double arrow

Вопрос 18. Понятие, виды, значение подведомственности. Органы, осуществляющие защиту прав и интересов граждан и организаций. Последствия нарушений правил о подведомственности.

Споры о праве и иные правовые вопросы рассматривают и разрешают различные юрисдикционные органы. В связи с тем, что правовые споры могут рассматривать и разрешать различные по своей правовой природе органы, возникает проблема разграничения их компетенции. Нормы института подведомственности направлены на упорядочение деятельности различных процессуальных форм. ГПК не содержит легального определения подведомственности. В доктрине под подведомственностью понимают разграничение компетенции между различными органами по рассмотрению и разрешению правовых споров.

В ГПК закреплены лишь общие правила подведомственности гражданских дел суду. Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают следующие категории дел (см. вопрос 19).

Термин "подведомственность" употребляется в различных смыслах:

а) как предпосылка права на предъявление иска. Если дело суду не подведомственно, судья отказывает в принятии искового заявления;

б) как правовой институт, то есть совокупность правовых норм, расположенных в различных отраслях права (гражданского, трудового, семейного, процессуального и др.), устанавливающих ту или иную форму защиты субъективного права;

в) как предметная компетенция судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов нотариата, третейских судов, других органов государства, рассматривающих и разрешающих споры и иные вопросы права. В этой связи необходимо отличать понятия «компетенция» и «подведомственность».

Компетенция подразумевает все полномочия, которыми обладает тот или иной орган. Понятие подведомственности включает в себя только полномочия (или компетенцию) по рассмотрению и разрешению юридических дел.

Подведомственность как предметная компетенция тех или иных органов устанавливается законом, иными нормативно-правовыми актами. В процессуальном законе закреплены все общие правила подведомственности дел тем или иным органам и отдельные исключения из общих правил.

Органы, осуществляющие защиту прав и интересов граждан и организаций:

1. органы судебной власти: Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды, входящие в систему судов субъектов РФ (мировые судьи).

2. в отдельных случаях – органы исполнительной власти. Примером могут служить органы ЗАГСа, Федеральная инспекция труда, органы опеки и попечительства.

3. органы, создаваемые, назначаемые или избираемые самими сторонами спора (КТС, третейские суды, примирительные комиссии). Каждый из названных органов вправе разрешать только те дела, которые отнесены законом к его ведению, т.е. подведомственны ему.

Виды подведомственности:

Альтернативная подведомственность – допускает разрешение дела одним из нескольких указанных в законе органов по выбору заинтересованного лица – истца или заявителя.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде действия должностных лиц, государственных органов, нарушающих права и свободы гражданина, либо непосредственно в суд, либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу). В законодательстве закреплены определенные гарантии права граждан на судебную защиту, поскольку обращение в вышестоящий орган не исключает возможности дальнейшего обращения в суд.

2) Условная подведомственность – предполагает, что для определенных категорий дел соблюдение предварительного внесудебного порядка разрешения спора является необходимым условием их подведомственности суду.

Например, в соответствии с ТК РФ, условная подведомственность установлена для большинства трудовых споров. Практическое значение условной подведомственности состоит в том, что несоблюдение установленного законом предварительного порядка разрешения дела является основанием для возвращения искового заявления судом.

Исключительная подведомственность – дело может быть рассмотрено только одним уполномоченным законом юрисдикционным органом. Так, исключительная подведомственность судам общей юрисдикции установлена для большинства споров, вытекающих из семейных правоотношений, а также трудовых споров о восстановлении на работе незаконно уволенных работников.

Договорная подведомственность – значительная часть подведомственных суду общей юрисдикции дел, вытекающих из гражданских правоотношений, может быть передана на рассмотрение третейскому суду. Однако договор о передаче дела на рассмотрение третейского суда изменяет лишь подведомственность конкретного дела и не влияет на изменение подведомственности всей категории дел.

Подведомственность по связи требований – при объединении нескольких требований, из которых одно подведомственно суду общей юрисдикции, а другое 4арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно. А при возможности разделения требований каждое из самостоятельных требований рассматривается по своей подведомственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: