Феноменологическая социология: А. Шюц. Г. Бергер, Т. Лукман

Фен.соц. рассматривают как направление или даже парадигму социологии XX века. Своими корнями феноменологическая социология уходит в философию Э.Гуссерля. По его мнению, индивиды видят мир упорядоченным. Для них социальный мир предстает хорошо организованным и структурированным. Однако люди не осведомлены о том, что именно они его упорядочивают определенным образом. Феноменология же как раз изучает, какими предстают объективные реалии – события, социальные ситуации, действия – в сознаниииндивидов. Необходимость изучения собственно жизненного мира продиктована, как считает Гуссерль, тем, что реальная картина мира искажается в результате научных идеализаций. В итоге люди сталкиваются как бы с двумя мирами: миром повседневной жизни и миром формализованным в результате его научного описания. Причем мир научный обычно воспринимается людьми как “объективный”, а жизненный мир – как “субъективный”.

В рамках этого направления изучается социальный мир как повседневный (обыденный) жизненный мир индивида – чувствующего, переживающего, стремящегося к чему – либо. Социальный мир как объект социологического изучения превращается в мир феноменальный, мир субъективного опыта. При этом воспринимают люди не сам мир, а его явления (феномены). Задача социологии – выяснить, каким образом люди структурируют воспринимаемый мир (его феномены), в своем сознании и как воплощают свое знание мира в повседневных действиях, т.е.в обыденной жизни.

Альфред Шюц (1899-1959)

Работы: "Феноменология социального мира". «Возвращающийся домой»,«Формирование понятия и теории в общественных науках», «Структурыжизненного мира»

А. Шютц взял у Гуссерля идеи субъективного упорядочивания людьми объективного социального мира, а также взаимосвязи научной теории сжизненным миром, видя в этом основу принципиально новой социологической парадигмы.

Мир состоит из множества реальностей – реальностей науки, религии, снов, искусства и т.д. Но главной реальностью является наша повседневная жизнь. В работах Шютца речь идет об изучении обыденного, повседневного знания, исследовании того, как эти знаниясоциально распределяются в конкретных группах людей в особой исторической и культурной обстановке и, полагаясь на эти знания, люди конструируют социальную реальность.

Согласно феном.традиции, индивиды входят в контакт с окружающим миром прежде всего посредством чувств – осязания, обоняния, слуха, зрения и вкуса. С их помощью начинается познание мира. Однако простое наличие чувств недостаточно для осмысления мира. Люди организуют окружающий мир в явления, классифицируют их чувственныйопыт в виде вещей, обладающими типичными характеристиками. Используятипизации, люди могут вступать в общее с другими людьми, будучи уверенными, что они видят мир таким же образом. Постепенно член общества создает запас того, что Шютц назвал знанием здравого смысла, которое разделяют и другие члены общества, что позволяет им жить и общаться. Знание здравого смысла, по Шютцу, состоит из конструктов первого порядка (идеальных типов) – обыденных интерпретаций социальных реалий. При этом знание здравого смысла не является раз и навсегда данным, неизменным.

На основе интерпретаций и систематизаций этих конструктов первого порядка социологи могут сформулировать конструкты второго порядка (идеальные типы научных понятий), составляющие собственно научное знание. Взаимодействие людей возможно поскольку каждый индивид предполагает, что окружающие его видят социальные реалии, исходя из точно той же типизации объектов, что сами интерпретируемые объекты являются общими.

Проблема объективности решается введением 3-х постулатов:

1) релевантности (соотнесения): исходный пункт – задачи, цель иссл-ля соц. реальности; необходимо оговорить проблему, в рамках которой иссл-ль рассматривает соц. мир, т.к. характер идеального типа определяется проблемой.

2) логической согласованности: последующие положения о соц. реальности не д. противоречить содержанию предыдущих.

3) адекватности: способ объяснения действительности ученым не должен противоречить способу объяснения действительности человеком.

Интерсубъективный мир – это не частный мир, а общий, привычный социальный мир (высшая реальность), который в конечном счете обусловлен интеракциями междулюдьми, принадлежащими к одной весьма узкой социальной группе, которую социолог называет “домашней” группой. Так, по Шютцу, запас повседневного знания, детерминирован биографией индивида. Социолог исходит из того, что в повседневной жизни каждый индивид вынужден осуществлять типизацию предметов и явлений вокруг себя, чем и определяется индивидуальный кругозор индивида, который социолог назвал биографической ситуацией индивида. Биографическая ситуация, представляющая собой, по существу, осмысленный опыт человека, способствует накоплению знаний о мире, которые и позволяют индивиду понимать и интерпретировать социальные действия окружающий его людей. «Концепция «возвращающегося домой» - труд, исследование. Когда возвращение домой детерминирует новое восприятие соц.мира (на примере возвращения солдата).

27 ПИТЕР БЕРГЕР и ТОМАС ЛУКМАН «Социальное конструирование реальности»

Питер Людвиг Бергер. 1929

Ученик А. Шютца.

Работы:“Приглашение в социологию”, «Двусмысленное видение» (диссертация), «Шум торжественных ансамблей», «Священная завеса», «Слухи об ангелах».

Томас Лукман (Luckmann) 1927 г.

Работы: «Проблема религии в современном обществе», «Структуры жизненного мира», «Философия,социальные науки и повседневность».

«Социальное конструирование реальности»

Предмет - обыденное, дотеоретическое знание. Общество обладает объективной фактичностью: «Общество – человеческий продукт. Общество – объективная реальность. Человек – социальный продукт».Каково будет общество и его институты зависит, в конечном счете, от знания людей: социальная реальность конструируется конкретными субъективными значениями людей в процессе их деятельности.

Это мир, который создается в их мыслях и действиях и переживается ими в качестве реального. У каждого индивида могут быть свои знания о реальности. Знания повседневной жизни – релевантности, кот. Пересекаются с релевант. структурами других. Он осознает что мир повседневной жизни столь же реален для него, как и для других. Когда индивид начинает жить в одном и том же мире с другими людьми, он становится социализированным, что позволяет войти ему в объективный мир общества.

«Первичная социализация есть та первая социализации, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества.

Вторичная социализация – это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества (профессия, образование)».

Созданный в процессе социализации интерсубъективный мир имеет тенденцию продолжать свое существование. Его поддерживает легитимация, которая по сути представляет собой способы объяснения и оправдания социальной реальности. Главными агентами поддержания субъективной реальности в индивидуальной жизни являются значимые другие, остальные – «хор.

В поддержании реальности отношение между значимыми другими и “хором” являются подвижными: они взаимодействуют как друг с другом, так и с той же субъективной реальностью, поддержанию которой они служат. Религия, согласно П. Бергеру и Т. Лукману, весьма эффективно поддерживает реальность социально сконструированного мира. Важнейшими средствами поддержания социальной реальности является общение и употребление одного языка. Субъективная реальность может трансформироваться.

Возможности людей по конструированию жизненных миров ограничены объективными тенденциями развития. Поэтому более вероятно, что возобладают современные субъективные значения и ценности, а традиционные будут постепенно производиться все меньше и меньше. Кроме того, люди не могут жить бесконечно долго в состоянии аномии, взаимной враждебности жизненных миров. Решение проблемы в признании равенства всех жизненных миров, в уважительном отношении к знаниям других людей. Естественно, что люди из разных социальных групп видит объекты и явления иначе. Отсюда следует относительность субъективные представления и самой социальной реальности.

Суть концепции Бергера, Лукмана– все институты, отношения – продукты челов. сознания, реальность конструируется интерсубъективным чел. сознанием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: