Ожидание и тупики. При использовании механизма блокировок сталкиваются с такими двумя нежелательными явлениями, как бесконечные ожидания и тупиковые ситуации.
Пример бесконечного ожидания:
Tранзакция Т2 | время | Tранзакция Т1 | Tранзакция Т3 | Tранзакция Т4 |
т1 | Блокиро—вание Д | |||
Чтение Д | ||||
Попытка блокиро—вания Д – отказ | тк | |||
ожидание... | тк+1 | Разблоки—рование Д | ||
Блокиро—вание Д (раньше, чем Т2) | ||||
Чтение Д | Блокиро—вание Д – отказ | |||
ожидание… |
Предположим, что транзакции T1, T2, Т3, Т4 исполнения программы, содержащей следующие действия: блокирование Д; чтение Д; изменение Д; подтверждение сохранения Д; разблокирование Д. Не исключена возможность того, что транзакция Т2 будет бесконечно находиться в состоянии ожидания, тогда как некоторые другие транзакции постоянно осуществляют блокировку Д, хотя и существует неограниченное число моментов, когда Т2 имеет шансы заблокировать Д. Состояние такого рода называется бесконечным ожиданием. Подобная проблема потенциально может возникнуть в любой обстановке, предусматривающей параллельное исполнение процессов (задача продажи билетов).
|
|
Теоретиками предлагаются различные пути решения этой проблемы. Простой способ заключается в том, что система предоставления блокировок должна регистрировать все неудовлетворенные немедленно запросы и предоставлять возможность блокировки элемента Д после его разблокирования первой запросившей его транзакции из числа ожидающих. Стратегия «первый вошел – первым обслужился» устраняет бесконечное ожидание, однако она может привести к тупикам.