Коррекционно-воспитательной

(ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ) РАБОТЫ

Логопедической работе придается очень важное, основное значение в комплексном медико-педагогическом подходе к преодолению заикания.

Основной целью логопедической работы является перевос­питание неправильной речи и поведения, устранение психо­логических отклонений у заикающихся детей. Задача лого­педа заключается в том, чтобы педагогическими средства­ми воспитать у заикающегося ребенка, с одной стороны, на­выки правильной речи, с другой — гармонично развитую, полноценную личность.

Задачи воспитания навыков свободной, правильной речи. Конкретные задачи логопеда выражаются в том, чтобы вос­питать у заикающегося ребенка навыки правильной речи: неторопливый темп, достаточную громкость и выразитель­ность, правильное речевое дыхание, опору на гласные звуки.

При воспитании свободной речи прежде всего необходи­мо выработать у ребенка неторопливый темп, т. е. умение говорить не спеша, чуть замедленно. Именно так говорить чаще всего и не умеют заикающиеся дети, так как речь для них неприятная обуза. Они стараются незаметно «проско­чить» возникшую преграду, избавиться от нее, пытаются сделать это побыстрее. Быстрый темп провоцирует наруше­ние координации речевых движений и появление речевых судорог.

Неторопливый темп речи вырабатывается одновременно с неторопливым темпом общих движений ребенка. Спокой­ное, уравновешенное поведение в разговоре и во внеречевой деятельности помогает выработать и определенный темп речи. Умение справляться с волнением, погасить возбужде-' ние, нормализовать аффективные состояния у заикающего­ся ребенка также способствует этой цели.

При воспитании неторопливого темпа речи ребенка лого­пед обращает внимание на сохранение ее выразительности и естественности. Ребенок, который свободно владеет сло­вом, получает удовольствие от своей речи, при передаче сво­их чувств он непроизвольно использует богатство интона­ции, мимико-жестикуляторные средства. Заикание лишает ребенка такой возможности. Отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения нередко приводит к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невы­разительной. Поэтому в процессе логопедической работы большое значение логопед придает воспитанию у ребенка умения говорить громко, выразительно, уверенно, правиль­но, использовать логические ударения, повышение и пони­жение голоса, мимико-жестикуляторные средства.

В воспитании правильной речи важное значение имеет также нормализация речевого дыхания, так как у заикаю­щихся оно обычно бывает поверхностным, резким, неспокой­ным, коротким. Нередко наблюдаются случаи, когда отдель­ные звуки, слова произносятся ребенком на вдохе.

В речевых упражнениях логопед обращает внимание на то, чтобы ребенок произносил слитно слова во фразах, т. е. не по отдельности каждое слово, а все вместе, как одно большое сло­во. Это объясняется тем, что заикающимся обычно трудно начать говорить, и поэтому, чем меньше он произнесет раз­розненных слов, тем меньше для него будет затруднений.

Научить выделять гласные в слове (опора на гласные зву­ки) приобретает значение для тех детей, у которых наблю­даются речевые судороги на согласных звуках. Произнесе­ние удлиненно некоторых гласных звуков (бааабушка, гооо-род) облегчает речь, снимает речевые судороги.

При воспитании правильной речи логопед проводит од­новременно и по необходимости работу по исправлению не­достатков произношения, расширению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя, развитию спо­собности правильно и последовательно излагать свои мысли и желания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: