Законная и договорная ответственность. Ответственность за несохранность груза. Ответственность за сроки перевозки. Особенности защиты договорных прав.
1. Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязательств по перевозке устанавливается ГК, транспортными кодексами и уставами, а также соглашением сторон. При этом стороны своим соглашением не вправе ограничить либо устранить установленную законом ответственность. Такие соглашения недействительны в силу п. 2 ст. 793 ГК. Подобные соглашения возможны лишь в случае, когда такая возможность прямо предусмотрена транспортными уставами и кодексами.
Например, в ст. 8 УЖТ сказано, что в случаях, если свойства груза, багажа, грузобагажа или их состояние либо предлагаемые грузоотправителем (отправителем) условия перевозок не предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом или правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, в соответствующих договорах перевозчиков с грузоотправителями (отправителями) могут устанавливаться особые условия перевозок таких грузов, багажа, грузобагажа и ответственность сторон за их перевозку и сохранность.
|
|
2. Перевозчик несет ответственность прежде всего за несохранность груза, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу. Такая ответственность носит ограниченный характер. Это ограничение касается как объема ответственности, так и оснований ее возникновения, поскольку при нарушении обязательства, возникшего из перевозки груза и багажа, ответственность ограничена только размером реального ущерба, без возможности взыскать упущенную выгоду.
Размер возмещаемого ущерба устанавливается равным стоимости утраченного груза или багажа, которая определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии этих сведений - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (ст. 119 КВВТ). Если груз или багаж были сданы к перевозке с объявленной ценностью, то в размере объявленной ценности. Провозная плата, взысканная за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, возвращается грузоотправителю (грузополучателю) только в том случае, если эта плата не входит в стоимость груза.
Перевозчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что несохранность (утрата, недостача или повреждение) груза или багажа стала следствием обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
|
|
Судебная практика
Абз. 30 Постановления ФАС УО от 16.03.2009 N Ф09-723/09-С5 по делу N А76-3839/2008-2-288.
В то же время ответственность перевозчика по договору воздушной перевозки за утрату, повреждение (порчу) или просрочку доставки почты перевозчиком осуществляется по общим правилам об ответственности в гражданском праве (ст. 122 ВК).
3. Перевозчик несет также ответственность за нарушение сроков перевозки. При этом транспортные уставы и кодексы устанавливают за нарушение сроков доставки неустойку, исчисляемую в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности допущенной перевозчиком просрочки в доставке груза.
Например, в п. 13 ст. 34 УАТ установлено, что за задержку отправления транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, или за прибытие его с опозданием в пункт назначения более чем на час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда и не позднее чем в течение десяти дней после дня предъявления пассажиром соответствующего требования.
Аналогичные меры ответственности установлены и иными транспортными уставами и кодексами.
4. Кроме того, перевозчик несет ответственность за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или договором, а отправитель - за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам. Размер такой ответственности устанавливается транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
5. Особенности защиты нарушенного права участников обязательств по перевозке заключаются в следующем.
Во-первых, обстоятельства, служащие основанием для предъявления требований к нарушителю обязательств, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы, записями в накладной. В частности, недостача, порча, повреждение груза и багажа удостоверяются коммерческим актом. Он составляется перевозчиком по требованию получателя и подписывается соответствующими работниками транспортного предприятия и получателем (если получатель участвовал в проверке груза и составлении акта).
Для обоснования требований о взыскании штрафа за просрочку перевозки груза достаточно предъявления транспортной накладной, а за просрочку багажа - квитанции и акта, составленного по требованию пассажира в пункте назначения (на станции, в порту, аэропорту).
На автомобильном транспорте обстоятельства, связанные с недостачей, порчей, повреждением груза, фиксируются в товарно-транспортной накладной, а в случае разногласий о причинах и характере этих обстоятельств - в актах установленной формы.
Документы, подтверждающие несохранность груза и багажа и ее причины (коммерческие акты, акты общей формы и др.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, оцениваются судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа (п. 4 ст. 796 ГК РФ).
Во-вторых, и грузоотправитель, и грузополучатель до предъявления к перевозчику груза иска обязаны предъявить ему претензию.
Срок для предъявления претензий к перевозчику определяется транспортными уставами и кодексами. Так, ст. 123 УЖТ определяет, что претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение сорока пяти дней. Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в порядке, определенном теми же уставами и кодексами.
Например, в отношении возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза, багажа, грузобагажа срок начинает исчисляться со дня выдачи груза, багажа или грузобагажа, а в отношении возмещения за утрату груза начинает течь только по истечении тридцати дней со дня окончания срока его доставки.
|
|
Срок для ответа на претензию, как правило, составляет 30 дней. Только при неполучении ответа на претензию в этот срок или в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию грузоотправитель или грузополучатель вправе предъявить перевозчику иск.
По требованиям перевозчика к грузоотправителям и получателям предъявление претензий не обязательно, он может сразу обращаться в суд.
В отличие от требований, вытекающих из перевозки грузов, ГК РФ не содержит норм об обязательности соблюдения претензионного порядка по требованиям, вытекающим из перевозки пассажира и его багажа (ст. 797 ГК РФ).
В-третьих, сокращены сроки исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки груза.
Срок исковой давности одинаков как для требований к перевозчику, так и для требований перевозчика к отправителям и получателям - один год (п. 3 ст. 797 ГК РФ). Момент, с которого начинается срок исковой давности, определяется в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Так, в УЖТ установлено, что срок исковой давности в отношении взыскания штрафа за невыполнение заявки начинает течь по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа, а в иных случаях - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков (ст. 126).
Литература
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003 (и последующие издания).
Егиазаров В.А. Транспортное право: учебник. 6-е изд., доп. и перераб. "ЗАО Юстицинформ", 2008.
Молчанов В.В. Договор воздушной перевозки пассажиров и багажа // Законодательство. N 7. 2006.
Васин И.А. Защита прав потребителей при перевозках пассажиров // Законы России: опыт, анализ, практика. N 8. 2009.
|
|
Нарозников Н.К. К вопросу о правовой квалификации перевозки // Законы России: опыт, анализ, практика. N 8. 2009.
Метелева Ю.А. Регулирование деятельности воздушного транспорта: гражданско-правовой аспект // Право и экономика. N 9. 2007.