Единственность и множественность равновесия

Когда объем спроса на благо монотонно растет по мере снижения цены, а объем его предложения монотонно увеличивается с повышением цены, тогда кривые спроса и предложения в случае их пересечения имеют только одну общую точку и равновесие является единственным. Однако кривые спроса и предложения могут иметь и несколько точек пересечения. На рис. 7 показаны случаи, когда одна из них после достижения цены Р 0 меняет отрицательный (положительный) наклон на противоположный. Загибающаяся кривая предложения, изображенная на рис. 7, а, характерна для предложения труда и капитала, а специфический вид кривой спроса на рис. 7, б может быть следствием эффекта снобизма. В обоих случаях существуют два равновесных состояния рынка. На рис. 8 показана возможность существования множества равновесных количеств при единственной равновесной цене (а) или множества равновесных цен при одном равновесном количестве (б). В том и другом случаях кривые спроса и предложения имеют общий отрезок, представляющий совместимые планы потребителей и производителей.

15.Паутинообразная модель описывает динамический процесс приспособления на рынках, отслеживая всю траекторию корректи­ровки цен и объема выпуска при движении от одного состояния рав­новесия к другому.

Паутинообразная модель обычно используется для описания ко­лебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, где боль­шой временной интервал, например между севом и сбором урожая, обусловливает запаздывание реакции предложения на изменение цены.

Как найти равновесие, если многочисленные производители, продавцы и покупатели действуют независимо друг от друга, руко-подствуясь главным образом своими интересами? Еще в конце XVIII в. А. Смит образно уподобил этот механизм «невидимой руке рынка», которая как бы незримо руководит действиями агентов опроса и предложения. Но ничего таинственного в этом механиз­ме нет. Простейшее объяснение можно иллюстрировать рис. 5.3.

Допустим, что продавцы предлагают свой товар в количестве Q1, по цене Р1,, что соответствует точке В на кривой предложения S. Но по этой цене покупатели готовы купить только Q2 этого то­вара, что соответствует точке А на кривой спроса D. При этом ос­танется непроданным Q1 — Q2 данного товара. Столкнувшись с такой ситуацией, продавцы могут поступить двояким образом — понизить цену или сократить предложение. Если они примут ре­шение продать весь предложенный товар целиком, то цена упа­дет до Р2, при которой возможно продать все Q1,, но при попытке повторить продажу по цене Р2 продавцы в состоянии предложить только Q3~ намного меньше, чем в пером случае. Но за такое количество покупатели будут готовы заплатить более высокую цену P3 соответствующую точке Е на кривой спроса D. Цена Р3 ниже первоначальной цены Р1, но все же выше цены равновесия, так что часть товара Q4Q3 хотя и меньшая, чем в первом случае, опять-таки останется непроданной. Чтобы распродать товар пол­ностью, понадобится снизить цену до Р4, что вызовет сокраще­ние предложения до Q4, и так далее, пока и предложение, и спрос не уравновесятся при цене Р0.

Обратите внимание: на графике образовалось нечто вроде па утины, в связи с чем данная модель получила название «паутино образной модели». «Модель паутины» отражает лишь частны случай из рыночной практики. Этот частный случай относится, например, к рынкам сельскохозяйственных товаров, где эластич­ность предложения по цене невелика из-за превратностей пого-| ды. Если выдался урожайный год, то крестьянам (при отсутствии! государственного регулирования) приходится сбывать всю свою] продукцию по ценам намного ниже тех, на которые они рассчиЛ тывали. Если же они сокращают свою продукцию, ориентируясь на низкие цены предыдущего года, то цены резко возрастают' притом что предложение падает.

В тех случаях, когда объем предложения реагирует на измене ния цен с некоторым запаздыванием, анализ стабильности рав новесия существенно усложняется. Допустим, что объем спро зависит от уровня цен текущего периода, тогда как объем пре ложения — от уровня цен предыдущего периода:

Qd-F(P1) Q2=f(Pt-1) где t— определенный период времени (/ = 0, 1,2,..., 7).

Это значит, что производители определяют в период t— 1 объем предложения следующего периода t, предполагая, что цены со­хранятся на прежнем уровне.

Резкие колебания цен на сельскохозяйственные товары выз­вали к жизни государственное регулирование сельскохозяйствен­ных цен, закупок и посевов практически во всех промышленно развитых и во многих развивающихся странах.

Другой пример ориентации на цены — фондовая биржа. Пред­ложение ценных бумаг на бирже действительно ориентируется преимущественно на курсы акций (текущие или прогнозные, фью­черсные), что и предопределяет их значительные колебания. При огромных объемах операций современных бирж решения о мас­совой покупке или сбросе акций часто доверяются компьютеру, который руководствуется почти исключительно установленны­ми максимальными и минимальными порогами цен. Это време­нами приводит к неоправданно резким кризисным ситуациям. Значительные колебания свойственны и товарным биржам, при­чем не только тем, которые торгуют сельскохозяйственными това-|рами, но и сырьевыми. Это объясняется не столько колебаниями цен на продукцию, сколько приливами и отливами в спекулятив­ной активности, при которой сделки совершаются не с физичес­ким товаром, а с целью уловить разницу в ценах
16. Регулирование рынка совершенной конкуренции: последствия введения акцизов, дотаций и установления директивных цен. Основными инструментами воздействия государства на процесс рыночного ценообразования являются система налогообложения и декретирование уровня цены.

Акциз и дотация:

На рис. 1 точка E0 представляет рыночное равновесие до введения налога. Вследствие установления налога (акциза) в размере Т денежных единиц с единицы проданной продукции линия предложения сдвигается вверх на величину налога (S0 S1), так как теперь каждая единица проданной продукции обходится производителям на Т денежных единиц дороже. Объемы спроса и предложения уравниваются при цене Р1, из которой производителю достается РS = P1 - Т. Таким образом, с введением налога повысилась цена для покупателей и снизилась для производителей. В результате уменьшились и объем спроса, и объем предложения, так что новое равновесное количество оказалось меньше первоначального.

Обратим внимание на то, что цена для продавцов снизилась не на всю величину налога: P0 - РS < T. Из-за повышения рыночной цены часть его в размере (P1 - P0) оказалась переложенной на потребителя. В какой пропорции акциз распределяется между производителем и потребителем, зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. 2 показаны предельные ситуации, в которых налог либо не может быть переложен на покупателя (а, б), либо полностью перекладывается на него (в, г).

Чтобы установить, какое влияние налог оказал на благосостояние участников рыночных сделок, определим изменения излишков потребителей и производителей. До введения налога потребительский излишек соответствовал площади gE0P0, а после его введения - площади gE1P1,(см. рис. 1), т.е. потери потребителей соответствуют площади Р1E1E0P0. Излишки производителей сократились с величины, представленной площадью Р0E0m, до величины, соответствующей площади РSAm т.е. их потери отображаются площадью Р0Е0АРS. Величина собранных налогов TQ соответствует площади Р1Е1АРS, которая меньше суммарных потерь потребителей и производителей. Площадь треугольника E1E0A представляет чистые потери общества вследствие введения налога.

Аналогичные потери возникают, когда государство дает производителю дотацию за каждую единицу проданной продукции. Последствия поштучной дотации в размере Н денежных единиц показаны на рис. 3. Без дотаций рыночное равновесие устанавливается в точке E0. Дотация для производителя равносильна тому, что часть производственных затрат государство берет на себя, поэтому линия предложения сдвигается вниз на величину дотаций (S0 S1). Равновесной становится комбинация P1,Q1. Так как для покупателей цена снизилась, то возрос объем спроса; для продавцов цена повысилась, поэтому увеличился объем предложения. В результате объем продаж на рынке возрос. Сумма выплаченной государством дотации отображается площадью РSВЕ1Р1. Выигрыш производителей в виде приращения их излишка соответствует площади Р0Е0ВРS, а выигрыш потребителей - площади P0E0E1Р1. Площадь треугольника E0BE1 отражает чистые потери общества, возникающие вследствие предоставления дотаций производителям.

Таким образом, воздействие государства на процесс рыночного ценообразования посредством косвенного налогообложения или дотации производства снижает экономическую эффективность функционирования рыночного механизма. Однако использование этих инструментов может быть оправдано социальными соображениями. Посредством налогов и дотаций государство осуществляет перераспределение благосостояния между экономическими субъектами.

Директивные цены:

Кроме косвенного регулирования рыночных цен через налоги, дотации и пошлины, государство иногда прибегает к директивному установлению верхнего или нижнего предела цены. Задавая верхний предел цены, государство желает предоставить потребителю возможность приобретать блага по ценам ниже равновесных рыночных цен.

Если при ситуации на рынке, изображенной на рис. 4, сложилась равновесная цена Р 0, то установление верхнего предела цены на более низком уровне Рf приведет к дефициту в размере (QD - QS). Из-за того что в условиях дефицита цена спроса превышает верхний предел цены (PD > Рf), возникает «черный» рынок, на котором осуществляются нелегальные сделки, связанные с риском подвергнуться административным или уголовным санкциям.

Затраты риска вместе с дополнительными затратами по организации «черного» рынка добавляются к производственным и кривая предложения после достижения QS смещается вверх. В результате цена, уравновешивающая спрос и предложение на «черном» рынке, превышает не только верхний предел цены, установленный государством, но и рыночную цену: (Р 1 > Р 0). Покупатели, которые не смогли купить («достать») необходимое им количество по директивной цене, вынуждены переплачивать на «черном» рынке. Но при этом общий объем сделок не достигает равновесного объема продаж на свободном рынке (Q 1 < Q 0).

Другим последствием установления верхнего предела цены является снижение качества продукции. Чтобы увеличить объем предложения по директивной цене, производители снижают затраты на производство за счет ухудшения качества продукции, не опасаясь в условиях дефицита потерять покупателей. На рис. 5 это показано сдвигом линии предложения вправо (S 0 S 1). В результате объем продаж по фиксированной цене на некоторое время возрастает. Но после того, как потребители обнаружат снижение качества продукции, спрос уменьшится (D 0 D 1); рыночная цена совпадет с директивной при более низком качестве продукции.

Установление нижнего предела цены выше рыночной обычно практикуется государством для экономической поддержки производителей отдельных отраслей, чаще всего сельского хозяйства.

Ситуация, возникающая на рынке при установлении нижнего предела цены, представлена на рис. 6, (рыночное равновесие устанавливается при P 0, Q 0). При директивной цене население снижает объем спроса до Q 1, а объем предложения фирм возрастает до Q 2. Чтобы образовавшийся на рынке избыток не породил «черного» рынка с ценой ниже директивной, государство должно либо закупить все избыточное предложение, что обойдется ему в (Q 2 - Q 1) денежных единиц; либо выплачивать дотацию за каждую проданную сверх минимального объема Q 1 единицу продукции, расходуя ( - Р ')(Q 2 - Q 1) денежных единиц; либо директивно ограничивать объем производства на уровне Q 1, соглашаясь на чистые потери Т.о., директивное ценообразование, как и косвенное воздействие государства на рыночные цены через налоги и дотации, в условиях совершен. конкуренции сопровождается эк. потерями общ-ва.

17. Условия максимизации прибыли при совершенной и несовершенной конкуренции. При экзогенно заданной системе цен прибыль зависит только от объема выпуска

(Q) = PQ - TC (Q),

В этом случае необходимым условием ее максимизации является следующее равенство: а достаточным - отрицательное значение второй производной функции прибыли: <0

Достаточное условие выполняется, если предельные затраты возрастают. Следовательно, прибыль конкурентной фирмы достигает максимума при таком объеме выпуска, при котором возрастающие предельные затраты становятся равными цене продукции (рис. 1).

Расстояние между линиями Р и АС представляет величину средней прибыли при выпуске Q единиц продукции. Прибыль достигает максимума при выпуске Q * единиц продукции. Обратим внимание на то, что при выпуске Q 0 единиц предельные затраты тоже равны цене, но здесь не выполняется достаточное условие максимизации прибыли. Максимальная сумма прибыли равна площади заштрихованного прямоугольника.

Объем выпуска, максимизирующий прибыль, зависит от технологических и экономических условий функционирования фирмы. Первые отображаются кривой общего выпуска, а эк. условия можно представить линией равной прибыли или изопрофитой. Уравнение изопрофиты выводится из уравнения прибыли

,

где 0 - заданная величина прибыли.

Каждая точка изопрофиты указывает на такое сочетание Q, L, которое обеспечивает заданный объем прибыли. Каждому объему прибыли соответствует своя изопрофита (рис. 2).

Наложение карты изопрофит на кривую общего выпуска (рис. 3) совмещает технологические и экономические условия работы фирмы. Точка касания кривой TPL с наиболее высокорасположенной изопрофитой определяет объем выпуска, максимизирующий прибыль в сложившихся условиях.

Фирма, максимизирующая прибыль в условиях монополии определяет одновременно 2 параметра: объем выпуска и цену (фирма может учитывать вид своей функции издержек и кривой спроса с отрицательным наклоном). Фирма-монополист может производить меньше продукции и продавать по более высокой цене, может существенно снизить издержки за счет увеличения масштаба производства и снизить цену. Поэтому, чтобы не допустить превышение потерь от снижения цены над приростом дохода, он каждый раз должен сравнивать при расширении производства общий доход от реализации n единиц продукции с общим доходом от реализации n+1 единиц, т.е. он следует за величиной MR. Для монополиста MR меньше цены продукции, и поэтому линия MR лежит ниже линии спроса D:MR<P.

Сформулируем условие максимизации прибыли для монополиста. Для этого найдем производную П по Q и приравняем ее к нулю: П(Q)=TR(Q)-TC(Q).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: