Окончательное установление крепостного права

В середине XVII в. окончательно оформилось крепостное право. Процесс его становление шел с 80-х гг. XVI в., когда были введены заповедные лета. В 1597 г. был установлен 5-летний сыск беглых (т.н. "урочные лета"). В 1607 г. В. Шуйский увеличил его срок до 15 лет. Но в обстановке Смуты это продление сыска не удалось реализовать. В течение практически всего царствования М.Ф. Романова сохранялся 5-летний сыск. Служилые люди упорно добивались отмены "урочных лет" и бессрочного сыска.Лишь в 1645 г. был установлен 10-летний сыск.

Однако Соляной бунт 1648 г. напугал правительство и вынудил его принять требования дворянства. По "Соборному уложению" 1649 г. "урочные лета" были отменены, сыск стал бессрочным. Укрывательство беглых стало караться штрафами. Беглого, вступившего в брак, возвращали прежнему владельцу со всей семьей, даже если другой супруг был до этого свободным или принадлежал другому хозяину. Имущество крестьянина было признано собственностью помещика, и могло, например, продаваться для оплаты его долгов. Крепостные не могли отныне свободно распоряжаться собственной личностью: они потеряли право поступать в холопство. Все это означало окончательное установление в России крепостного права.

Уложение 1649 г., идя навстречу требованиям посадских людей, включило белые слободы в тягло и запретило посадским людям впредь покидать свои общины, поступая в холопы, и даже переходя в другие посады. Беглых посадских предписано было сыскивать и возвращать на старые места. Укрывательство посадских жестоко каралось.
На что следует обратить внимание при ответе:

Итак, в XVII в. в экономической и социальной жизни России наблюдается противоречие. С одной стороны зарождаются элементы буржуазного уклада, появляются первые мануфактуры, начинается формирование рынка. С другой стороны Россия окончательно становится крепостнической страной, подневольный труд начинает распространяться на сферу промышленного производства. Российское общество оставалось традиционным, отставание от Европы накапливалось.

Культурно-исторический процесс этого периода характеризуется начавшимся разрушением средневекового религиозного мировоззрения. Происходит так называемое «обмирщение» культуры, т. е. отход культуры от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера (секуляризация). Этот процесс сказался на развитии образования и книгопечатания.

Росту грамотности способствовало появление учебных пособий. В 1634 г. был издан первый Букварь Василия Бурцева. В 1648 г. вышла Грамматика М. Смотрицкого, в 1687 г. – «Считание удобное» – таблица умножения Обучение грамоте велось «мастерами» из лиц духовного звания. Детей обучали с 6 лет. Дети знати учились в семьях, учителями зачастую были иностранцы. Стали устраиваться школы, в основном при монастырях. В 1680 г. в Москве было открыто училище с двумя классами: в одном изучали славянские языки, в другом – греческий. В 1687 г. была открыта первая высшая школа – Славяно-греко-латинская академия.

В литературе XVII в. также происходило «обмирщение», появляется реалистическая бытовая и историческая повесть, где постепенно утрачиваются церковные элементы. Героями становятся не святые, а обычные люди и описываются реальные события.

Основными литературными жанрами остаются, как и прежде, летописи, сказания, жития, но они наполняются новым содержанием. Появились исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др. Жанр «Жития» приобретает характер автобиографии. Наиболее талантливым из них является «Житие протопопа Аввакума», им самим написанное, которое можно назвать первым в русской литературе мемуарным произведением.

Появляются и новые литературные жанры: сатирические произведения, стихотворный жанр. Новым в русской литературе стал жанр демократической сатиры. В сатирических произведениях обличаются порядки феодального суда с его волокитой, продажностью судей. Это сатирические повести «О Шемякинском суде» и «О Ерше Ершовиче – сыне Щетинникове».

В зодчестве XVII в. также отражается переходный характер эпохи. Происходит тоже «обмирщение» зодчества – отказ от строгих церковных канонов. Сущность новых исканий – «дивное узорочье».

Наряду со старыми, традиционными формами в русском зодчестве появляются и новые. Архитектура 2-й половины XVII в. отличается большей декоративностью. Эта пышная архитектура получила название московского барокко. Характерные черты этого стиля – четность и симметричность композиции, многоярусность, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов и подчеркнутая устремленность здания вверх..

Живопись в XVII в. развивалась очень бурно, ее, как и другие виды искусства, затронул процесс «обмирщения». Происходит становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к личности. Развивается бытовой жанр, портретный – парсунная живопись.

До XVII в. в России не было театра. На протяжении веков театр заменяли народные обряды – такие, например, как проводы масленицы. На этих праздниках выступали скоморохи, акробаты и т. д. Позже появились народные театры скоморохов.

По-настоящему театр появился в XVII в. – придворный и школьный театры. Подводя итоги развития культуры России XVII в., прежде всего следует отметить ее «обмирщение», постепенный отход от религиозных традиций к светским мотивам. Это выразилось в возросшем интересе к личности, стремлении к реализму во всех видах искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: