Понятие и сфера применения. Источники регулирования. Место в системе транспортных и представительских договоров.
1. При перевозке груза возникает необходимость в проведении широкого комплекса различных операций вспомогательного характера.
Например, ООО "Комплекс" (Екатеринбург) приобретает партию труб на заводе в китайской провинции Шанси. Трубы находятся на складе завода, и, по условиям договора поставки, покупатель сам отвечает за вывоз труб со склада продавца.
Чтобы доставить трубы на склад в ООО "Комплекс" в г. Екатеринбурге, необходимо выполнить как минимум следующие операции: привезти трубы со склада завода в морской порт, найти подходящий корабль и заключить договор морской перевозки, погрузить трубы на корабль, переправить их по морю до Владивостока, разгрузить в порту Владивостока, произвести таможенное оформление груза, заключить договор с железной дорогой, погрузить трубы на поезд, доставить груз по железной дороге до Екатеринбурга, разгрузить на станции в Екатеринбурге и довезти до склада ООО "Комплекс".
Грузополучатель - ООО "Комплекс" - сам может организовать выполнение всех этих операций. Однако зачастую для лиц, лишь эпизодически участвующих в транспортной деятельности, это чрезвычайно затруднительно. Соответственно цель договора транспортной экспедиции - дать грузоотправителю или грузополучателю возможность переложить осуществление всех или части операций, связанных с перевозкой груза, на профессионала-экспедитора. Экспедитор, как лицо, постоянно и на коммерческой основе осуществляющее деятельность на рынке транспортных услуг, обычно хорошо знаком со всеми тонкостями перевозок различными видами транспорта в различных направлениях и может квалифицированно оказать необходимые услуги.
Деятельность по оказанию услуг, связанных с перевозкой груза, именуется экспедиционной (от лат. еxpeditio - отправление).
2. Договор транспортной экспедиции в качестве самостоятельного договора в Гражданском кодексе РФ был закреплен впервые. Ранее отдельные положения о транспортной экспедиции регулировались различными транспортными уставами, в том числе Уставом автомобильного транспорта.
Правовой акт
Отношения в области транспортно-экспедиционной деятельности регулируются главой 49 ГК РФ, а также Федеральным законом "О транспортно-экспедиционной деятельности" от 30.06.2003 N 87-ФЗ и Постановлением Правительства РФ "Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности" от 08.09.2006 N 554.
3. Договор транспортной экспедиции можно квалифицировать как смешанный. С одной стороны, этот договор можно отнести к транспортным договорам (совместно с договорами перевозок различными видами транспорта, чартерными договорами, договором буксировки), с другой - к представительским договорам (совместно с договорами поручения, комиссии, агентирования).
Связь с транспортными договорами проявляется в том, что основная цель транспортной экспедиции - организация и оказание услуг, связанных с перевозкой груза. Связь с перевозкой заметна в наименовании сторон, их правах и обязанностях, перечне услуг, относящихся к предмету договора, пределах ответственности, исковой давности.
Связь договора с представительскими договорами также достаточно очевидна. Зачастую экспедитор - это представитель клиента в отношениях с иными лицами - перевозчиком, таможней, складами, - поэтому он вправе заключать сделки от собственного имени и от имени клиента, за его счет и по его поручению.
В результате договор транспортной экспедиции имеет смешанную природу и является специальным видом представительского договора, который регулирует отношения сторон при организации и осуществлении перевозки груза.
Важно помнить, что, несмотря на близость договоров транспортной экспедиции и договоров возмездного оказания услуг, к отношениям по транспортной экспедиции положения гл. 30 ГК РФ не применяются.