Современные концепции власти

Современные дискуссии о власти открываются работами Х.Лассуэлла и Э.Кэплэна, Р.Берштедта, Х.Саймона, Д.Картрайта, Р.Даля, Дж.Марча и других исследователей.

Первая традиция, обозначаемая как "секционная (групповая) концепция власти" или как "традиция реализма" и идущая от Т.Гоббса и М.Вебера. Власть рассматривается здесь как асимметричное отношение, включающее актуальный или потенциальный конфликт между индивидами. Власть возникает в тех социальных взаимодействиях, где один из субъектов обладает способностью воздействовать на другого, преодолевая его сопротивление. Власть концептуализируется как власть над кем-то, как "отношение нулевой суммы", в котором возрастание власти одних индивидов и групп означает уменьшение власти других индивидов и групп.

Вторая традиция — "несекционная концепция власти" — отвергает идею "нулевой суммы", допуская, что власть может осуществляться ко всеобщей выгоде. В данной традиции власть рассматривается как коллективный ресурс, как способность достичь какого-то общественного блага; подчеркивается легитимный характер власти, ее принадлежность не отдельным индивидам или группам, а коллективам людей или обществу в целом. Современными представителями этой традиции, корни которой восходят к Платону и Аристотелю, является Т.Парсонс.

К числу наиболее влиятельных подходов, развивающихся в русле первой традиции (остающейся по-прежнему доминирующей), относится концепция власти Роберта Даля. Наряду со многими другими исследователями Даль рассматривает власть как контроль за поведением. Далевская "интуитивная идея власти" — "А имеет власть над Б настолько, насколько может заставить Б делать что-то, что Б в ином случае не стал бы делать" — стала изначальной основой многих концепций власти. Вслед за Гоббсом, Даль рассматривает власть в терминах каузальной (причинной) связи.

9. Политическая коммуникация — понятие, являющееся объектом изучения ряда научных дисциплин и смежных областей знания. Политическая коммуникация изучается, в частности, в политической науке, социологии, коммуникативистике (теории коммуникации). Как отмечает российский исследователь Грачёв, понятие "политическая коммуникация" возникает после Второй мировой войны. Тогда же исследования этого процесса выделяются в самостоятельное направление на стыке социальных и политических наук (политическую коммуникативистику). Для анализа политической коммуникации применяются общетеоретические модели коммуникации, разработанные в коммуникативистике.

В западной литературе выделяется три основных способа политической коммуникации:

• Коммуникация через средства массовой информации, включающая в себя печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение и т.д.);

• Коммуникация через организации, когда политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми;

• Коммуникация через неформальные каналы [5].

Следует, однако, сказать, что это действительно только для линейных моделей коммуникации, предполагающих наличие третьего звена - посредника между коммуникатором и реципиентом.

Каждое научное направление определяет политическую коммуникацию по-своему, пользуясь присущим ему категориальным аппаратом. Кроме того, в рамках одного направления могут существовать различные трактовки, обусловленные различием подходов.

• Значительная часть исследователей отталкивается от того, что политическая коммуникация – это отношения по поводу политики и политического

• "создание, отправление, получение и обработка сообщений, оказывающих существенное воздействие (прямое или косвенное) на политику" (Н.Винер)[3];

• "создание, распространение, получение и обработка сообщений, которые имеют потенциальный значительный эффект на политику" (Дорис Грабер)[6];

• "коммуникация, которая осуществляется политическими факторами, направлена на них или относится к политическим факторам и их действиям"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: