К-ю как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты: 1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет; 4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.
1. Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа.2. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции – ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением – учредительной властью. 3. Важной чертой, характеризующей конституцию, является особый предмет конст.регулирования, т.е. специфика того слоя общ.отн-й, кот. она регулирует и закрепляет.
|
|
Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества – пол., экон., соц., дух. и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.
4. К-ю отличают и особые юрид.свойства.
Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:
в верховенстве конституции;
в ее высшей юридической силе;
в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;
в особой охране конституции;
в особом порядке принятия и пересмотра Конституции, внесение в нее поправок.
Высшая юрид.сила К-и означает не только то, что законы и иные НПА, принимаемые в РФ, не должны противоречить К-и России, но и, то, что органы госвласти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать К-ю РФ.
К юрид.свойствам К-и РФ относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов гос, осущ.эту охрану в различных формах.Ст. 80 К-и закрепляет, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать К-ю РФ (ст. 82).
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной К-и. Президент, Совет Федерации и ГосДума Федерального собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конст. Суде России о соответствии К-и нормативных актов, указанных в ст. 125 К-и.
|
|
Конст.Суд играет важную роль в охране К-и. Он рассматривает дела о соответствии К-и РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов госвласти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконст., утрачивают силу, а не соответствующий К-и РФ и международный договор не подлежит введению в действие и применению.
К-ю РФ отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок, который будет изложен в специальном параграфе.
К-и, представляют собой единый писаный акт. Однако роль к-и гос-ва может выполнять, как, например, в Англии, система правовых актов, а также обычаев и судебных прецедентов. В связи с этим различают писаные и неписаные конституции.
К-и могут реально отражать действительность, адекватно реализовываться в системе общественных отношений. В таком случае они являются реальными.