Часть 1 (1914 – 1945)

Это самый страшный период в истории человеческой цивилизации. 1914 – начало Первой мировой войны, в которой погибло 12 млн. человек. 1945 – окончание Второй мировой войны, в которой погибло уже 55 млн. В Германии и СССР в 1930-е годы существовали страшные бесчеловечные тоталитарные режимы Гитлера и Сталина.

Немецкая и немецкоязычная литература.

Франц Кафка (1883-1924)

Принято начинать этот период с разбора творчества Франца Кафки. Он относится к австрийской литературе, поскольку жил в Австро-Венгрии, по национальности еврей, писал по-немецки.

Кафка описывал мир как страшный, непонятный хаос, абсурд, враждебный человеку. Этот мир существует по жёстким и многочисленным законам, которые почти полностью лишают человека свободы, но при этом человек не может постичь их логики, логика событий всё время ускользает, законы постоянно меняются (чаще всего не в пользу человека), но не перестают быть законами, обязательными для исполнения. При этом герои принимают этот враждебный абсурд окружающей жизни как нечто законное, они подчиняются, поднимают бунт очень редко. Герои Кафки чаще всего одиноки, слабы.

Лучшее произведение Кафки – рассказ «Превращение» (1914). Однажды утром главный герой Грегор превратился в огромное насекомое (но у него остаётся сознание человека). В рассказе подробно описаны ощущения, мысли, страхи Грегора-жука. Он пытается встать, выйти к родителям, к пришедшему управляющему, как-то объяснить свою неявку на работу, но все его попытки безрезультатны, а речь непонятна и лишь вызывает раздражение у отца и матери. Только сестра оставалась близка ему, но спустя месяц и ей это стало в тягость. В конце концов, все его родные возненавидели его, и он умирает от того, что брошенное в него отцом яблоко застревает у него в спине между чешуек, сгнивает, вызывает болезнь всего организма.

В рассказе автор стремился показать, что истинное положение человека в мире определяется его трагическим и непреодолимым одиночеством. Превращение в жука – это метафора глобального одиночества человека в мире.

Индивид существует в каком-то окружении, обществе. Он ходит на службу и чувствует себя пусть маленьким, но нужным винтиком учреждения; он общается с близкими людьми и считает, что дорог им. Но всё это заблуждение, иллюзия. В действительности человек живёт в пустоте, он никому не нужен.

В романе «Процесс» (1915) главного героя обвиняют в том, что он совершил некое преступление, но какое он и сам не может понять, он ходит по разным инстанциям пытается доказать свою невиновность, или хотя бы узнать в чём его обвиняют, то зря. Его казнят. И свою казнь он воспринимает как облегчение.

В романе «Замок» (1922) землемер К. тщетно пытается попасть в Канцелярию Замка, в который его вызвали на работу, он пытается выяснить, в чём заключается его работа, что ему нужно делать, но не может даже попасть в Канцелярию, он встречает неожиданные препятствия, но всё равно не возвращается обратно, а пытается устроиться на работу в Замок. Выясняется, что вообще все жители близлежащей Деревни стремятся устроиться на работу в Замок, безмерно уважают чиновников Канцелярии. Все девушки мечтают стать их любовницами. Когда одна девушка отказалась приласкать важного чиновника, её и её родственников уволили из Замка, и обрекли их на нищету. Роман не заканчивается ничем (поскольку он не был завершён).

Эрих Мария Ремарк (1899-1970)

Один из самых популярных писателей 20 века, немец. Он относится к так называемому «потерянному поколению», как и Хемингуэй, к поколению людей, которое в молодом возрасте прошло через войну (Первую Мировую), через массовые убийства, кровь, и с большим трудом приспособилось к мирной жизни. Эти люди потеряли веру в добро, в смысл жизни и т.д.

Важнейший роман Ремарка «На западном фронте без перемен» (1929). В нём подробно, беспристрастно и откровенно описана страшная правда о Первой Мировой войне. Главный герой Пауль на фронте вспоминает, как сразу после окончания гимназии почти всем классом они записались добровольцами и отправились на фронт в порыве юношеского патриотизма и под влиянием своего классного руководителя. Они думали, что будут совершать героические подвиги, защищать Родину, а в реальности оказалось, что война – это не возвышенные подвиги, а грязь, кровь, бессмысленная мясорубка, на войне люди превращаются в мясо, в животных, у которых единственная цель хоть как-то выжить. Они видят оторванные руки, ноги, Пауль описывают, как были убиты почти все его одноклассники. Одна из главных сцен романа – первое убийство. Пауль сидел в воронке от снаряда, когда в неё упал заблудившийся французский солдат - враг, он его убил ножом, а потом начался обстрел и он лежал в этой воронке несколько часов с трупом убитого им самим человека, и он понял, что это был простой рабочий человек, которому не нужна эта война, и вообще простым солдатам она не нужна, она нужна богачам и власти, а умирают простые солдаты. Заканчивается война тем, что за месяц до окончания войны Пауля убивают, а в официальных сводках говорилось «На западном фронте без перемен».

Главное в этом романе ощущение ужаса от всего происходящего. Роман написан от лица главного героя, написан очень просто, понятно, разговорными словами, искренне. Это вообще особенности всех романов Ремарка.

Второй знаменитый роман Ремарка «Три товарища» (1937), в нём описывается жизнь Германии в 1920-е годы, после войны. Германия потерпела поражение в Первой мировой войне, должна была выплатить огромную компенсацию странам победителям: Великобритании, Франции. В стране царили нищета, бедность, уныние, апатия, обида, унижение. Герой вспоминает «в 1923-м заведовал рекламой на фабрике резиновых изделий. То было время инфляции. В месяц я зарабатывал двести миллиардов марок. Деньги выдавали два раза в день, и каждый раз делали на полчаса перерыв, чтобы сбегать в магазины и успеть купить хоть что-нибудь до очередного объявления курса доллара, так как после этого деньги снова наполовину обесценивались».

В романе описывается примерно 1928 год, ситуация более стабильна, но работы почти нет, в обществе нарастает агрессия, жестокость. Это те условия, которые закономерно привели к власти Гитлера и фашистов. Главные герои три друга, бывших солдата. Роман о подлинной дружбе, взаимовыручке, помощи в тяжёлых ситуациях. В жизни главного героя неожиданно случается настоящая любовь, он влюбляется в прекрасную девушку Пат (Патрицию), но она больна туберкулёзом и в конце романа умирает. Друзья оберегают эту любовь, пытаются спасти Пат, но всё бесполезно. Роман очень яркий, трогательный.

Теодор Драйзер (1871-1945)

Американский писатель-реалист. Его главный роман «Американская трагедия» (1925). Это подробное писание нравственного падения главного героя Клайда Грифитса. Его родители – бедные уличные христианские проповедники, они воспитывают детей в религиозной и нравственной строгости, но это не даёт никакого результата, дети мечтают лишь о развлечениях. Когда Клайду в 16 лет удаётся устроиться на работу в отель мальчиком на побегушках, он безмерно счастлив. И тут впервые проявляется его врождённый эгоизм. Он обманул родителей, сказав, что зарабатывает меньше, чем на самом деле: чтобы отдавать им как можно меньше, а больше тратить на себя, на одежду, развлечения и т.д.

Далее он влюбляется в Гортензию, девушку красивую, но бессовестную и корыстную. Она не любит Клайда, но позволяет себя иногда целовать, взамен требуя подарков, как можно более дорогих. Её цель раскрутить Клайда на дорогой красивый жакет. Но происходит несчастный случай: возвращаясь с прогулки, они с друзьями на машине сбивают девочку. Клайд, спасаясь от полиции, уезжает из города. Потом в другом городе он попадает на фабрику своего богатого дяди – он работает мелким начальником, влюбляется в одну из работниц Роберту, склоняет её к любовной связи, не собираясь жениться, он пугает её угрозой бросить, если она не уступит. Параллельно он благодаря некоторым случайным обстоятельствам попадает в высшее общество города, куда входят дети самых богатых людей. Клайд красив, он умеет себя правильно вести. Его принимают хорошо как племянника богатого фабриканта, несмотря на то, что денег у него нет. Он влюбляется в богатую красивую капризную девушку Сондру, ей нравится его абсолютное обожание, и они сближаются. Роберта теперь его не интересует, но как назло оказывается, что она беременна. Они с Робертой вместе судорожно ищут способа избавиться от ребёнка (потому что Роберта видит, что Клайд её разлюбил), но всё напрасно. И одновременно у него появляется реальная возможность жениться на Сондре.

Драйзер специально подчёркивает, что в его любви к Сондре огромную роль играет то, что она богата, что она даст ему возможность самому стать богатым, жить в комфорте, роскоши, вращаться в высшем обществе, а Роберта бедна, и хотя она в сто раз лучше и нравственнее, чем Сондра, она Клайду не нужна. Но он должен на ней жениться на ней, иначе позор ляжет не только на неё, но и на него, в любом случае Клайд понимает, что если ребёнок родиться, то ему не видать Сондры как собственных ушей. И у него возникает план убийства Роберты. Он приглашает её покататься на лодке по далёкому озеру с целью утопить, но не может решиться, помогает случай, случайно их лодка перевёртывается, и он специально не помогает Роберте спастись. Она утонула. Никто не видел, что произошло, но несмотря на это его быстро арестовывают. Далее Драйзер подробно и интересно описывает следствие по делу Клайда, суд над ним. Его признают виновным, приговаривают к смертной казни на электрическом стуле.

Название романа «Американская трагедия» показывает, что история преступления Клайда отражает типичные черты американского общества, где создан культ успеха, богатства, комфорта, поэтому совершенно неслучайно, что многие молодые американцы совершают преступления, стремясь к этому.

Дэвид Лоуренс (1885—1930)

Английский писатель, лучший его роман «Любовник леди Чаттерлей» (1928). Всем советую его прочитать. Впервые в истории литературы в романе на первый план выдвинута тема сексуальности как очень важной сферы жизни человека.

Главная героиня – молодая замужняя женщина Конни (Констанция), леди Чаттерлей. Её муж Клиффорд возвращается с Первой мировой войны инвалидом, нижняя часть его тела от пояса парализована, супружеские обязанности он исполнять не может. Они богаты, живут в большом имении, особой любви между ними нет и не было никогда. Но Конни – ведёт себя как честная жена, она всю свою жизнь посвятила мужу, ухаживает за ним, превращается в его сиделку. С течением времени она начинает всё больше и больше чувствовать, что жизнь её проходит бесплодно, прежде всего, потому что её молодая, здоровая сексуальность никак не реализуется, а кроме того, она совсем не любит мужа как человека, он эгоист, сосредоточенный только на себе. Впрочем, он совсем не против, чтобы Конни вступила бы в связь с другим мужчиной, родила бы ребёнка, более того, он даже принуждает её сделать это, с условием, что она по-прежнему будет жить с ним, ухаживать за ним, а ребёнок будет записан на него. Конни нужен не просто мужчина, ей нужен любимый мужчина. Однажды она вступает в связь с одним из гостей мужа, но счастливее она стала не намног. Конни любит природу и много гуляет по лесу. Там она встречает лесника Меллорса, странноватого, молчаливого, одинокого человека, сначала они подружились, а потом и полюбили друг друга. Меллорс оказался очень чутким, понимающим, умным человеком. Их близость, происходящая в лесной сторожке, описана с небывалыми до сих пор подробностями. В общем почти всё названо своими словами, но тактично и даже поэтично. Чем больше Конни любит Меллорса, тем более противен ей муж. Она твёрдо решает уйти от него и выйти замуж за Меллорса. Клиффорд взбешён, он выгоняет Меллорса. Роман заканчивается уверенностью, что Конни и Меллорс будут вместе.

Главная идея романа - в том, что в любви должна быть гармония души и тела. Лоуренс борется за телесную, сексуальную раскрепощённость, чего в английском обществе тогда не было. Что такое сексуальная раскрепощённость? Понимание того, что человек должен получать телесное наслаждение, женщина должна испытывать оргазм, человек должен любить своё тело, тело того, кого он любит. Понимание того, что это не стыдно, нормально, понимание того, что в сексе нет запретов, можно любит, как угодно (лишь бы не причинять страдания партнёру). Это книга очень важная, её нужно читать и перечитывать, там много важных подробностей, физических и психологических, отношений между мужчиной и женщиной. Например, там описывается, что сексуальное наслаждение женщины зависит от её настроения, от настроения её партнёра, сам факт сексуального контакта ничего не гарантирует. Часто бывает так, что в первые разы женщина не испытывает ничего. А потом на второй, третий, четвёртый раз вдруг у неё происходит взрыв наслаждения – наступает оргазм. Интересно описываются разные сексуальные типы женщин в 15 главе: в начале 20 века значительное число женщин вообще было не способно получать сексуальное удовольствие (из-за физиологической фригидности, из-за того, что в них воспитали психологическое отвращение к сексу как греху или чему-то грязному, просто из-за сексуальной неграмотности). Многие женщины так до конца жизни не знают, что такое оргазм, но не потому, что не способны на него, а просто не знают, как это делается и не хотят этого знать.

В книге нет ничего развратного, она о любви. Но в 1928 году, когда она была написана, её восприняли как шокирующую и развратную и запретили печатать, она была опубликована значительно позже.

Французская литература.

Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944).

Знаменитый писатель, был лётчиком. Воевал с фашистами, погиб в бою. Лучшее произведение – сказка «Маленький принц» (1943). Маленький принц живёт на своей планете размером с большой дом. У него есть роза, за которой он ухаживал, поливал её, он её любил, иногда ссорился с ней. Потом он отправился путешествовать по соседним планетам. На первой планете жил король, который любил повелевать и властвовать, но на своей планете он жил один, поэтому повелевать ему было некем. Вторая планета была похожа на первую, потому что на ней жил честолюбец, который любил чтобы его хвалили и признавали самым лучшим, но это было некому делать. На третьей планете жил пьяница, который пил, чтобы забыть…, что ему стыдно… пить. Потом он посещал делового человека, которому было некогда, потому что он считал звёзды, чтобы ими владеть и быть богатым. И так далее. «Странные эти взрослые» - думал маленький принц. А потом он попал на Землю. Там он увидел много таких же роз, как на его планете и расплакался, потому что думал, что его роза одна единственная. Но ему повстречался Лис, который попросил его приручить.

«Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. (…) Моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других».И тогда принц понял, что его роза для него единственная в целом свете, потому что он её приручил, он за ней ухаживал, поливал. Она для него особенная. В сказке сказано, что главное в жизни – иметь по-настоящему близкого человека. И пусть это будет самый обычный человек, мало чем отличающийся от остальных, но для вас он будет единственный, необыкновенный, самый любимый, но только если вы вложите в него свою душу, свой труд, свою заботу и ласку. Только тогда этот человек будет всерьёз что-то значить для вас, общение с ним буде приносить радость и счастье. Чтобы быть счастливым и согреться, нужно отдавать своё тепло. Но многие люди, взрослые для маленького принца, короли, честолюбцы, деловые люди не понимают этого, они любят только себя и остаются в полном и бессмысленном одиночестве посреди холодной вселенной, им не от кого согреться. Часть 2. Зарубежная литература 20 века (1945-1991).

1991 г. – распад СССР и окончание Холодной войны, противостояния капиталистических и социалистических стран, продолжавшегося всю вторую половину 20 века.

Эрнест Хемингуэй (1898 – 1961)

Знаменитый американский писатель. Также, как Ремарк, относился к потерянному поколению. Прошёл Первую мировую войну. Один из лучших романов «Прощай, оружие!» (1929), в романе описана бессмысленная жестокость войны. Во время отступления, паники, неразберихи, главного героя арестовывают и несправедливо обвиняют в предательстве. Высшему командованию, которое виновно в поражении, нужно найти козлов отпущения, виновных – простых офицеров. Герой, лейтенант Генри, совершает побег, уходит из армии, от войны. Это первая линия романа. Вторая линия – любовная. Генри неожиданно влюбляется в медсестру Кэтрин. До этого он не знал, что такое любовь, у него было много женщин, но ни одной из них он не любил. Впервые ему захотелось быть нежным, ласковым (до этого он как обычный мужчина груб). Они убегают из армии вдвоём с Кэтрин в надежде на новую счастливую жизнь. Она беременна. Однако её настигает смерть во время родов. Эта смерть каким-то образом связана с той бессмысленной войной, от которой они вроде бы убежали. Земной мир вообще страшен, бесчеловечен и бессмыслен. В нём царит война и смерть, от них не убежишь.

Главное произведение Хемингуэя – повесть «Старик и море» (1952), за которую он получил Нобелевскую премию. Сюжет такой. Старый рыбак потерял удачу, он не может поймать рыбу уже 84 дня, но он упрямо выходит в море. На этот раз ему удалось поймать огромную рыбу, больше, чем его лодка, он её ловит два дня, два дня он держит её на толстой леске, которая режет ему ладони, руки его онемели, но он победил рыбу, привязал к лодке и повёз домой, но по дороге на неё нападали акулы, старик отбивается гарпуном, ножом, веслом, но акулы съели всю рыбу. И домой он привозит огромный её скелет. Результата снова нет. Но утром все почтительно рассматривают скелет рыбы, и никто не смеётся. Старик доказал свою силу, он боролся до конца, но обстоятельства оказались сильнее. Это один из важнейших смыслов повести – бороться с враждебными обстоятельствами до конца, несмотря ни на что, даже когда нет надежды победить, человек должен исполнять свой долг в любом случае.

Также очень важно то, что мир предстаёт в повести как нечто гармоничное. И старик ощущает эту гармонию, он её часть. Он разговаривает с птицами, звёздами, с той рыбой которую поймал, с акулами, с собственной онемевшей рукой. У всякого существа и предмета есть своё предназначение и он должен его исполнять. Он убил рыбу, но он любит её, уважает за то, что она до конца исполняла своё предназначение – бороться за свою жизнь. У него тоже ест предназначение, он рыбак, и смысл его жизни ловить рыбу. Предназначение акул – быть соперниками для рыбаков. Все честно исполняют свой долг. В каждый конкретный момент одерживает победу тот, кто оказался сильнее, кому помогли обстоятельства жизни. Но даже в случае внешнего проигрыша каждый, кто честно исполнял свой долг – побеждает, но не внешне, а внутренне, побеждает самого себя, свою слабость, а это гораздо важнее. Поскольку только так можно выжить в этом мире – нужно выполнять функции маленькой части огромного гармоничного мира, нужно вписаться в эту гармонию. Иначе никак.

Джером Сэлинджер (1919-2010)

Американский странноватый писатель. Написал свой знаменитый романи, можно сказать, ушёл в подполье, жил, почти не выходя, в своём деревенском доме, с прессой не общался, очень мало печатался, увлекался буддизмом.

Роман «Над пропастью во ржи» (1951). Интересного сюжета в книге нет, весь её интерес заключается в том, что повествование ведётся от лица главного героя - шестнадцатилетнего Холдена Колфилда, в том, как он смотрит на окружающий мир, интересны подробности его впечатлений, эмоций, мыслей. Интересно и то, что роман написан тем языком, на котором реально разговаривали подростки 50-60-х годов.

Начинается с того, что Холдена отчислили из колледжа за неуспеваемость, ему, как и большинству юношей, не нравится учиться в школе, но он в отличие от остальных, не старался этого скрыть. Он поехал в Нью-Йорк, но домой не возвратился, а решил на оставшиеся у него деньги пожить несколько дней самостоятельно, в отеле. Он бродит по городу, ездит в разные места, бары, театры, кино, встречается с разными знакомыми. Собственно и всё.

Холден – юноша не совсем обычный, ему очень многое в жизни не нравится, то, с чем вполне согласны большинство людей, на первый взгляд кажется, что ему вообще не нравится ничего и никто. Вот его отзыв о кино, которое он посмотрел: «если не хотите, чтобы вас стошнило прямо на соседей, не ходите на этот фильм». Потому что в фильме не было никакой правды. На самом деле, Холден недоволен вполне определёнными вещами: лживостью, неискренностью многих людей, стремлением жить напоказ, играть в жизни какие-то роли, многие стремятся понравиться полезным для себя людям, а на остальных плюют. «Всё это одна сплошная липа», как он выражается. Ему не нравится человеческая чёрствость, например, его взбесила женщина, которая плакала над тем фильмом, но не отвела своего сынишку в туалет, хотя он всё время хныкал, она заставляла его смотреть совершенно не интересное для него кино. «Вообще если взять десять человек из тех, кто смотрит липовую картину и ревёт в три ручья, так поручиться можно, что из них девять окажутся в душе самыми прожжёнными сволочами».

У него есть подруга, девочка, которая ему нравится как человек, он с ней любит разговаривать. Но в гостинице ему предложили проститутку, и он согласился. Дело в том, что он девственник и это свидание вызывает у него массу чувств, но когда она приходит, он понимает, что он не сможет этим заниматься с девочкой, которую он видит впервые. И он предлагает ей просто поговорить, она же требует деньги. Вообще рассуждения Холдена о девчонках довольно забавны. «Главное, мне их всегда жалко. Понимаете, девчонки такие дуры, просто беда. Их как начнёшь целовать и всякое такое, они сразу теряют голову».

Ещё Холден недоволен людьми-потребителями, которые одурманены красивыми, дорогими вещами, машинами. И главное, его бесит, что у всех одни и те же мечты, у всех один и тот же путь: разбогатеть, покупать одни и те же машины, вещи, ходить на одни и те же фильмы и т.д. Если говорить умным языком, ему не нравится стандартизация образа жизни среднего американца. Сам он хочет жить на природе, вдали от больших городов. Ему нравятся люди простые, искренние, не подстраивающиеся под общую моду. Больше всего ему нравится его младшая сестрёнка Фиби, которая вместе с ним решила уехать из Нью-Йорка. Роман завершается странной сценой. Фиби катается на карусели в парке, а Холден сидит под проливным дождём, смотрит на неё и вдруг чувствует себя абсолютно счастливым.

Рей Брэдбери (1920-2012).

Популярнейший американский писатель-фантаст. Описывающмй далёкое будущее. Яркий рассказ «Будет ласковый дождь» - о том, как дом будущего продолжает функционировать после ядерного взрыва, убившего всех людей. Дом этот случайно уцелел. Лишь одна стена его обуглена, на ней остались пять пятен. Это всё что осталось от семьи: родителей и двух детей. Пятое пятно – мяч, в который играли дети во время взрыва. Про взрыв сказано намёком. Красное радиоактивное сияние от разрушенного города. Идеальный дом будущего, где было предусмотрено всё для комфорта человека, где всё делают машины, продолжает жить, машины продолжают работать автоматически. Говорящие часы – говорят время, напоминают о сегодняшних делах, кухонный робот готовит завтрак, наполняется ванна. Но ужас в том, что никого нет. Радио читает прекрасное стихотворение.

Будет ласковый дождь, будет запах земли,

Щебет юрких стрижей от зари до зари,

И ночные рулады лягушек в прудах,

И цветение слив в белопенных садах;

И никто, и никто не вспомянет войну:

Пережито-забыто, ворошить ни к чему.

И ни птица, ни ива слезы не прольёт,

Если сгинет с Земли человеческий род.

И весна… И весна встретит новый рассвет,

Не заметив, что нас уже нет.

Но без человека дом начинает разрушаться и ночью происходит пожар, дом сгорает.

Но главное произведение Брэдбери – роман «451º по Фаренгейту» (1953). Температура воспламенения бумаги. По жанру это антиутопия – то есть, описано будущее, каким оно не должно быть, но возможно будет. Плохое будущее. В романе описывается общество обывателей, мещан, общество примитивных удовольствий, откуда изгнаны интеллектуалы, где запрещено самостоятельно думать, запрещены книги.

Сюжет. Главный герой – Монтэг, пожарник. Но в будущем пожарники выполняют несколько иные функции. Они сжигают найденные книги, а также дома тех, кто осмелился их держать у себя. Он был обычным пожарником и законопослушным гражданином, как все. Но встреча с необычной девушкой заставляет его увидеть скрытое неблагополучие своей собственной жизни и жизни общества в целом. В частности он обнаружил, что они с женой совершенно чужие люди. Когда он поздно вечером после работы пришёл домой ему показалось, что «он по ошибке попал в чей-то дом, как тот человек в анекдоте, который, возвращаясь ночью пьяный, открыл чужую дверь, вошёл в чужой дом и улёгся в постель рядом с чужой женой, а рано утром встал и ушёл на работу, и ни он, ни женщина так ничего и не заметили».

Однажды его потрясла смерть пожилой женщины, добровольно сгоревшей вместе со своими книгами. Он начал задумываться о том, почему люди хранят у себя запрещённые книги. Ему захотелось самому почитать. Он стал хранить книги у себя. В общем, стал скрытым революционером. Однажды про это узнали, он сбежал, за ним погоня, он уходит в лес, где собираются все изгнанные интеллектуалы, которые стремясь сохранить от уничтожения гуманитарную культуру человечества, заучили наизусть по одной книге каждый. Они надеются, что когда-нибудь придёт другое время и их знания понадобятся и культура не погибнет.

Теперь о смысле. Описано и обличено общество, которое мне лично очень напоминает современную Россию. Это общество массового потребления. Сущность этого общества раскрывает Монтэгу его начальник. «Спросите самого себя: чего мы больше всего жаждем? Быть счастливыми, ведь так? Всю жизнь вы только это и слышали. Мы хотим быть счастливыми, говорят люди. Ну и разве они не получили то, чего хотели? Разве мы не держим их в вечном движении, не предоставляем им возможности развлекаться? Ведь человек только для этого и существует. Для удовольствий, острых ощущений». Главное – удовольствие среднего человека, его спокойствие. Чтобы средний человек был доволен, он не должен размышлять, анализировать. Ибо это ведёт к печали. «Спокойствие важнее всего! Устраивайте разные конкурсы, например: кто лучше помнит слова популярных песенок… Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, - ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. Но не давайте им такой скользкой материи, как философия или социология. Не дай Бог, если они начнут строить выводы и обобщения. Ибо это ведёт к меланхолии!». «Если не хочешь, чтобы человек расстраивался из-за политики, не давай ему возможности видеть обе стороны вопроса. Пусть видит одну, а ещё лучше ни одной». Что такое две стороны вопроса? Разные точки зрения на один и тот же вопрос: правительства и оппозиции.

«Подавайте нам увеселения, вечеринки, акробатов и фокусников, отчаянные трюки. Побольше того, что вызывает простейшие рефлексы! Если фильм пустой, комедия бездарна, дайте мне дозу возбуждающего – ударьте по нервам оглушительной музыкой! И мне будет казаться, что я реагирую на фильм, тогда как это всего навсего механическая реакция на звуковолны. Но мне-то всё равно. Я люблю, чтобы меня тряхнуло как следует». «Когда школы стали выпускать всё больше и больше бегунов, прыгунов, скакунов, любителей ковыряться в моторах, вместо исследователей, критиков, учёных и людей искусства, слово «интеллектуальный» стало бранным». Это напоминает сегодняшнюю нашу моду на спорт и полное пренебрежение к культуре, гуманитарному образованию. Книги учат человека мыслить и значит делают его несчастными.

И ещё очень важная для Брэдбери особенность общества массового потребления. Люди перестали видеть и получать наслаждение от незаметных подробностей жизни, от красоты мира, природы. Люди перестали гулять, вдыхать запахи, ловить ртом капли дождя, любоваться утренней росой, слушать тишину. В романе много описаний ярких, интересных подробностей жизни. «Вокруг костра была тишина, и тишина была на лицах людей, и было время посидеть под деревьями вблизи заброшенной колеи и поглядеть на мир со стороны, обнять его взглядом, словно мир весь сосредоточился здесь, у этого костра. И не только огонь казался иным. Тишина тоже была иной. Монтэг подвинулся ближе к этой тишине, от которой казалось зависели судьбы мира».

И эта сторона романа, пожалуй, самая главная. Главный призыв автора. «Шире раскрой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрёшь. Старайся увидеть мир. Он прекрасней любой мечты, сделанной на фабрике и оплаченной деньгами». И книги нужны только для того, что они учат любить мир, видеть его прекрасные подробности. Это вообще главная мысль всего творчества Брэдбери.

Джон Фаулз (1926-2005)

Английский писатель. Роман «Коллекционер» (1963).

Сюжет. Фредерик Клегг – мелкий чиновник, малообразованный, не очень умный, стеснительный, некрасивый, очень замкнутый, одинокий, 25 лет, девственник. Коллекционировал бабочек, засушивал их и накалывал на булавки.

На скачках он выиграл много денег. Через некоторое время ему в голову пришло вот что. Купил далеко стоящий дом, затащил в фургон, усыпив хлороформом, красивую умную, образованную девушку, в которую был тайно влюблён, Миранду, начинающую художницу (20 лет). Она жила в его доме в подвале, он её кормил, покупал всё, что она хотела, они разговаривали. Ему нужно было каждый день её видеть, заботиться о ней, осознавать, что она во всём от него зависит. И ничего другого (он понимал, что она его никогда не полюбит, и каждый день убеждался в этом). Она несколько раз пыталась бежать – безуспешно. Она ужасно страдает без свободы, свежего воздуха, общения с людьми. Однажды она попыталась соблазнить Клегга (ради освобождения), сняла с себя одежду, для него это было самым ужасным, неприличным её поступком. Потом она заболела воспалением лёгких, он не вызвал врача и она умерла. Он готовится похитить следующую девушку, более простую, чтобы уже полностью подчинить её своей воле.

В целом сюжет интересный. Но интерес романа заключается не только в сюжете, но и в том, что он наполнен размышлениями, спорами героев о самом главном в жизни.

Композиция. 1 часть – повествование от лица Клегга, предыстория, само похищение, их жизнь в доме. 2 часть - дневник Миранды (о тех же событиях с другой стороны). 3 и 4 части (очень маленькие) – опять от лица Клегга – описание болезни и смерти Миранды и его планы.

Смысл. Основное значение романа, его смысл два разных человека, принадлежащих к разным культурным слоям не способны в принципе понять друг друга, сблизиться. Очень важно, что автор старается быть объективным, слово представлено обеим сторонам.

Миранда относится к высокообразованной интеллектуальной элите. Она умеет анализировать, владеет многими гуманитарными знаниями, накопленными человечеством, способна мыслить в масштабах истории всего человечества, общества в целом, способна отвлечься от своей собственной жизненной ситуации. Клегг – малообразованный обыватель, человек из простого народа, мыслит только в масштабе своей собственной жизни, но он не способен адекватно оценить самого себя, своё место в обществе, именно потому что не видит общества целиком. Хотя надо отметить, что некоторые его выводы верны.

У Миранды романтическое мировоззрение, она молода, и потому максималистка. Миранда хочет, чтобы жизнь каждого человека была постоянно наполнена высоким смыслом. Важнейшая цель жизни – борьба со злом, войной, социальной несправедливостью и т.д. она считает, что настоящий человек в первую очередь не должен быть равнодушным. Миранда участвует в общественном движении против ядерного оружия, ходит на митинги. Клегг же вообще плохо понимает, о чём она говорит, зачем нужно протестовать против того, в чём ты вообще ничего не понимаешь.

С точки зрения Миранды, каждый человек должен уметь воспринимать истинное искусство, получать удовольствие от классической музыки – например, Баха, от живописи – например, Пикассо, от серьёзной литературы. Человек должен читать «книги о важных вещах, написанные людьми, которые по-настоящему чувствуют и понимают жизнь». Она пытается объяснить Клеггу художественные особенности великих картин, рекомендует прочитать роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи», он читает, но ничего не понимает, и роман ему не понравился.

Человек должен обладать внутренней свободой, он может говорить и делать всё, что не причиняет значительного вреда окружающим, его поведение не должно быть сковано приличиями, как у Клегга. Например, Клегг стыдится всего, что связано с сексом. «Я хочу, чтобы вы поняли, что секс - это полноправная часть жизни, ну, если хотите, род деятельности, такой же деятельности, как и всякая другая. В этом нет ничего постыдного, грязного, просто двое дарят друг другу свои тела. Это - как танец. Как игра». В этом состоит суть сексуальной революции 1950-60 годов: утверждение, что секс – сам по себе не плох, даже без возвышенной любви, без семейных обязательств. Неразборчивость в любовных связях лучше, чем абсолютное отсутствие всего: и любви, и секса.

И всё-таки любовь для Миранды конечно остаётся важнейшей ценностью. «Постель, секс - это не главное. Главное – любовь». А в любви «надо, чтобы это был человек по крайней мере равный тебе по духу, способный видеть и понимать все не хуже тебя. А физиология должна быть на втором месте».

И ещё важная для Миранды мысль: человек не должен быть застывшим, он должен всю жизнь учиться, развиваться, пересматривать свои принципы.

В целом она ненавидит Клегга и таких, как Клегг, «задавленных собственной мелочностью, низостью, эгоизмом, … слепых и глухих ко всему на свете».

Иногда ей жалко таких людей. «Им не дано видеть; чувствовать; танцевать; рисовать; плакать, слушая музыку; ощущать мир вокруг и западный ветер... им не дано быть в истинном смысле этого слова». «Я испытываю по отношению к нему какое-то непонятное мне самой чувство ответственности», «чувствую себя обязанной показать ему, как нужно по-настоящему жить», научить его. Она упорно считает, что он может измениться, стряхнуть с себя мещанство. «Вы молоды, у вас теперь есть деньги. Вы можете учиться».

Но когда она видит, что он не меняется, не учится, она его снова начинает ненавидеть.

Образа Клегга неоднозначен. С одной стороны, он действительно абсолютный эгоист. Во имя своего удовольствия, спокойствия, счастья, он по сути убил её, хотя и не хотел. Для него однозначно он сам всегда важнее любого другого. С другой стороны, он вполне обычный человек, с самыми обычными человеческими стремлениями. Он, как и все, стремится к счастью, хочет ощущать себя счастливым. Его эгоизм вполне обычный, неагрессивный, у него нет цели причинять другим вред.

Жизнь Клегга до похищения действительно скучна, ужасно одинока, бессмысленна, он чувствует свою ненужность никому, убожество, ничтожество. Он настолько стесняется отношений с женщинами, что насильственное похищение – единственный путь к общению с ними. Во всяком случае, он не видит другого пути к своему счастью. Клегг – человек в футляре, попытавшийся стать по-настоящему счастливым, он сблизился не с той девушкой, которая подошла бы ему, а с той, о которой мечтал. Он попытался осуществить свою самую недостижимую мечту (как мог). В этом есть своеобразная правда: зачем в человека вложены желания, если их всё-равно приходится подавлять. В конце концов, это унизительно - постоянно подавлять самого себя. Клегг поднял свой маленький бунт и проиграл. Я не оправдываю его, я хочу сказать, что у каждого человека есть своя маленькая правда.

Его любовь к Миранде эгоистическая, в ней он хочет удовольствия прежде всего для себя, а не для неё. Но на самом деле точно так же у абсолютного большинства людей. Многие ли умеют любить по-настоящему, желая счастья не себе, а именно другому, многие ли любят не для себя? Это вопрос.

Клегг по-своему умён. Он понял, что Миранда на самом деле навязывает ему свои ценности, чужие для него в принципе, изначально и навсегда. Он не может измениться так, как она хочет: он это чувствует, а она нет. Клегг говорит: «знаю я вас. Вы все считаете, что мир должен быть устроен только так, как вам надо, чтоб все шло по-вашему». В результате получается, что Клегг не может понять и принять её ценности, а Миранда неможет понять и принять его ценности. Понимание невозможно.

Общий взгляд на мир, вытекающий из романа, пессимистический, печальный. В конце оба героя приходят к выводу, что Бога нет, что мир жесток и бессмыслен.

Клегг: «Счастье не купишь. Я это чуть не тыщу раз от тетушки Энни слышал. Ну, только тогда я думал, ха-ха, дайте сперва попробовать. Ну, я попробовал. Потому что все дело в чем, все дело в везении. Как на тотализаторе, только еще хуже, тут не узнаешь, какая хорошая упряжка, какая плохая и как жеребьевка пройдет. Не можешь угадать, как все обернется. Поэтому я никогда не верил в Бога. Я думаю, все мы просто насекомые, живем какое-то время, потом умираем, вот и все. Нет в жизни никакого милосердия. Нет никакого Великого Предела. И за ним – ничего».

Миранда: «Кажется, я больше не верю в Бога. Дело не только во мне. Я думаю обо всех, кто вынужден был вот так жить во время войны. И еще о далеком прошлом. Об истории. И я чувствую, знаю: Бог не вмешивается. Позволяет нам страдать. Если молишь о свободе, тебе может стать полегче уже просто потому, что молишься, или потому, что обстоятельства так складываются: приносят свободу. Но Бог не слышит. Не может. В Нем нет ничего человеческого, у Него - ни слуха, ни зрения, ни жалости или стремления помочь. Он так все и задумал: какие-то люди радостны, другие печальны, одним везет, другим - нет. Кто печалится, кто радуется - Ему неизвестно, да и неинтересно. Так что на самом деле Бога не существует».

Франсуаза Саган (1935-2004)

Известная французская писательница. Долгое время её не воспринимали всерьёз, обвиняли в пропаганде легкомысленного, безнравственного образа жизни. Всё станет ясно из её лучшего первого, во многом автобиографического романа «Здравствуй, грусть» (1954). Роман очень короткий, его можно прочитать в два вечера.

Главная героиня – Сесиль, легкомысленная девушка 17-ти лет, роман написан от её лица. Она открыто признаётся, что смысл её жизни – удовольствие, она ищет лёгкой жизни, веселье, вино, заведения, легкомысленные отношения с молодыми людьми, что такое любовь она не знает, она знает, что такое поцелуи (но и не более). Её образ – весьма типичен, и потому имеет такое значение. Мать её давно умерла, живёт она с отцом, и вроде готовиться к экзамену по философии на степень бакалавра. Сорокалетний отец характером такой же, как она легкомысленный, меняет любовниц каждые полгода. Живут они душа в душу, легко, беззаботно, весело. И вдруг всё меняется. Отец бросает очередную любовницу Эльзу и приводит новую Анну. Эльза – недалёкая, но лёгкая в общении, без претензий, такая же, как сам отец. Анна – другая. Она была подругой матери Сесиль, ей 42 года, но она гораздо эффектнее, даже красивее 29-летней Эльзы, много умнее, сильнее характером, у неё прекрасный вкус и безупречные манеры. Анна покорила отца, и он впервые заговорил о женитьбе. Сесиль развлекается с очередным ухажёром - соседским парнем Сирилом (ей с ним приятно, а об остальном она не думает). Однажды Анна замечает, как они целуются лежа на земле полуголые (надо сказать, что дело происходит летом на берегу моря, куда Сесиль с отцом приехали на отдых). Анна жёстко запрещает им встречаться (для того, чтобы избежать нежелательной беременнности Сесиль), а Сесиль засаживает за книги по философии. Отец во всём поддерживает Анну, он у неё под каблуком. В общем Анна превращается в типичную мачеху. Сесиль понимает, что в поведении Анны есть правда, она ценит её ум и т.д. Но в душе её зреет бунт, ненависть к той, которая посмела покуситься на её право (Сесиль) – беззаботно наслаждаться жизнью. Очень ярко описано, как летом, в жару, в комнате, из которой видно море, Сесиль пытается читать философа Бергсона, как она по несколько раз перечитывает одну и ту же фразу и никак не может её понять. Ненависть рождается именно в этот момент.

Во второй части романа у Сесиль рождается план мести. Она уговаривает уязвлённых и обиженных Эльзу и Сирила разыграть маленький спектакль. На глазах у отца они должны притвориться любовниками, чтобы вызывать его ревность, а точнее уязвить его самолюбие. Правда, Сесиль приходиться слегка соврать им, будто её отец на самом деле любит только Эльзу, а Анна его коварно окрутила. Так или иначе всё идёт по её плану. Отец неприятно поражён, увидев, насколько быстро Эльза нашла ему замену. Он идёт с ней, так сказать, на контакт, ему нужно убедиться в собственной мужской неотразимости. Они встречаются, их застаёт Анна. И в слезах уезжает. Сесиль уже не рада, что всё это затеяла, она видит, что отец и Анна действительно любят друг друга, она пытается объяснить всё Анне, но всё бесполезно, она уезжает, и по дороге разбивается (скорее всего, это самоубийство). После похорон Анны, Сесиль видит, что Эльза и Сирил вместе, уже по-настоящему. Через месяц Сесиль и отец после траура по Анне возвращаются к обычному образу жизни, но в её сердце то и дело возникает странная грусть. На мой взгляд, правда больше на стороне Сесиль. Анна не выдержала испытания, хотя была много умнее, тоньше всех других персонажей, она наказана за то, что попыталась управлять жизнью других людей, приказывать им. Хотя и С., конечно, далека от идеала.

Курт Воннегут (1922-2007).

Интересный американский писатель (немецкого происхождения). В его творчестве сочетаются реализм, гротеск, фантастика, трагедия и юмор. Он пишет очень просто, понятно. Самый знаменитый его роман – «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1969). Главное событие романа - страшная и бессмысленная бомбардировка англо-американской авиацией немецкого города Дрездена в феврале 1945 года, свидетелем которой был сам Воннегут, находившийся тогда в немецком плену. Один из красивейших городов Европы был полностью уничтожен, был превращён в развалины, погибло 135 тысяч мирных жителей. В городе не было немецких войск, не было военных заводов. Это был просто акт мести и устрашения. Долгое время этот факт скрывался от простых американцев. Сотня американский военнопленных укрылась в глубоких подвалах скотобойни, где они жили. Среди них был Воннегут. Жили они в бойне № 5, поэтому роман так называется. Крестовым походом детей Воннегут назвал окончание Второй мировой войны. Реальный крестовый поход детей состоялся в 13 веке, христиане отправили детей из Франции и Германии, чтобы те с божьей помощью отбили у неверных мусульман святые места – Иерусалим и др. Их было тридцать тысяч, большая часть их либо утонули в море во время шторма, либо попали в рабство в северной Африке. В конце Второй мировой войны с обоих сторон принимало участие много детей, и в прямом смысле (у немцев), и в переносном – людей не приспособленных не только к войне, но и просто к жизни. Они были отправлены на бойню.

В первой главе автор рассказывает о самом себе, как он писал эту книгу. Главного героя – Билли Вонннегут сделал одним из тех американцев, кто вместе с ним скрывался в бойне Дрездена. Билли был высокий, очень нескладный, слабый, плохо понимал, что с ним происходит и действительно был похож на ребёнка, он никого не убил. Основная сюжетная линия романа – история жизни Билли в немецком плену с декабря 1944 до мая 1945. Но в романе описана не только война, но и события, случившиеся с Билли после войны. Дело в том, что он был путешественником во времени, а точнее по событиям своей жизни. В любую минуту он мог переноситься из одного времени в другое. Это происходило помимо его воли, он никак не управлял процессом. Поэтому он жил рывками, кусками. И роман тоже построен из кусков, основная линия постоянно прерывается описаниями самых разных эпизодов жизни Билли после войны. И самое интересное событие – его похитили инопланетяне, привезли на свою планету Тральфамадор. Главное отличие Тральфамадора от Земли в том, что там другое время: и прошлое, и настоящее, и будущее существуют одновременно. По сути, есть лишь одно прошлое, все события уже случились, они неизменны, и по ним можно просто перемещаться в любой последовательности (так и происходит с Билли). На Тральфамадоре царит абсолютный фатализм: все происходит так, как должно происходить, свободы воли, выбора поступка не существует, тральфамадорец поставлен в такие обстоятельства, что по-другому поступить не может. Билли был человек слабый, физически и психологически, тоже был абсолютным фаталистом, его слова: «вообще всё ничего не значит, и все должны делать именно то, что они делают», ибо «такова структура момента».

После войны Билли, считавшийся недотёпой, неожиданно разбогател, женившись на очень некрасивой, очень толстой дочери богача, он не хотел этого, сделал ей предложение во время помутнения рассудка, но потом она оказалась неплохой женой, очень любила Билли, и он был вполне счастлив, у них было двое неплохих детей.

Идейное содержание романа двойственно. Первая идея: герою и автору явно нравится философия фатализма – представления о том, что люди беспомощны перед внешними обстоятельствами. Вторая идея: и герой, и автор скрыто, но однозначно протестуют против войны. Война показана как нечто ужасное, бесчеловечное, абсурдное. Значит, Воннегут призывает читателя, чтобы он сделал всё возможное, чтобы на земле было как можно меньше войн. Автор грустен от того, что не верит, что зло, войну можно победить, но всё равно борется с ними и призывает читателя следовать его примеру.

Воннегут писал: главная задача писателя – "успеть поймать человека до того, как он станет генералом, президентом и т.п., и отравить его душу ядом гуманизма".

Стиль Воннегута – комический, он пишет о печальных вещах, но всегда с лёгким налётом смеха, употребляет смешные, грубоватые словечки, например, называет себя старым пердуном.

Габриэль Гарсиа Маркес (1928-2014) – колумбийский писатель. «Сто лет одиночества» (1967). Это история одной семьи и одновременно история Латинской Америки в течение 100 лет, написанная в духе магического реализма: в ней реалистические подробности и общий ход жизни переплетён с совершенно фантастическими, небывалыми событиями, чудесами. Много внимания уделяется сексуальной жизни героев. Читать интересно.

Например, в начале романа поженились основатели огромного рода Буэндиа Хосе Аркадио и Урсула, которые были двоюродными братом и сестрой. Все боялись, что они родят ребенка с порося­чьим хвостиком. На протяжении полутора лет замужества Урсула умудряется сохра­нить невинность, хотя каждую ночь они ложатся спать вместе. Затем в деревне, где они живут, начинается эпидемия бессонницы, потом эпидемия забывчивости. Все начинают забывать названия самых обычных предметов и их назначение. Одна из правнучек Урсулы, отличающаяся красотой и сексуальной активностью и неразборчивостью, вдруг среди бела дня возносится на небо на простынях, которые она вышла вывесить на просушку. Потом в деревне на­чинается дождь, который льет почти пять лет не переставая. В конце один из потомков Урсулы влюбляется в свою родную тётю. Их маленький сын — единственный из всех Буэндиа, рожденных на протяжении столетия, зачат в любви, но появляется он на свет со свиным хвостиком, мать умирает от кровотечения. А младенца съедают рыжие муравьи, внезапно наводнившие дом. Так кончился род Буэндиа. Никто из его представителей не умел любить, все они были эгоистами, замкнутыми в себе. За что и были наказаны.

Патрик Зюскинд (р. 1949).

Швейцарец, пишущий по-немецки. Лучшее произведение – один из самых популярных романов в зарубежной литературе второй половины 20 века - «Парфюмер» (1985). Действие происходит в 18 веке. Это история жизни необычного человека Гренуя, который, во-первых, наделён необыкновенным даром: он был невероятно чувствителен к запахам, различал тысячи самых тончайших ароматических нюансов, чувствовал запахи каждой вещи и каждого существа за много сотен метров, ориентировался в пространстве по запахам, как животное, находил пропавшие вещи, легко ориентировался в полной темноте. Единственное наслаждение ему доставляли только запахи. Всё это описано очень интересно. Вторая его особенность, он был совершенно равнодушен к людям, ни сострадания, ни любви ни к кому он не чувствовал и сам в них не нуждался. Ему было наплевать на людей. Однажды он убил девушку, которая мешала ему себя обнюхивать (ему понравился её запах). Интересно описано, как он поступил учеником к парфюмеру, учился составлять духи, выделять из разных веществ их запахи. А потом у него родилась идея – сделать духи, которые пробуждали бы в людях любовь к нему, он задумал стать богом. Для этого ему он убил 25 девушек, чтобы добыть из них их индивидуальный запах. Сделал духи, его схватила полицию, во время казни он разбрызгал духи и все люди полюбили его и стали любить друг друга. Вся площадь была покрыта совокупляющимися мужчинами и женщинами. Но Греную это скоро надоело, ибо любовь ему была не нужна, а потом он совершил самоубийство. В романе мир описан с точки зрения серийного убийцы. Это очень помогает понять, насколько разными бывают люди.

Владимир Набоков (1899-1977)

Русский писатель с очень необычной судьбой, эмигрант. До 1939 года писал по-русски. В 1940-м уехал в Америку и стал американским писателем. Самый знаменитый роман на английском языке – «Лолита» (1955), прославил Набокова во всём мире, слава у романа скандальная. История жизни извращенца, рассказанная им самим. Главный герой рассказывает то своей интимной связи с 12-летней девочкой, и о своей любви к ней. В конце концов выясняется, что это книга о самой настоящей любви (извращённой, странной). Значение этой книги в том. Что она помогает понять другого человека. Извращенец – это другой человек. И у него есть своя правда жизни.

Пауло Коэльо (род. 1947).

Бразильский писатель, относится к массовой литературе. В юности лечился в психбольнице, всегда увлекался мистикой. Книги стали очень популярны во всём мире. Самый популярный роман «Алхимик» (1988). Также известные романы «Вероника решает умереть» (1998), «Дьявол и сеньорита Прим» (2000), «Одиннадцать минут» (2003). Продолжает писать, но популярность уходит. Его книги – философские, в них простым языком и через таинственный, мистический сюжет рассказаны довольно простые истины о важных для каждого человека вещах, о смысле жизни, о судьбе и т.д. Коэльо обращается именно к обычному среднему человеку, не читавшему классики. Огромное количество простых людей благодарны книгам Коэльо, они помогли им (как они думают) найти счастье, более эффективно выстроить свою жизнь. Это хорошо, но более искушённые, начитанные люди видят все недостатки Коэльо.

«Алхимик». По сути, смысл книги объявлен сразу в предисловии. Нужно следовать своей Судьбе, предназначению. А предназначение – это то, чего человек больше всего хочет, к чему стремится. Судьбу Коэльо отождествил с мечтой. «Всякий раз, когда мы делаем что-то с радостью и удовольствием, это означает, что мы следуем Своей Судьбе». Следуй своему большому желанию, своей мечте, несмотря ни на какие препятствия, отговоры людей, страхи, ошибки, поражения - и будет тебе счастье. Настоящая любовь должна только помогать в осуществлении мечты. Вот и всё.

Кобо Абэ (1925-1993).

Самый известный в мире японский писатель. Абэ смело использует в своих романах фантастику, гиперболу и т.д. Очень любит ставить своих героев в странные, исключительные, предельные ситуации. Самый известный роман Абэ «Женщина в песках» (1963). Главный герой – «мужчина» из города отправился на природу и заночевал в одной странной деревне, где дома находились на дне огромной ямы, вырытой в песке, его туда спускают на верёвках и выбраться оттуда без чужой помощи невозможно. Он ночует в доме, где живёт одинокая женщина, вдова. В доме жить неприятно, отовсюду непрерывно сыплется песок, он набивается в глаза, в рот и т.д. Воды мало. Встав на следующее утро, он к своему возмущению и ужасу обнаруживает, что его никто не собирается из ямы вытаскивать. В этой деревне требуются мужчины, чтобы выгребать из ямы постоянно осыпающийся песок, иначе весь дом засыпет, да и всю деревню. Еду и воду туда спускают на верёвках и только тем, кто работает. Героя оставляют в этой деревне, к которой он не имеет никакого отношения, в качестве рабочего, он протестует, кричит, требует его вытащить, но никто его не слушает. Совершенно неожиданно для себя он оказывается в безвыходной, нелепой, абсурдной ситуации.

Женщина очень приветливая, добрая, работящая, каждый день ходит отгребать песок, кормит его, ухаживает за ним, когда он болеет после тщетных попыток сбежать, она абсолютно покорна, безропотно принимает всё, что происходит. Он её убеждает сбежать, отказаться от бессмысленной работы, она не соглашается. Она не знает, почему она должна это делать, просто так сложилось, она выросла в этой деревне, в которой всегда было так. Она воплощает народ как некую косную, всегда покорную массу, живущую традиционной жизнью, принимающую жизнь такой, как она есть, не пытающуюся её изменить, улучшить, способную на самоотверженность, полностью лишённую эгоизма. Также она олицетворяет и типично японскую и вообще восточную женщину. Главный герой – воплощение мужчины и интеллигенции (одновременно), стремления к свободе, борьбы с несправедливостью, стремления изменить мир к лучшему, ему присуща и типично интеллигентский и мужской эгоизм, любовь к себе. Когда он перестал работать, им просто перестали спускать воду и они чуть не умерли от жажды. Он начинает работать также, как она. Сначала он ненавидит её за покорность овцыНо его к ней тянет в сексуальном смысле. Они живут как муж и жена, но духовного единства между ними нет. Жизнь в яме, без свежего воздуха, без свободы прогулок, без любования морем, постоянно в поту, в песке ему глубоко отвратительна. Она пытается защитить эту жизнь, утверждает, что их труд нужен, потому что жители деревни продают песок, который они достают, строителям. И её не волнует, что их песок не подходит для строительства, в нём всё гниёт, что здания построенные с использованием этого песка развалятся. Она говорит: «А нам что, не всё равно? Не наше дело и нечего соваться». Его это просто возмутило. Здесь народная традиционность явно переходит в тупую и даже агрессивную косность.

Он же готов почти на всё, чтобы выбраться из ямы. Однажды ему предложили сверху, что разрешат гулять на поверхности, видеть море, если только они с женщиной на глазах у желающих займутся сексом. И он готов пойти на это, но не она. И тогда он набрасывается на неё, пытается изнасиловать под непристойные выкрики наблюдающих сверху (которых вдруг стало очень много). Она сопротивляется, бьёт в самые больные места, бьёт по лицу и избитым оказывается он. А потом она его жалеет.

Также он совершил почти удавшуюся попытку побега, выбрался на поверхность и ночью попробовал убежать из деревни, но заблудился и вернулся к деревне, его обнаружили, погнались, он забежал в зыбучие пески, в которых он чуть не утонул, но его спасли и вернули в яму.

Все эти события, унижения почти раздавили его - духовно. Он нашёл способ добывать воду из песка и очень доволен этим, у него временно появилась надежда на продолжение борьбы. Но у женщины случается выкидыш, её увозят в больницу, а верёвочную лестницу не убрали, он беспрепятственно поднялся, но не получил удовольствия ни от свежего воздуха, ни от моря. Теперь он даже не пытается бежать. «Побег – об этом ещё будет время подумать».

Яма в песке, в которой вынуждены жить люди превращается в символ жизни как таковой, жизни полной абсурда, враждебных обстоятельств, неизбежных, непреодолимых трудностей. Этот абсурд жизни подавляет человека, убивает его. С ним можно смиряться, как женщина, ему можно сопротивляться, как мужчина, но результат один. Враждебная жизнь сильнее. И всё же симпатии автора больше на стороне мужчины, именно он главный герой. С его точки зрения ведётся повествование. Автору симпатичнее борьба за свободу. В романе выражен типичный для западной литературы пессимистический взгляд на жизнь.

Роман полон действий, эмоций, борьбы, борьбы людей с песком.

Один из самых популярных зарубежных писателей Стивен Кинг, король ужасов. Для знакомства рекомендую роман «Кладбище домашних животных» (1983).

Зарубежная литература конца 20 – начала 21 веков (1991-2015).

1. Януш Вишневский. Одиночество в сети.

2. Анна Гавальда. Просто вместе. Я её любил, я его любила.

3. Фредерик Бегбедер. «Windows on the World (Окна в мир)». Любовь живёт три года. 99 франков.

4. Мишель Уэльбек. Пространство расширения борьбы.

5. Сесилия Ахерн. Подарок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: