Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

Статьями 71 и 72 Конституции РФ определены предметы ведения РФ и предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. А Федеративным договором установлены предметы ведения и полномочия федеральных и региональных органов власти. К предметам ведения РФ отнесены около 50 позиций; совместного ведения — 40; В своих нормативных актах субъекты РФ отражают до 50 полномочий собственного ведения.

Предметы ведения, установленные федеративным догово­ром, подтверждены Конституцией РФ. В ведении РФ находятся вопросы об­щегосударственного значения:• принятие и изменение Конституции РФ и фед-ных законов, контроль за их соблюдением; федеративное уст­ройство;• защита прав и свобод человека;• организация фед-ных органов власти;• управление фед.собственностью;• разработка основ фед. политики;• финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулиро­вание, денежная эмиссия, ценовая политика;• фед бюджет;• фед. энергетические системы, фед.транс­порт; деятельность в космосе;• внешняя политика, оборона и безопасность; судоустройство, прокуратура; уголовное, гражданское, ар­битражное законодательство; метеорологическая служба, стандарты, официальный ста­тистический и бухгалтерский учет.

Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ, а также конституцией республики, уставом края, области и пр. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся следующие вопросы: • Обеспечение соответствия конституций, законов, иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и феде­ральным законам. Защита прав и свобод человека, режим пограничных зон. Владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; охрана па­мятников. Разграничение государственной собственности, общие принципы налогообложения.Общие вопросы образования, науки, культуры; координа­ция вопросов здравоохранения; социальная защита. Борьба с катастрофами, эпидемиями, стихийными бедст­виями, ликвидация их последствий. Законодательство административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, о недрах, охране окружающей среды. Кадры судебных и правоохранительных органов, адвока­тура, нотариат.Общие принципы организации государственной власти и местного самоуправления.Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения РФ и субъ­ектов РФ издаются федеральные законы и в соответствии с ни­ми законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным кон­ституционным законам. Законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противо­речить федеральным законам.

Субъекты РФ самостоятельно учреждают сис­тему представительных и исполнительных органов.

Совместное ведение РФ и субъектов РФ не порождает вертикальной соподчиненности. За субъектами РФ закрепляется определенный объем полномочий, что способствует повышению эффективности ор­ганов государственной власти, стабильности государства.

При разграничении используется принцип делегирования полномочий, субсидиарности. Высшая инстанция берет на себя те функции, которые не может самостоятельно выполнять низ­шая. Права принятия решений передаются на тот уровень, ко­торый ближе к заинтересованному населению. В свою очередь субъекты РФ делегируют на более высокий уровень те функции, которые не могут выполнять самостоятельно. Так обеспечивает­ся взаимодополняемость управленческих функций.

Договоры служат механизмом выравнивания и отстаивания интересов, прав и обязанностей субъектов РФ. Они предусматривают определенные льготы и привилегии. Пример: Татарстан-В августе 1990 г. Верховным Советом Татарской АССР была принята Декларация о государственном Суверенитете. Земля, природ­ные ресурсы, предприятия и учреждения, находящиеся на территории республики, объявлялись собственностью республики. В 1994 г. -подписан договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между орга­нами государственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти Республики Татарстан». Кроме того, заключены с Россией 12 межправительственных соглашений, определивших меха­низм реализации договора. Из-под юрисдикции федерального центра выведены нефтедобыча, нефтепереработка, энергетика и др..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: