2.1. Рынок труда 2.2. Занятость и безработица 2.3. Государственная политика в области занятости |
2.1. Рынок труда
Рынок труда - это составная часть структуры рыночной экономики, который функционирует в ней наряду с другими рынками: сырья, материалов, товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг и др.
В самом общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей-продажей. Ценой рабочей силы на рынке труда выступает заработная плата.
На рынке труда в качестве продавцов выступают работники- лица, ищущие подходящую работу, продающие свой товар – рабочую силу, в качестве покупателей – работодатели, в том числе предприниматели или их представители.
Рынок труда реализуется через государственную и коммерческие службы занятости (биржи труда), а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или напрямую между работником и работодателем.
Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работника и работодателя является договор найма, трудовой договор или контракт. Рынок труда находится в непрерывном движении, которое отслеживает Федеральная служба занятости; она же ведет соответствующую статистику.
|
|
Численность зарегистрированных безработных граждан в Российской Федерации составляет порядка 2млн. человек, уровень официально регистрируемой безработицы около 2% по отношению к трудоспособному населению.
Ежегодно благодаря работе органов службы занятости находят работу свыше 1 млн. граждан, обратившихся в эти органы по поводу трудоустройства.
Происходящие на рынке труда процессы неразрывно связаны с демографической ситуацией в стране, динамикой различных половозрастных групп, уровнями рождаемости и смертности, количеством заключаемых браков и совершаемых разводов, составом семей, средним числом детей в семье и другими показателями.
Со второй половины 80-х гг. в России наблюдается негативные демографические изменения: сокращение рождаемости, рост смертности населения, сокращение средней продолжительности жизни людей. Преодолению отрицательных тенденций в процессах воспроизводства населения призвана служить политика государства, направленная на стимулирование рождаемости, упрочнение семьи, здоровый образ жизни, профилактику заболеваемости и охрану здоровья, снижение заболеваемости и смертности населения.
2.2. Занятость и безработица
В условиях рыночных отношений социально остро стоят проблемы занятости населения и безработицы
Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход.
|
|
Безработица - это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка.
Принципиальные, основные вопросы, связанные с занятостью населения, отражены в законеРФ «О занятости населения в Российской Федерации». Однако необходимо отметит, что этот закон относит к занятым не только тех, кто входит в численность экономически активного населения и характеризует занятость в общественном производстве, но и служащих в Вооруженных Силах, во внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел, а также трудоспособных граждан, обучающихся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, на очных отделениях высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлению Федеральной службы занятости населения.
Здесь нет разночтения с положением Госкомстата РФ. Дело в том, ч то практически потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных категорий занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально-полезную, полную и др.
Продуктивная занятость - это занятость населения в общественном производстве.
Социально-полезная занятость определяется численностью занятых не только в общественном производстве, но и военнослужащих, учащихся (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками и т. п.
Полная занятость - это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей.
Неполная занятость - занятость в условиях неполного рабочего времени.
Различные виды безработицы отличаются причинами их возникновения.
Фрикционная безработица связана с переменой места работы по инициативе самих занятых, которые добровольно ищут более подходящую для себя работу. Такая безработица существует всегда и везде.
Структурная безработица вызывается изменением структуры производства под воздействием научно- технического прогресса, появлением новых отраслей промышленности и отживанием морально устаревших производств. В силу этого возникают диспропорции между предложением и спросом на рабочую силу.
Циклическая безработица - самая болезненная - возникает в периоды спада производства, во время экономических кризисов, когда происходит массовое разорение предприятий, залповое сокращение числа занятых.
2.3. Государственная политика в области занятости
Обеспечение занятости населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Основные направления этой политики следующие:
· представление равных возможностей всем гражданам Росси в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости;
· поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках занятости, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;
· соблюдение принципа добровольности труда, в соответствии с которым обеспечивается свободное волеизъявление граждан в выборе профессий;
· социальная защита в области занятости;
· сочетание самостоятельности местных органов власти с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении проблем занятости населения;
|
|
· координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
· поощрение работодателей в создании новых рабочих мест;
· международное сотрудничество в решении проблемы занятости;
· и некоторые другие направления.
Разработан ряд программ по конкретизации этих направлений государственной политики. В 1995г. была принята Федеральная программа содействия занятости населения в Российской Федерации. Она предусматривает проведение активных действий государства на рынке труда в виде экономической поддержки занятости населения, сокращения периода безработицы, скорейшего возвращения безработных граждан к производительному труду, поддержки доходов безработных граждан, развития службы занятости и других мер.
На общегосударственном уровне органы управления занятостью населения представлены Федеральной службой занятости населения России. Действуют также республиканские в составе РФ службы занятости и службы занятости населения в краях, областях, автономных областях и округах, в Москве и Санкт- Петербурге, центры занятости населения в районах и городах.
В функции обязанности служб занятости входят: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу; информация о состоянии рынка труда; учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости; оказание услуг по трудоустройству; регистрация безработных; оказание им в помощи, включая выплату пособий; организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения; организация профессионального обучения и переобучения граждан.
Службы занятости, соответственно, имеют право: запрашивать от всех структур информацию о предлагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест; направлять на все виды предприятий трудящихся по вопросам трудоустройства; разрабатывать и выносить на рассмотрение органов исполнительной власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест (квот) для трудоустройства; направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы; оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу; выдавать пособия по безработице, приостанавливать или отменять их выплату.
|
|
Главной целью и конечным результатом функционирования центров является максимальное трудоустройство незанятого населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита.
В России до 2001 года функционировал государственный фонд занятости населения, который формировался за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников, средств республиканских и местных бюджетов, добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан и других поступлений. Средствами этого фонда распоряжалась Федеральная служба занятости населения. С 2001 года средства служб занятости фонда формируются за счет Федерального бюджета, обязательные отчисления в Фонд занятости отменены.