Не считайте себя слишком великим для малых дел

Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил...

1 Пет. 4:10

От вида, открывающегося с горы Хризолит в Колорадо, захватывает дыхание, в то время как после подъема на нее вы и так еле дышите. К востоку от вас вершины, укрытые снежной шалью, разделяют континент на западную и восточную части. Вы готовы поклясться, что, повернувшись на север, видите Монтану. Кружочки озер с ледяной водой, кишащих форелью, жемчужной нитью тянутся по долине, что расстилается под вашими ногами.

Летом каждый четверг порядка четырехсот ребят совершают подъем на гору, проходя почти четыре тысячи триста метров. Они приезжают сюда из разных уголков страны, чтобы провести неделю на ранчо Фронтир, в лагере «Молодая жизнь». Кто-то стремится сюда, чтобы сбежать от родителей или повидать старых друзей. Не пройдет и нескольких дней — каждый из них услышит об Иисусе. И все увидят Его дела с вершины горы Хризолит.

Они все заберутся на нее. Для этого несколько наставников из лагеря идут в хвосте группы. Они подгоняют и подбадривают ребят, чтобы каждый из них обязательно дошел до вершины. Я шел вместе с ними.

Один студент, чья «золотая точка», похоже, в значительной степени связана со сбором фактов, подсчитал количество шагов до вершины. Восемь тысяч. Где-то в районе четвертой тысячи Мэттью из Миннесоты1 решил бросить все, заявив, что слишком устал и не сможет больше сделать ни шагу.

Этот парень мне сразу понравился. Как, наверное, он понравился бы почти каждому. Веселый. С приятными манерами. И в данном случае — с ослиным упрямством повторявший, что дальше не сделает ни шагу. Он пропустил почти всех, за исключением наставников, вперед себя. «Я иду вниз», — заявил он. Наставник из «Молодой жизни» объяснил, что это означает: «Я не могу отпустить тебя вниз одного, дружище. Если ты идешь назад, мы все идем назад».

Маленькая группа, подразумевавшаяся под «нами», включала и меня, осознал я. Мне не хотелось идти назад. У меня было два варианта: либо не добраться до вершины, либо помочь Мэтту забраться на нее.

Я упрашивал, умолял его — и мы выработали план. Тридцать шагов, шестьдесят секунд отдыха. Мы ползли с такой скоростью на протяжении часа. Наконец мы остановились в трех сотнях метров от вершины. Однако на последнем участке тропа шла вверх так же круто, как пожарная лестница.

Мы серьезно взялись за дело. Двое парней ухватили его за руки, а я встал сзади. Я уперся обеими руками в филейную часть Мэтта и начал толкать. Мы практически приволокли его наверх.

И вот тогда мы услышали аплодисменты. Четыре сотни ребят на хребте горы Хризолит встретили Мэтта из Миннесоты стоя, аплодируя ему. Они шумели, кричали и хлопали его по спине.

Когда я рухнул на землю, чтобы отдохнуть, в голове у меня промелькнула мысль. «Вот он, Макс, — Мой замысел. Делайте все, что в ваших силах, чтобы помочь друг другу добраться до вершины». Была ли эта мысль послана Богом? Вполне похоже на то, что Он мог бы сказать.

В конце концов, так поступил Его Сын. Сам Иисус такими словами описывает Свою цель: «...Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45).

Божий рецепт исцеления от обыденности включает в себя немалую часть служения. Своевременное напоминание. Радуясь своей неповторимости, будьте осторожны. Не сосредотачивайтесь на занятиях, которые вы любите, настолько, чтобы забывать о том, что вам должно делать.

Смена подгузников в три часа утра вряд ли входит в описание «золотой точки» многих людей. В большинстве мемуаров мы не встретим слов об уборке в гараже как одной из сильных сторон человека. Возможно, посещение заболевшего соседа не является для вас естественным поступком, совершаемым непринужденно. Тем не менее, больным нужно ободрение, гаражи требуют уборки, а подгузники необходимо менять.

Миру нужны служители. Люди, подобные Иисусу, Который «...не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить...». Он предпочел отдаленный Назарет Иерусалиму, центру всеобщего внимания, плотницкую мастерскую отца — дворцу с мраморными колонами и три десятилетия безвестности — всеобщей популярности.

Иисус пришел, чтобы послужить. Он предпочел молитву сну, пустыню — Иордану, несдержанных апостолов — послушным ангелам. Если бы выбирать предстояло мне, я создал бы свою апостольскую команду из херувимов и серафимов, Гавриила и Михаила, которые видели своими глазами спасение у Чермного моря и сходящий с неба огонь на горе Кармил. Я выбрал бы ангелов.

Но не Иисус. Он избрал людей. Петра, Андрея, Иоанна и Матфея. Когда они испугались шторма, Он успокоил волны. Когда у них не было монетки, чтобы заплатить подать, Он дал им ее. И когда у них не было вина для свадебного пира или пищи, чтобы накормить множество людей, Он сотворил и то, и другое.

Он пришел, чтобы послужить.

Он позволил женщине из Самарии прервать Его отдых, женщине, взятой в прелюбодеянии, — прервать Его проповедь, женщине, страдающей от болезни, — нарушить Его планы и той, которая каялась, — помешать Ему есть.

Хотя ни один из апостолов не омыл Его ноги, Он омыл ноги им. Хотя никто из солдат, стоявших у подножия креста, не просил Его о помиловании, Он даровал его. И хотя Его последователи в четверг разбежались, как напуганные зайцы, в воскресенье утром Он пришел отыскать их. Воскресший Царь взошел на небеса только после того, как провел сорок дней со Своими друзьями — уча, ободряя и служа им.

Почему? Он за этим пришел. Чтобы послужить.

Иосиф Шулам, пастор из Иерусалима, рассказывает удивительную историю о человеке, поступившем подобно Иисусу. Сын одного раввина страдал серьезным душевным расстройством. Однажды мальчик вышел на задний двор, снял с себя всю одежду, присел на корточки и начал кулдыкать, как индейка. Он вел себя так не просто несколько часов или дней, а на протяжении недель. Никакие уговоры не могли разубедить его. Ни один психотерапевт не мог помочь ему.

Друг раввина, наблюдавший за мальчиком и разделявший скорбь его отца, предложил помочь. Он тоже отправился на задний двор и снял с себя одежду. Он присел на корточки рядом с мальчиком и начал кулдыкать. В течение нескольких дней ничего не происходило. Наконец друг раввина заговорил с мальчиком: «Как ты думаешь, ничего, если индюшки будут носить рубашки?» Подумав и покулдыкав какое-то время, сын раввина согласился. И вот они надели свои рубашки.

Несколько дней спустя друг раввина спросил мальчика, приемлемо ли для индеек носить брюки. Тот кивнул. Со временем друг раввина полностью одел мальчика. А еще какое-то время спустя ребенок вернулся к нормальной жизни2.

Не правда ли, удивительная история? Я тоже так считаю. Но она не идет ни в какое сравнение с тем, что сделал Иисус. Он снял с Себя небесную мантию, покрыл Себя кожей и волосами, снизошел в наш мир и заговорил на нашем языке в надежде, что Он сможет отвести эту стаю индюшек домой. Он оставил божественные почести и принял образ раба, стал человеком] Став человеком, Он оставался им. Это было делом невероятного смирения. Он не требовал почестей. Напротив, Он жил жертвенной, смиренной жизнью, а затем умер жертвенной, смиренной смертью — и притом наихудшей из смертей: будучи распят (см.: Флп. 2:7-8).

Давайте последуем Его примеру. Давайте, подчиняясь друг другу, облечемся в смиренномудрие (см.: 1 Пет. 5:5). Иисус пришел в наш мир, чтобы послужить. Мы можем прийти к себе на работу, в свои дома, в свои церкви. Для служения не требуется особых способностей или диплома семинарии. Независимо от ваших талантов, подготовки или членства в церковной общине, вы можете...

Любить тех, на кого не обращают внимания. Иисус сидит в вашем классе, у него очки с толстыми стеклами, немодная одежда и грустное лицо. Вы видели его. Он — Иисус.

Иисус работает с вами в одном офисе. Снова беременна, снова опаздывает на работу и приходит усталая.

Никто не знает, кто отец ребенка. А по слухам, распространяющимся у офисной кофеварки, она и сама не знает, кто отец. Вы видели ее. Она — Иисус.

Он облачается в поношенную одежду тех, кого не замечают и на кого не обращают внимания. Когда вы разговариваете с одиноким школьником, дружески поддерживаете усталую мать-одиночку, вы любите Иисуса. Когда вы сделали что-то подобное тому, кто всеми оставлен или на кого не обращают внимания, вы сделали это Ему (см.: Мф. 25:40).

Вы можете сделать это. Даже если ваша «золотая точка» никак не связана с оказанием поддержки другим людям, исцеление от обыденности заключается и в любви к оставленным.

Также вы можете...

выкинуть белый флаг.

Мы так много боремся. «Как вы думаете, откуда берутся все эти отвратительные войны и ссоры? — спрашивает Иаков. - Просто возникают сами по себе? Подумайте получше. Распри рождаются, потому что вы хотите, чтобы все было по-вашему, и глубоко в вас самих идет борьба за это» (см.: Иак. 4:1).

Служители противятся своеволию. Ульрих Цвингли был таким. Он боролся за единство во времена Реформации в Европе. В какой-то момент его отношения с Мартином Лютером оказались натянутыми. Цвингли не знал, что ему делать. Ответ он нашел однажды утром на одном из горных склонов в Швейцарии. Он наблюдал за тем, как два козла шли по узкой тропинке навстречу друг другу, один из них спускался с горы, а другой поднимался в гору. Тропа была настолько узкой, что животные не смогли бы разойтись. Когда козлы встретились, оба попятились и наклонили головы, словно готовясь бодаться. Но затем произошло удивительное. Козел, поднимавшийся по тропе, лег на землю. Другой перешагнул через него. Первое животное после этого встало и продолжило свой путь наверх. Цвингли отметил, что этот козел оказался выше, поскольку был готов склониться ниже3.

Не произошло ли то же самое с Иисусом? «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено...» (Флп. 2:9-10).

Послужите другим людям, заставив свою гордыню молчать. Независимо от своих особенностей, вы можете выкинуть белый флаг и...

И тут зазвонил телефон. Я как раз писал эту часть главы, когда позвонила Деналин.

• Ты занят? — спросила она.

• Вроде того... А что?

• Мне нужна помощь. Нужно затащить домой охладитель для воды.

• А-а... — В моем голосе зазвучали нотки неуверенности.

• Он тяжелый. Можешь приехать домой и вытащить его из машины?

Охладитель? Я хотел завершить свою мысль и написать книгу, способную изменить мир, оставить на бумаге слова, которые послужили бы благословением для грядущих поколений. «Разве эта женщина не знает, в чем заключается мое призвание? Да понимает ли она, кто ее муж?» Ангелы выписывали цитаты из моей рукописи, заглядывая мне через плечо. А она хотела, чтобы я приехал домой и вытащил из машины охладитель. Я не хотел помогать ей.

И тогда я вспомнил тему этой главы. Ой! Павел обращался ко мне, когда писал: «Если вы думаете, что вы слишком важная персона для того, чтобы помогать кому-то, нуждающемуся в помощи, вы просто обманываете самого себя. В действительности вы — никто» (см.: Гал. 6:3).

Просьба Деналин указала мне на еще один аспект служения...

Каждый день делать что-то, чего вам делать не хочется. Уберите мусор, оставленный кем-то другим. Уступите место на парковке. Позвоните болтливым родственникам. Отнесите в дом охладитель. Это не обязательно должно быть чем-то великим. Хелен Келлер однажды рассказала Законодательному собранию штата Теннесси, что в годы своей молодости хотела творить великие дела, но не смогла и поэтому решила делать маленькие, но делать прекрасно4. Не будьте слишком великими для того, чтобы сделать что-то малое. «...Всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58).

Барон Ротшильд однажды попросил художника Эри Шеффера написать его портрет. Хотя Ротшильд и был богатым человеком, он позировал Шефферу в виде нищего — в лохмотьях, с жестяной кружкой для милостыни в руках. Однажды во время сеанса друг художника зашел к нему в мастерскую. Думая, что Ротшильд — настоящий нищий, гость бросил в его кружку монетку.

Десять лет спустя этот человек получил письмо от барона Ротшильда и чек на десять тысяч франков. В письме было написано: «Однажды вы дали барону Ротшильду монетку в студии художника Эри Шеффера. Он вложил эти деньги в дело и сегодня высылает вам капитал, который вы вверили ему, вместе с накопившимися процентами. Хороший поступок всегда приносит хорошее состояние»5.

Мы могли бы добавить еще кое-что к этой строчке. Хороший поступок приносит не только хорошее состояние, он обращает на себя внимание Бога. Бог замечает поступки тех, кто служит. Он послал Своего Сына, чтобы Тот послужил.

Когда вы и я взберемся на гору Сион и услышим аплодисменты святых, мы осознаем, что и нас в эту гору толкали чьи-то руки. Пронзенные руки Иисуса Христа, величайшего Слуги из всех, когда-либо живших.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: