Статьями 71 и 72 Конституции РФ определены предметы ведения РФ и предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. А Федеративным договором установлены предметы ведения и полномочия федеральных и региональных органов власти. К предметам ведения РФ отнесены около 50 позиций; совместного ведения — 40; В своих нормативных актах субъекты РФ отражают до 50 полномочий собственного ведения.
Предметы ведения, установленные федеративным договором, подтверждены Конституцией РФ. В ведении РФ находятся вопросы общегосударственного значения:• принятие и изменение Конституции РФ и фед-ных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство;• защита прав и свобод человека;• организация фед-ных органов власти;• управление фед.собственностью;• разработка основ фед. политики;• финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ценовая политика;• фед бюджет;• фед. энергетические системы, фед.транспорт; деятельность в космосе;• внешняя политика, оборона и безопасность; судоустройство, прокуратура; уголовное, гражданское, арбитражное законодательство; метеорологическая служба, стандарты, официальный статистический и бухгалтерский учет.
Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ, а также конституцией республики, уставом края, области и пр. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся следующие вопросы: • Обеспечение соответствия конституций, законов, иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам. Защита прав и свобод человека, режим пограничных зон. Владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; охрана памятников. Разграничение государственной собственности, общие принципы налогообложения.Общие вопросы образования, науки, культуры; координация вопросов здравоохранения; социальная защита. Борьба с катастрофами, эпидемиями, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий. Законодательство административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, о недрах, охране окружающей среды. Кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат.Общие принципы организации государственной власти и местного самоуправления.Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.
Субъекты РФ самостоятельно учреждают систему представительных и исполнительных органов.
Совместное ведение РФ и субъектов РФ не порождает вертикальной соподчиненности. За субъектами РФ закрепляется определенный объем полномочий, что способствует повышению эффективности органов государственной власти, стабильности государства.
При разграничении используется принцип делегирования полномочий, субсидиарности. Высшая инстанция берет на себя те функции, которые не может самостоятельно выполнять низшая. Права принятия решений передаются на тот уровень, который ближе к заинтересованному населению. В свою очередь субъекты РФ делегируют на более высокий уровень те функции, которые не могут выполнять самостоятельно. Так обеспечивается взаимодополняемость управленческих функций.
Договоры служат механизмом выравнивания и отстаивания интересов, прав и обязанностей субъектов РФ. Они предусматривают определенные льготы и привилегии. Пример: Татарстан-В августе 1990 г. Верховным Советом Татарской АССР была принята Декларация о государственном Суверенитете. Земля, природные ресурсы, предприятия и учреждения, находящиеся на территории республики, объявлялись собственностью республики. В 1994 г. -подписан договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Кроме того, заключены с Россией 12 межправительственных соглашений, определивших механизм реализации договора. Из-под юрисдикции федерального центра выведены нефтедобыча, нефтепереработка, энергетика и др..