более своеобразные черты приобретает процесс этногенеза и тем более своеобразной
создаваемая этим процессом культура. И наоборот, там, где этническое
пространство оказывается разомкнутым, этногенезные процессы характеризуются недостаточной выразительностью. Чтобы такое отличие стало более детально представимым, достаточно вспомнить, насколько резко отличаются друг от друга этносы, населяющие Кавказ, и насколько похожи этносы, населяющие Восточно-Европейскую равнину - белорусы, украинцы и русские.
6. Великие географические открытия и последовавшая за ними
промышленная революция, неразрывно связанная с возникновением и
развитием капитализма, вызвали к жизни новый тип межэтнических
взаимодействии - широчайший, совершаемый в мировом масштабе обмен товарами, идеями и услугами. Это дало возможность людям и их
этнокультурным общностям все дальше отходить от архаических представлений об изначальной враждебности этносов друг другу. Становилась все более широко признаваемой и принимаемой дуальная позиция, предполагающая возможность исторического действия от одного полюса взаимоотношений - к другому, от конфликта - к сотрудничеству и взаимодействию этносов. Именно этот процесс приводит к формированию нации, которая представляет собой уже не этническую, а полиэтническую и надэтническую общность людей.
7. Нация - это исторически сложившаяся полиэтническая социальная общность людей,возникшая и развивающаяся на основе общности их территории, экономических связей; особенностей национального самосознания, психического склада, единого унифицированного языка в его литературной форме, многослойной полифонической культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности. Без единого унифицированного национального языка, без осуществляемого в общенациональных масштабах государственного и правового регулирования жизнедеятельности, без полифонической и многослойной национальной культуры, сохраняющей в себе исходную этнографическую многоцветность, нация не может возникнуть и развиваться. А все это базируется на единой, охватывающей все группы населения страны, системе экономики. Все эти особенности, отраженные и воплощенные в национальном самосознании, сближают прежде «чужих» представителей различных этносов (например, во Франции - гасконцев, бургундцев, лотарингцев и т.п.) в единую общенациональную социальную общность, резко расширяют зону самоотождествления людей - «мы» (например, «мы - белорусы»). Таким образом, нация в своем становлении и развитии неотрывна от национального самосознания, от осознания народом своего своеобразия и единства своей исторической судьбы.
Рассмотрение особенностей становления и развития наций дает возможность вычленить их основные отличительные признаки. Они таковы:
Ø общность территории;
Ø общность экономических связей и деятельности:
Ø своеобразие национального психического склада;
Ø наличие единого унифицированного языка в его литературной
форме;
Ø развитие многослойной национальной культуры;
Ø функционирование государственно-правовой системы регулирования всех сфер жизнедеятельности.
8. Трансформационные процессы этнонационального развития (т.е.
развития, охватившего собой и этнос и нацию) дифференцируется на
два основных типа. К первому из них - объединяющие этнонациональные процессы - относятся:
Ø консолидация:
Ø ассимиляция;
Ø кооперация.
9. Трансформационные этнические процессы разделяющего типа
включают в себя следующие разновидности:
Ø этническое доминирование;
Ø этнодискриминация;
Ø этноприоритетный национализм;
Ø этнический геноцид.
10. В современных условиях становится необходимой конструк-тивная этнонациональная политика государства. Ее основное содержание - обеспечение:
Ø реального равноправия всех этносов, проживающих на территории данного государства во всех сферах жизнедеятельности - экономической, политической, культурной, бытовой;
Ø реализация и защита правового статуса национальных меньшинств, необходимого для их социального, экономического и социокультурного благополучия;
Ø осуществление обоснованной и демократической миграционной
политаки властей в отношении представителей любых этносов;
Ø недопущение и законодательное преследование любых действий, направленных на оскорбление национального достоинства личности или народа;
Ø запрещение деятельности политических партий, общественных
объединений, ведущих пропаганду социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
Тема 3. Социальное управление
Основные положения
1. Общество и любая его более или менее организованно действующая часть (организация: социальный институт и т.п.) представляют собой динамично развивающуюся, целостную и управляемую систему. Американский экономист и социолог П. Дракер утверждает: «Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу». В этом высказывании можно выделить три главных момента:
Осуществлять управленческое действие на развитие социальной системы - значит воздействовать, с одной стороны, на вещи и процессы, с которыми сталкивается данная система в своем функционировании и развитии, а с другой, на людей, которые включены в эти процессы и тем или иным способом действуют с окружающими вещами. Поэтому в структуре любой организации можно и нужно выделить такой элемент, который своей деятельностью обеспечивает ее целостность, осуществляет в ней функции планирования, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь цели этой организации, т.е. элемент управления.
2. Определение данного феномена гласит, что социальное управление, основанное на достоверном знании, - это систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект, в качестве которого может выступать общество в целом и его отдельные сферы: экономика, политика, социальная и духовная сферы или звенья (предприятие, учреждение, организация и т.п.) с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики и целостности, их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение системы к заданной цели.
3. Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и всестороннем изучении шести взаимосвязанных его компонентов.
Деятельность органов управления включает в себя весь комплекс подбора, подготовки, переподготовки, расстановки кадров, их
продвижения по служебной лестнице. Она предполагает определенные
отношения между работниками аппарата управления при выполнении
ими управленческих функций, учитывает специфику формирующихся
у них интересов, предпочтений и ориентации.
Целенаправленное управленческое воздействие на управляемый
объект, включающее целеполагание (социальное проектирование и
планирование, регулирование и т.п.) и целедостижение. Такое воздействие может быть внешним по отношению к управляемым объектам, когда орган управления находится за рамками данных объектов (на
пример, министерство по отношению к входящим в состав соответствующей отрасли предприятиям) либо внутренним, когда управление осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого управляемого объекта (например, ректоратом Санкт-Петербургского государственного экономического университета).
Социальная самоорганизация, представляющая собой совокупность спонтанных процессов внутригруппового регулирования (общественное мнение, традиции, социальные нормы, лидерство и т.п.), оказывающих регулирующее, управляющее воздействие на поведение и
деятельность индивидов и их общностей (групп), на их ценностные ориентации и взаимоотношения.
Система управленческих решений (определенных команд), направленных на обеспечение целостности и устойчивое развитие управляемой системы, повышение ее качественных параметров и эффективности ее функционирования, обеспечение адаптируемости к изменяющимся условиям окружающей среды, как природной, так и особенно социальной.
Анализ и контроль функционирования управляемой подсистемы,
позволяющий оперативно корректировать ее деятельность в соответствии с изменившимися внутренними ее состояниями или внешними воздействиями (например, корректировка качества или количества выпускаемых фирмой товаров, их цены в связи с изменившейся конъюнктурой рынка).
Обеспечение такой направленности деятельности управляемой
системы и всех ее компонентов, которые бы удерживали в допустимых
пределах возможные отклонения в действиях отдельных индивидов и
их групп от поставленных целей и задач.
4. Многогранная совокупность компонентов деятельности управляющей подсистемы в любой социальной системе образует своеобразный «управленческий веер». Наиболее существенные структурные компоненты этого «веера» таковы: целеполагание; административная функция; информационно-аналитическая функция; социальная функция; прогнозирование; планирование; мотивация деятельности; корректирование деятельности; удержание возможных отклонений в определенных пределах; обеспечение компетентности и дисциплины сотрудников; осуществление контроля деятельности и выпускаемой продукции; создание благоприятного климата в коллективе; обеспечение целостности управляемого объекта; повышение качества и эффективности служебной деятельности. Все эти компоненты органично взаимосвязаны, и только их единство и взаимодополнение создают предпосылки для эффективности управленческой деятельности.
5. Все управленческие действия своим исходным пунктом имеют
определение миссии управляемого объекта. Именно в миссии социальной системы воплощен смысл ее существования. Совершенно очевидно, что миссия тракторного завода совершенно иная, чем миссия университета, больницы скорой медицинской помощи или районного отдела полиции.
6. Социология изучает управление как непрерывно осуществляющийся социальный процесс целесообразного воздействия на управляемую систему. Это воздействие не должно прерываться, а тем более прекращаться. Сама же непрерывность процесса управления обеспечивается непрерывностью процесса информации и се преобразованием в команды (распоряжения).
В социологии управления принято четко различать деятельность руководства и управленческую деятельность. Различия между ними П. Дракер определил следующим образом: «Менеджмент - искусство карабкаться по лестнице успеха, а руководство - умение определить, к той ли стене приставлена лестница». Руководство разрабатывает стратегию деятельности системы (организации), определяет цели ее развития и ориентирует ресурсы в избранном направлении. Управление же вырабатывает тактические средства достижения поставленных целей, определяет наиболее эффективные пути реализации определенных руководством задач деятельности данной системы, будь это страна, завод, университет или футбольная команда.
7. В разработку социологии управления важный вклад внесли Ф. Тэйлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, М. Вебер и другие теоретики и практики управленческой деятельности. Первый шаг на этом пути был сделан в начале XX века Ф. Тэйлором. Выражая сущность своей системы «научного управления», он писал: «Наука вместо традиционных навыков, гармония вместо противоречий, сотрудничество вместо индивидуальной работы, максимальная производительность вместо ограничения производительности, развитие каждого отдельного работника до максимально доступной ему производительности и максимального благосостояния».
8. Эти общие принципы научного управления были конкретизированы А. Файолем в пяти основных действиях системы управления. «Управлять, - писал он, - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».
9. Существенный вклад в теорию управления внес Г. Эмерсон. Его
основные управленческие идеи сконцентрированы в двенадцати принципах. Они таковы: точно поставленные идеалы и цели; здравый
смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое
отношение к персоналу; оперативный, надежный и точный учет;
диспетчирование; нормы и расписание: нормализация условий;
нормирование операций; написанные стандартные инструкции;
вознаграждение за производительный труд.
10. Опираясь на эти выводы, М. Вебер разработал «идеальный тип» административного управления, обозначенный им термином «теория бюрократии». В соответствии с этой теорией управленческая деятельность для достижения стоящих перед организацией целей и задач расчленяется на ряд операций, что предполагает строгое, формальное определение задач этой организации. Максимально возможное разделение груда создает условия для использования во всех звеньях управляемой системы специалистов-экспертов, которые несут полную ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей. Управленческая деятельность строится на принципах иерархии, т. е. каждый нижестоящий управляющий или каждое подразделение подчиняются вышестоящему.
11. Придав первостепенное значение формально организуемымаспектам управления, М. Вебер оставил вне поля зрения неформальные
отношения. Однако такие отношения, как показали П. Блау, Р. Мертон
и другие социологи, очень важно учитывать в управленческой деятельности. Р. Мертон, в частности, обратил внимание на необходимость учета латентных, скрытых функций, которые не бросаются в глаза, не поддаются формализации, но очень важны для эффективной деятельности управляемой организации. Особенно существенное значение в данном отношении имеют неформальные, дружественные человеческие отношения, поскольку именно они способствуют сплоченности группы, усилению в ней взаимопомощи, а следовательно, и повышению эффективности совместной деятельности.
12. Обобщая теоретические положения классической теории
управления, их развитие и конкретизацию в последующих социологических исследованиях, опыт эффективно работающих фирм, американские специалисты в области менеджмента Р. Блейк и Дж. Мутон сконструировали широко известную «управленческую решетку». В ней выделяется пять основных стилей управления:
Ø Жесткий стиль управления, при котором производственный результат - все, а человек, его интересы, потребности - ничто. Такой стиль приводит к высокому эффекту в чрезвычайных обстоятельствах, но в обычных, нормальных условиях чреват множеством недовольств, конфликтных ситуаций.
Ø Противоположная модель управленческих действий ставит во
главу угла внимание к человеку, его запросам, интересам, потребностям, но приводит к низкой эффективности производства. Управление здесь осуществляется в духе загородного клуба, где никто ни за что не отвечает. В результате организация лишается интересных заказов, оплата труда снижается, что приводит к неудовлетворенности многих сотрудников сложившейся ситуацией, к их уходу из данной организации.
Ø Иной стиль управленческого поведения проявляется в том, что
управляющий прикладывает минимум усилий для достижения производственных результатов, да и особой заботы о своих сотрудниках не проявляет. Эффективность работы здесь низкая, удовлетворенность трудом, зарплатой, отношениями между людьми также низкая.
Ø Управляющий четвертого типа стремится к надежному среднему
уровню в производстве или к небольшому, но стабильному превышению злого уровня. Примерно в том же ключе подходит он к удовлетворению нужд и запросов работников. Результаты можно оценить в сумме 50%-й заинтересованности работников в труде и 50%-й удовлетворенности его содержанием, результатами и заработной платой.
Ø Пятая управленческая модель (так называемое «групповое управление») приводит к тому, что высокие производственные результаты достигаются при максимальном учете интересов и потребностей работников.
13. Успешное функционирование сложных социальных систем (таких, например, как общество или экономика) требует разнокачественного и разнообразного управления, т.е. вычленения различных уровней и сфер управления. Необходимость построения теоретических моделей управления в таких системах привела к разработке Н. Месаровичем, Д. Мако и И. Такохарой теории иерархически многоуровневых систем. Они выделили управляющие системы трех уровней: одноуровневые одноцелевые; одноуровневые многоцелевые; многоуровневые многоцелевые. Последние из них являются наиболее сложными, представляют из себя иерархические управляющие системы, включающие ряд или множество структурных компонентов и соответствующих им уровней управления.
14. Развитие социологии управления на этом не завершается, в нее включаются все новые выводы, обобщения, теории. При всем их многообразии суть их заключается в одном: социология в изучении управленческой деятельности и в рекомендациях по ее усовершенствованию сосредоточивает внимание на управлении не машинами, а людьми, на мотивации их творческой деятельности в интересах развития не только производства, но прежде всего в интересах развития человека.
Тема 4. Социология культуры
Основные положения
1. Одним из важнейших факторов развития человека и общества является культура. Человек действует не в нетронутой природной среде, а в среде, преобразованной человеческим трудом и культурой. Да и выделился он из животного мира и возвысился над ним благодаря труду и культуре.
Культура - это специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей,
результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведений, воплощаемых ъ социальном развитии человека в его духовном мире.
2. В культуре существует внутренне присущая ей упорядоченность, структурированность. Обычно ее разделяют на два основных типа: материальную и духовную. Под материальной культурой понимается совокупность материальных объектов, созданных творчеством человека - книга, храм, орудие труда, самолет, жилой дом и т.д. В отличие от этого
духовная культура есть совокупность нематериальных элементов, созданных творчеством человека: ценностей, норм, идей, правил, ритуалов, обычаев, традиций, символов и т.п.
3. Именно духовная культура представляет главную часть целостной системы культуры. В ее состав входят: художественная культура (искусство), философия, мораль, религия, мифология, наука.
4. Культура через язык, систему ценностей, норм, идеалов, значений и сам волов задает человеку определенный способ видения и узнавания мира, созидания определенных форм жизнедеятельности в нем.
Поэтому многочисленные различия между странами, народами, социальными группами сводятся в основном к существенному расхождению в системе культурных значений, которые воплощаются в функционирующем в данной стране или социальной общности (этнической, территориальной и др.), языке, обычаях, обрядах, традициях, особенностях образа жизни и быта людей, организации их досуга.
5. Своеобразие социологического исследования культуры заключается в том, что на передний план в нем выдвигается человеко-
творческая сущность культуры. Она понимается в двух взаимосвязанных смыслах:
Ø человек рассматривается как творец культуры, ее ценностей, т. е.
как ее субъект;
Ø человек выступает как творение культуры, ее объект, как результат ее формирующего воздействия на каждого индивида и на общество в целом.
6. В процессе своего функционирования культура выступает в качестве сложной динамической системы, в которой взаимодействуют
три основных фактора:
Ø деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных ценностей;
Ø возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности
совокупность материальных и духовных ценностей;
Ø процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в
ходе творения и освоения ранее созданных материальных и духовных
ценностей.
Сердцевиной этого триединого процесса выступает развитие и саморазвитие человека.
7. Важную роль культуры рассматривал
американский социолог Г. Мертон. Он выделил два главных фактора
влияния культуры на социально-стратификационные изменения:
Ø культурные цели, намерения и интересы, выступающие в качестве законных целей для общества или его отдельных слоев;
Ø регулирующее и контролирующее воздействие культуры на приемлемые для общества или ею большинства способы достижения целей.
8. Американский антрополог и культуролог Л. Уайт считал, что
человеческое поведение - функция культуры. Культура в его концепции
предстает в качестве организованной интегрированной системы, внутри
которой вычленяются три подсистемы: технологическая, социальная,
идеологическая.
9. Выдающийся русско-американский социолог П.А. Сорокин, как
уже отмечалось ранее данного учебного пособия, структурировал
сложную и динамично развивающуюся систему культуры в зависимости от господствующей на том или ином этапе ее развития, первоценности, первосмысла на три основных типа: чувственная; идеациональная; идеальная (идеалистическая) культура.,
10. Американский социолог Т. Парсонс осуществил структуризацию системы культура в зависимости от уровня регулирующего влияния компонентов социальной системы. В четырехкомпонентной структуре действия функциональной социальной-сисгемы, с его точки зрения, высшую регулирующую ступень занимает культура, которая оказывает корректирующее влияние на три следующие подсистемы: общество, личность, организм (имеется в виду человеческий организм).
11. В отличие от американских концепций структурной динамики
культуры в рамках европейской философско-социологической традиции, берущей начало от работ А. Шопенгауэра и Ф. Ницше и всесторонне развитой трудами В. Виндельбанда, Э. Кассирера, М. Вебера, X. Ортега-и-Г ассета и др., сформировалась несколько иная теоретическая картина внутрикультурной иерархии. В основании этой иерархии находится народная культура. Из нее вырастает и воплощает в себе национальное своеобразие данного народа национальная культура. Наряду с народной культурой развивается, особенно во второй половине XX
века, массовая культура, ориентированная своим содержанием и формами выражения на усредненный уровень развития потребителей духовных (нередко псевдодуховных) и материальных ценностей. Ее воплощением становятся телесериалы, триллеры, хит-парады, музыкальные шлягеры, разнообразные шоу (зрелища), В противоположность массовой культуре выделяется элитарная культура, ориентированная
на избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью. Она находит воплощение в экспрессионизме, сюрреализме и т.п., которые адресованы узкому кругу избранной публики, эстетически развитой социальной элиты. В противоположность господствующей культуре в обществе существует субкультура, представляющая собой систему смыслов, ценностей, групповых норм, стилей жизни, стереотипов поведения определенной социальной группы, - например, молодежная субкультура, субкультура преступного мира. В некоторых случаях в рамках субкультур развивается контркулътура - комплекс идей, ценностей, стереотипов поведения, который принят определенной социальной группой в качестве контркулътуры по отношению к общепринятым в обществе системам идеалов, ценностей и норм поведения (например, контркультура преступной банды).
12. Важнейшее значение в исследовании сущности культуры, ее роли в развитии человека и общества имеет типологизация культуры, т.е. ее распределение по определенным типам. Один из вариантов типологизации культур мы только что изложили, описав особенности народной, национальной, массовой, элитарной культуры, а также субкультуры и контркультуры. Наряду с этим существуют и другие варианты типологизации культур.
В зависимости от форм хозяйственного уклада, способов существования, а также средств реализации, фиксации и распространения ценностей и норм, культуры подразделяются на дописьменные и письменные. В структуре дописьменных культур выделяются культура собирателей и культура охотников. Письменные культуры появляются вместе с письменностью и реализуют свое влияние на большие географические расстояния и временные периоды путем передачи ценностей и норм от народа к народу, от поколения к поколению и от эпохи к эпохе. В пределах письменной культуры развиваются земледельческая культура и параллельно с ней скотоводческая, затем на базе интеграции лучших образцов их обоих возникает индустриальная культура и, наконец, на рубеже П и III тысячелетий нашей эры складывается постиндустриальная культура
13. В зависимости от особенностей социальных общностей, являющихся носителями культур, последние подразделяются на доминирующие и не господствующие. Доминирующая культура - это совокупность ценностей, норм, верований, обычаев и традиций, которыми руководствуется большинство членов данного общества, а та культура, которая влияет на меньшинство лого общества, является не господствующей. Доминирующая культура может быть этнической или национальной в зависимости от того, какого уровня развития общность людей - этнос или нация выступает ее создателем и носителем.
14. По содержанию и характеру связей с религией культуры дифференцируются на религиозные и светские. Первые, в свою очередь, разделяются на христианскую, мусульманскую, буддийскую и т п. Каждая из них подразделяется на более мелкие социокультурные формирования. В частности, христианская культура включает в себя такие типы культур, как католическая, православная, протестантская.
15. В зависимости от специфических особенностей сфер общества
и видов деятельности культура подразделяется на экономическую, политическую, профессиональную, физическую, художественную, город
скую, сельскую.
16. В свою очередь, каждый из названных типов культур может
быть подвергнут дальнейшей дифференциации. Если мы, например,
рассмотрим многомерный мир художественной культуры, то в нем до
вольно отчетливо выражена дифференциация на художественную литературу, изобразительное искусств, музыку танец, театр, кинематограф, архитектуру, дизайн. В известной степени сюда же можно отнести мифологию с разнообразием мифов, сказок, былин и т.п.
Все эти виды художественной культуры органично связаны с
религией, философией, нравственностью, наукой. С другой стороны,
все многообразие художественного творчества нерасторжимо от внешней окружающей среды, включающей в себя социальные отношения,
экономику, политику и, конечно же, окружающую природу.
17. Структурная архитектоника культуры и ее социодинамика неразрывно связаны с выполняемыми ею функциями. Первое, что бросается в глаза при подходе к проблеме функций культуры - это ее поли-
функциональность. Из множества функций культуры выделим некоторые, наиболее существенные.
18. Исходной функцией культуры является ее адаптационная
функция. Именно благодаря культуре, применению ее ценностей, норм,
образцов поведения каждый индивид и социальная общность (семья,
этнос, профессиональная группа и т.п.) адаптируются, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной
среды.
19. Адаптация людей к окружающей реальности тесно связана с познавательной функцией культуры. Суть ее заключается в вооружении
человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы, для
познания общественных явлений и тенденций их развития, для выработки в соответствии с этим определенной линии поведения, своей
гражданской позиции.
20. Важное значение имеет социализирующая функция культуры,
позволяющая каждом индивиду, включенному в процесс восприятия и
усвоения существующих в обществе ценностей, норм, образцов пове
дения, формироваться как личность, становиться активным членом общества.
21. Культуре присуща нормативная функция, заключающаяся в том, что, выступая в качестве совокупности идеалов, норм, образцов поведения, культура предписывает человеку определенные стандарты и правила, в соответствии с которыми складываются образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, ролевые ожидания и способ деятельности.
22. Донося до нас голоса прошлого, создавая возможности для диалога поколений и эпох, культура выполняет трансляционную функцию, позволяющую сохранять, воспроизводить, передавать последующим поколениям определенные образна и ценности при одновременном обновлении культуры.
23. Велика роль присущей культуре функции производства новых, ранее не существовавших знаний, ценностей и норм. Достаточно вспомнить такие этапы развития культуры, как классика, модернизм, постмодернизм, чтобы стала рельефно ощутимой новаторски-творческая сущность культуры, неотделимая от производства все новых и новых символов, значений, форм, стилей и т.п.
24. Важную роль играет свойственная культуре функция целеполагания. Она помогает человеку сформулировать социально значимые цели, сконцентрировать на них свои способности, возможности, действия и тем самым открывает перед обществом новые горизонты духовного и социального творчества.
25. Культуре присуща информационная функция, позволяющая давать индивиду, социальным общностям, обществу в целом достоверную, объективно верную информацию, без чего невозможна сама организация общественной жизни.
26. Игровая функция возникла вместе с зарождением культуры. Она дает разрядку людям от сложностей повседневной жизни, но вместе с тем создает пространство для творческой игры духовных и физических сил, без чего не бывает и самой культуры.
27. Существенное значение имеет сигнификативная (от анг. sign -знак) функция культуры, предписывающая определенные значения и ценности тем или иным явлениям, процессам, событиям, людям. Например, звездное небо не имело никакого значения для первобытного человека, пока он не вовлек небесное пространство в круг своих мифологических представлений, а затем и астрологических предсказаний. В дальнейшем эта функция проявляется в осмыслении мира путем выявления его значений через религию, философию, поэзию, науку,
28. С сигнификативной функцией тесно связана коммуникативная функция культуры. Она реализуется посредством передачи, приема, осмысления информации, общения людей, их общностей, организаций
29. Важное значение имеет мотивационная функция культуры, со
стоящая в том, что она формирует мотивы действий людей, побуждающие их к определенным поступкам, делам и т.п.
30.Культура выполняет и релаксационную функцию, т.е. помогает
человеку расслабиться, организовать свой отдых, восстановить физические и духовные силы.
31. Кроме того, культура выполняет еще одну существенную
функцию - накопление и передачу из поколения в поколение социального опыта.
32.Культура, воздействуя своими образами, сюжетами, ценностями на духовный мир человека, способна побуждать его совершать определенные поступки, т.е. мобилизовать его усилия, волю, знания, опыт
на достижение определенных целей, идеалов и т.п. Таким образом, она
способна выполнять мобилизующую функцию, что особенно рельефно
проявляется в переломные эпохи развития общества, например, в пери
од Великой Отечественной войны.
33.Взаимодействие названных функций позволяет культуре выполнять еще одну чрезвычайно важную функцию - воспитательную.
Ориентируя человека на определенные поступки и предостерегая от
других, подвигая его к определенным целям, культура всем богатством
своего содержания, форм, стилей и образов воспитывает человека как
духовно развитую и социально активную личность.
34.Интегрированным результатом всех охарактеризованных функций выступает еще одна, самая важная и решающая функция культуры
- человекотворческая. Будучи творением человека, культура в своем
функционировании и развитии формирует человека, творит его по определенному образцу, определяемому ее ценностями, нормами и идеалами.
35.Всеми своими функциями, своим содержанием, формами, образами, символами культура оказывает мощное формирующее влияние
на индивида, социальную общность, общество в целом. Т. Парсонс совершенно обоснованно утверждал, что «удивительная сложность систем человеческой деятельности невозможна без относительно стабильных систем», т.е. без систем культуры. Сама же система культуры оказывается общерадделяемой данным обществом или общностью ценностно-нормативной системой символов, значений, образцов поведения,
регулирующих повседневные мысли, чувства, ожидания, действия индивидов и социальных групп.
36. Обстоятельную характеристику роли культуры в структурировании общества дал Р. Мертон. Он установил пять различных типов социального структурирования в зависимости от интегрированности или дезинтегрированное предписываемых культурой норм и институционализированных средств их достижения:
Ø тотальный конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения;
Ø инновация предполагает согласие с одобряемыми данной куль
турой целями, но отвергает социально одобряемые способы их достижения (проявляется в действиях групп рэкета, шантажистов, творцов новых стилей, мод и др.);
Ø ритуализм ориентирован на отрицание данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства (например, действия бюрократов, беспрекословно требующих выполнения тех предписания, которые в определенных ситуациях не только не содействуют успеху дела, но и могут привести к его провалу);
Ø ретреатизм, т.е. бегство от действительности, проявляется в поведении отверженных, изгнанных, наркоманов, ушедших от реального мира в свой внутренний, болезненный, социально изуродованный мир. Они отказываются от предписанных культурой целей и норм, а их поведение не соответствует общепринятым в обществе нормам;
Ø бунтарство - поведение, которое выводит людей за пределы окружающей социальной структуры и побуждает создавать новую, т. е. сильно видоизмененную социальную структуру, которая реализуется в действиях революционеров, мятежников и др.