double arrow

Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации

В системе органов государственной власти Президент РФ занимает особое место. В соответствии с системой разделения властей Президент не входит ни в одну из отраслей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни тем более в судебную. По Конституции 1993 г. Российская Федерация имеет республиканскую форму правления, т.е. во главе государства стоит избираемый прямым голосованием граждан Президент. Появление института президентства в современном мире обязано Конституции США 1787 г., которая впервые ввела его в систему органов государственной власти и впервые закрепила институт выборного главы государства.

Правовое положение президента в отличие от главы государства в монархических странах определяется тем, что пост президента выборный, он избирается на определенный, устанавливаемый Конституцией срок, внутри страны и на международной арене президент выступает от имени избирателей или от имени парламента, т.е. его власть является производной от них, и, наконец, существует принцип ответственности президента, в отличие от отсутствия принципа ответственности монарха.

В РСФСР в свое время не было единоличного главы государства. В советское время считалось, что коллегиальным главой государства являлся избираемый Верховным Советом РСФСР Президиум во главе с Председателем Президиума, но на практике это был полностью безвластный орган, который служил придатком партийного аппарата. Должность Президента РСФСР была введена Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. "О Президенте РСФСР" в соответствии с результатами проведенного 17 марта 1991 г. референдума о введении поста президента. 24 мая 1991 г. институт президента был включен в действовавшую тогда Конституцию РСФСР. В Конституции РСФСР устанавливалось, что Президент избирался сроком на 5 лет путем прямого голосования избирателей, и одно и то же лицо не могло избираться Президентом более двух сроков подряд. 12 июня 1991 г. всеобщим голосованием первым Президентом России был избран Б.Н.Ельцин.

На момент вступления в силу новой Конституции РФ (25 декабря 1993 г.) ранее избранный Президент уже занимал этот пост первый срок. Конституция 1993 г. установила, что полномочия первого Президента РФ продолжаются до истечения срока, на который он был избран, т.е. до 12 июня 1996 г., а его полномочия и правовое положение уже регулируются нормами Конституции 1993 г.

В июне 1996 г. состоялись новые очередные выборы Президента Российской Федерации. По результатам второго тура голосования победил Б.Н. Ельцин и вновь занял пост Президента на второй срок (на 4 года) до 2000 г. 31 декабря 1999 г. Президент Б.Н. Ельцин досрочно ушел в отставку со своего поста и исполняющим обязанности Президента РФ стал Председатель Правительства РФ В.В. Путин. На досрочных президентских выборах 26 марта 2000 г. В.В. Путин был избран новым Президентом Российской Федерации на срок до 2003 г.

На учреждение поста Президента в Российской Федерации повлияли причины внутреннего характера, необходимость усиления исполнительной власти, проведения реформ во всех сферах государственной и политической жизни, совершенствования всего государственного механизма. Не последнюю роль сыграло и учреждение поста президента СССР и избрание на эту должность М.С. Горбачева. В соответствии с поправками, внесенными в текст Конституции РСФСР 1978 г., Президент объявлялся "высшим должностным лицом в государстве" и главой исполнительной власти.

Институт президентства в Российской Федерации претерпел серьезную эволюцию, которую можно определить как развитие от менее сильного к более сильному президенту. Ранее действовавшая Конституция еще советского периода предоставляла ему полномочия, которые блокировались рядом ее статей. Исполнительная власть, главой которой провозглашался президент, должна была увязывать свои действия с принципами полновластия Съезда народных депутатов и его органа - Верховного Совета. По Конституции Съезд мог принять к своему рассмотрению и решать любой вопрос, входящий в компетенцию Российской Федерации.

По тексту Конституции важнейшие вопросы, имеющие значение для всей Федерации, должны были решаться Съездом народных депутатов, и его Верховным Советом. То, что по Конституции Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти, было откровенной декларацией. Президент не имел реальных конституционных полномочий для сдерживания полновластия законодательной власти, а следовательно, принцип разделения властей не действовал. В конечном итоге такое положение завершилось конфликтом исполнительной и законодательной властей и роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

Конституция 1993 г. впервые по отношению к президенту ввела термин "глава государства". Причем Конституция установила не президентскую и не парламентскую республику, а республику смешанного типа, но фактически тяготеющую больше к президентской форме республик с широкими полномочиями президента - главы государства и фактически полным подчинением ему исполнительной власти, по образцу полупрезидентской республики во Франции.

От чисто президентской республики Россия отличается наличием отдельного конституционного поста Председателя Правительства, что, однако, не препятствует некоторым российским исследователям относить Россию к чисто президентским республикам. Президент РФ, как в чисто президентской республике, избирается на свою должность независимо от парламента, прямым голосованием избирателей, что ставит Президента РФ фактически в независимое от парламента и других государственных органов положение. Общей закономерностью всех республик, в том числе и в России, является то, что чем дальше процедура избрания президента от парламента, тем его полномочия как главы государства более обширны и реальны. В отличие от французской модели, где правительство формируется на основе парламентского большинства, в России Президент фактически формирует Правительство без учета расстановки политических сил в Государственной думе.

Конституционные должности Президента заключаются в том, что он является главой государства, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации и Председателем Совета безопасности РФ.

Полномочия Президента в зависимости от их правовой специфики можно подразделить на несколько групп. Первая группа полномочий носит общий характер и отражает положение президента как главы Российского государства. Прежде всего, Президент выступает в качестве гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Это значит, что Президент сам должен действовать только в рамках Конституции, не нарушать Конституцию и действующее законодательство, его деятельность должна быть направлена на осуществление и гарантии прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, как глава государства, он имеет право контроля за соблюдением Конституции и действующего законодательства органами государственной власти и управления.

Это выражается в том, что Президент имеет право обратиться в Конституционный суд РФ с ходатайством о признании актов Совета Федерации, Государственной думы, представительных органов субъектов РФ несоответствующими Конституции и о прекращении их действия. Акты же исполнительных органов Федерации (Правительства) Президент может прямо отменить, а акты исполнительных органов власти субъектов РФ - приостановить.

Президент как глава государства вправе оценивать деятельность подотчетных ему органов (Правительства, Совета безопасности, администрации) с точки зрения защиты ими прав и свобод человека и гражданина, а также тех структур, по которым он вносит предложения о кадровых назначениях (Генеральный прокурор РФ, высшие суды РФ). Как глава государства он вправе отстранить от должности любых подотчетных ему должностных лиц и назначить новых. Эти его назначения и отстранения от должности не требуют утверждений какими-либо другими государственными органами.

Президент имеет право вносить предложения о поправках к Конституции, о проектах законов, затрагивающих вопросы правового положения граждан. Президент активно совместно с Правительством участвует в подготовке проекта государственного бюджета, а следовательно, оказывает влияние на социальное положение граждан Российской Федерации, реализацию их социально-экономических прав.

Важнейшая функция Президента как главы государства заключается в охране суверенитета, независимости и государственной целостности РФ. Как глава государства он является главой всей Федерации. В настоящее время территориальная целостность РФ включает в себя не только внешний аспект (т.е. защиту от внешней агрессии), но и внутренний аспект. Как известно, в Конституции РФ нет упоминания о суверенитете республик, входящих в состав Российской Федерации, однако многие республики провозгласили в своих конституциях республиканский суверенитет, что находится в прямом противоречии с нормами Конституции РФ.

Поэтому деятельность Президента как главы всей Федерации направлена на сохранение и укрепление единого правового пространства в РФ, четкого разграничения полномочий РФ и ее субъектов, соблюдение федеральных законов и их верховенства по отношению к законам субъектов Федерации.

Осуществляя меры по охране государственной целостности РФ, глава государства сталкивается с тем, что федеративное устройство РФ находится в стадии совершенствования, в то время как большинство зарубежных федераций очень старые и уже давно прошли эту стадию укрепления федерализма. Это означает, что территориальные споры в Российской Федерации могут принимать довольно острый характер и требуют соответствующего адекватного решения, вплоть до применения вооруженных сил (как в Чеченской Республике).

Президент сталкивается со стремлением некоторых субъектов Федерации повысить свой конституционный статус, в том числе и с нарушением Конституции (достаточно вспомнить попытку одностороннего провозглашения Уральской республики губернатором Э. Росселем, стремление к полной самостоятельности Чечни с использованием вооруженных бандитских формирований и т.д.). В подобных случаях Конституция предоставляет Президенту широкие полномочия, которыми не обладает никакой другой государственный орган, по использованию согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов и между органами государственной власти самих субъектов, т.е. главным образом мирным путем.

Глава государства должен обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент взаимодействует с Государственной думой, Советом Федерации, Конституционным судом и другими высшими судами РФ, Генеральным прокурором, Председателем Правительства. Ввиду того, что Президент выведен из системы трех ветвей власти, он явно возвышается над ними, оказывая на их деятельность существенное воздействие, что ослабляет контроль за деятельностью самого Президента и его администрации; ставит главу государства в полностью независимое и неподконтрольное другим органам государственной власти положение.

Частично это можно объяснить тем, что он глава федеративного государства, как бы президент всех граждан, которые избирают его прямым, всеобщим и тайным голосованием, и, следовательно, он осуществляет только их волю и подотчетен только народу, но поскольку такой формы и механизма отчетности перед населением не предусмотрено и досрочный отзыв Президента со своего поста Конституцией не установлен, Президент должен одинаково относиться ко всем субъектам Федерации, ко всем существующим в России политическим силам, стоять вне партий, выступать в роли единственного общего арбитра в различных политических спорах. Используя свои согласительные процедуры, Президент должен прибегать к мирным средствам разрешения различных политических споров. В случае недостижения согласованного решения, он может передать разрешение конкретного спора на рассмотрение соответствующего суда.

По Конституции Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Конечно, он определяет их не единолично, а во взаимодействии с другими органами государственной власти и различными политическими силами. При этом действия его ограничены рамками Конституции, т.е. глава государства должен действовать на основе Конституции, не выходить за ее рамки, его деятельность должна находиться в границах существующего законодательства. Вместе с Президентом внутреннюю и внешнюю политику государства вырабатывает и российский парламент, в первую очередь, через его законодательную деятельность, поскольку Федеральное собрание имеет полномочия прямо законодательствовать по основным вопросам внутренней и внешней политике Российского государства.

Президент определяет основные направления политики государства и во взаимодействии с органами исполнительной власти, прежде всего Правительством. Диапазон деятельности Президента по определению внутренней и внешней политики государства очень широк: от кадровых назначений на важнейшие государственные посты; утверждения военной доктрины Российской Федерации до непосредственного руководства внешнеполитической деятельностью РФ; участия в определении правовой политики и руководства текущей социально-экономической политикой. Все его полномочия как главы государства не могут быть переданы никакому другому государственному органу.

Можно выделить отдельно блок полномочий Президента в области кадровой политики. Прежде всего, с согласия Государственной думы, Президент назначает Председателя Правительства, а по представлению Председателя Правительства назначает всех остальных членов Правительства: заместителей Председателя, федеральных министров, руководителей других федеральных ведомств. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Он же без согласования с какими-либо другими государственными органами принимает решение об отставке всего Правительства, а по представлению Председателя Правительства - об отставке или назначении новых членов Правительства.

Президент представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка России. В его полномочия входит представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда, кандидатуру Генерального прокурора. Он также вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора, назначает судей других федеральных судов.

Президент самостоятельно формирует и сам возглавляет Совет безопасности, статус которого определяется федеральным законом, формирует Администрацию Президента и отдельно назначает главу администрации. Президент назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных сил РФ, утверждает военную доктрину Российской Федерации. Президенту принадлежит право назначать и освобождать от должности полномочных представителей Президента, назначать и отзывать после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Следующая группа полномочий Президента связана с его взаимоотношениями с Федеральным Собранием. Прежде всего, в соответствии с Конституцией и федеральным законом, Президент назначает выборы (очередные или внеочередные) в Государственную думу. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент распускает Государственную думу.

  • Таких оснований несколько:
    • в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства, вносимой Президентом на ее утверждение;
    • в случае повторного в течение трех месяцев вынесения Правительству вотума недоверия со стороны Государственной думы;
    • в случае, если само Правительство ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии и получает отказ в доверии.
  • Но Конституция вместе с тем ограничивает возможности Президента по досрочному роспуску Государственной думы при наличии ряда особых условий:
    • Президент не может досрочно распустить Государственную думу в первый год ее избрания;
    • если до окончания срока полномочий Президента остается полгода;
    • когда Государственная дума начинает процедуру отрешения Президента от должности;
    • когда в стране объявлено чрезвычайное или военное положение.

Только Президент может назначить референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Президент является субъектом законодательной инициативы. Он может вносить законопроекты по любым вопросам, входящим в компетенцию Государственной думы. Законодательная практика обычно строится таким образом, что президентские законопроекты имеют приоритет перед другими законопроектами и обсуждаются в первую очередь, в срочном порядке.

В полномочия Президента входит подписание и обнародование федеральных законов, принятых Государственной думой и одобренных Советом Федерации. Президент как глава государства обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Послания Президента законодательному органу страны носят в определенной степени программный характер, часто представляя собой прямое пожелание - программу для законодательной деятельности Федерального собрания. Традиционно ежегодные послания Президента не подлежат обсуждению со стороны депутатского корпуса, не подлежат специальной процедуре одобрения, и депутаты воспринимают эти послания как рекомендации своей будущей законодательной деятельности на очередной парламентский год.

Президент обладает значительными полномочиями в области внешней политики. Прежде всего, он осуществляет общее руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.

И наконец, полномочия Президента в области гражданских прав. Президенту как главе государства предоставлено исключительное право решения вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища. От имени государства Президент награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.

При осуществлении своих полномочий Президент издает два вида актов - указы и распоряжения. Указы могут быть нормативного и ненормативного характера. Указы нормативного характера принимаются по общим вопросам, затрагивающим определенный наиболее важный круг общественных отношений. Указы ненормативного характера являются актами индивидуального применения права (например, указы о награждениях). Распоряжения Президента представляют собой акты индивидуального оперативного характера. Все акты, издаваемые Президентом, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, и они не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, поскольку носят подзаконный характер.


Сейчас читают про: