Начало объединения русских земель вокруг Москвы

Вопрос

В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата — 989 г.), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси.

Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Велеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей.

Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Покровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Руси. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ княжеского терема. Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положительных последствий не имела.

В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись свидетельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка. Крещению Руси предшествовало заключение брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни.

Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри.

Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России.

Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности.

Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений.

Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.

Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования.

Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

Вопрос

Одновременно с татарским нашествием русскому народу в XIII веке пришлось вести ожесточенную борьбу с немецкими и шведскими захватчиками. Земли Северной Руси и, в частности, Новгорода привлекали захватчиков. Они не были разорены Батыем, а Новгород славился богатством, поскольку через него проходил важнейший торговый путь, связывающий Северную Европу со странами Востока.

В самом начале XIII в. в Прибалтике активизировались немецкие духовно- рыцарские ордена: Орден меченосцев (создан в 1202 г.) и Тевтонский орден (основан в конце XII в.). Военные действия этих орденов, направленные на захват Прибалтики, встречали сопротивление местного населения, которое находило действенную поддержку со стороны Новгорода, Полоцка и Пскова. Однако разъединенные и несогласованные действия отдельных племен не позволили остановить натиск на Восток. К концу 1220 г. немецкие рыцари вышли к русским границам. Их силы умножились с объединением в 1237 г. Ордена меченосцев и Тевтонского ордена в Ливонский орден.

Вооруженное противоборство с немцами было обусловлено рядом причин. Завоевание Прибалтики создавало угрозу суверенитету русских государств в западной части Руси. Кроме того, русские князья теряли контроль над рядом земель и дорогостоящую дань от прибалтийских племен. Наконец, действия Ордена разрушали торговлю, устоявшиеся политические и экономические связи в регионе.

В этой жестокой и кровавой войне активно участвовал князь Ярослав Всеволодович и его сын Александр.

По согласованию с Орденом, совершили попытку захватить Новгород шведы. Координатором этой двойной агрессии стал сам папа Римский. В 1238 г. шведский военачальник Эрик Картавый получил благословение папы на крестовый поход против русских земель. Он проходил под лозунгом "Превратить русов в истинных христиан". Однако цели войны, по существу, были иными. Шведы стремились отторгнуть в свою пользу Вотьскую, Ижорскую и Карельскую земли.

Летом 1240 г. 5-тысячное войско под предводительством герцога Биргера на кораблях подошло к берегам Невы. Новгородский князь Александр Ярославич с дружиной и ополчением совершил молниеносный переход из Новгорода и внезапно атаковал лагерь шведов. В лагере неприятеля началась суматоха. Во главе русской конницы летел сам Александр. Врезавшись в гущу шведских войск, он ударом копья сразил их полководца. Успех был полным. Александр получил почетное прозвище Невского, а позже причислен к лику святых.

Победа Александра на Неве имела большое историческое значение. Она сохранила для Руси берега Финского залива, ее торговые пути в страны Запада и тем самым облегчила русскому народу его длительную борьбу с ордынским игом.

Но через месяц с небольшим к Новгороду подступила новая опасность. Немецкие рыцари-крестоносцы и датские рыцари начали большое наступление на Русь. Они захватили Изборск и Псков, а в 1241 г. - Тесов и Копорье. Непосредственная угроза нависла над Новгородом. В этих условиях новгородское боярство обратилось с просьбой к Александру Невскому снова возглавить вооруженные силы города. На помощь новгородцам пришли дружины владимирского князя, было созвано ополчение. С этими силами он зимой 1242 г. двинулся на Псков и освободил этот древний город. После этого Александр стал искать большого сражения, чтобы разбить главные силы Ордена.

Знаменитая битва " Ледовое побоище " состоялась 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера. Немецкое войско было построено в форме клина, острием обращенного к противнику. Тактика рыцарей заключалась в том, чтобы расчленить русское войско и затем уничтожить его по частям. Предвидя это, Александр построил свое войско таким образом, чтобы самые мощные силы находились на флангах, а не в центре. В решающий момент сражения, когда немецкое войско вклинилось в центр русских дружин, именно фланговый удар позволил разбить неприятеля. После того как рыцари не выдержали и отступили, под тяжестью их доспехов треснул лед, они стали тонуть. Остатки рыцарского войска бежали, и русские войска преследовали их еще около семи верст. Битва на льду Чудского озера имела огромное значение для всей Руси. Немецкое агрессивное продвижение на восток оказалось остановленным, Северная Русь сохранила свою независимость.

Вопрос

Начало объединения русских земель вокруг Москвы

Запустение южнорусских земель. После вторжения монголо-татарских и других захватчиков Русь была разорена, её города и сёла разрушены, земля обезлюдела. Особенно запустели Киев и южные княжества.

От захватчиков легче было укрыться в лесах, за Окой и в верховьях Волги. Поэтому здесь быстрее и легче налаживалась жизнь. В центре волжско-окских земель был город Москва.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: