Инфраструктура рынка труда

Как и другие рынки (товарные, финансовые и т. д.), рынок труда может эффективно функционировать лишь при наличии поддерживающей его инфраструктуры. В отношении данного рынка эффективность функционирования понимается как наилучшее согласование спроса и предложения рабочей силы, которое в наиболее общем виде может быть выражено минимизацией показателей всех видов безработицы. Таким образом, элементы инфраструктуры должны, во-первых, обеспечивать помощь акторам рынка при заключении трудовых контрактов, способствуя тем самым снижению фрикционной безработицы, во-вторых, оказывать влияние на спрос и предложение рабочей силы, способствуя тем самым снижению структурной и циклической безработицы.

Элементами рассматриваемой инфраструктуры являются организации, производящие специфические продукты – услуги содействия занятости, которые уместно назвать таким термином по принадлежности к сфере, где они производятся и потребляются. По содержанию составляющих их действий данные услуги относятся к консультационным, образовательным, информационным и другим.

По признаку организационно-правовых форм инфраструктура рынка труда является смешанной.

К рассматриваемой инфраструктуре можно также отнести и кадровые службы предприятий.

В организационном плане инфраструктура рынка труда современной России (рис. 9.1) включает:

– Федеральную службу по труду и занятости населения (Роструд), подведомственную Министерству здравоохранения и социального развития РФ;

– органы исполнительной власти субъектов РФ в области занятости населения, выполняющие функции региональных подразделений Рос­труда;

– государственные учреждения соответствующего субъекта РФ, подчиненные органу региональной исполнительной власти в области занятости населения;

– негосударственные предприятия различных организационно-пра­во­вых форм, предоставляющие населению платные услуги содействия занятости;

– кадровые службы предприятий, предоставляющие бесплатные услуги содействия занятости своим потенциальным работникам.

Таким образом, государственная составляющая данной инфраструктуры представляет собой единую систему властных органов и специализированных учреждений с вертикальной иерархической подчиненностью. При этом необходимо иметь в виду, что в результате проведенной в РФ административной реформы выполнение отдельных государственных функций содействия занятости на территориях субъектов РФ были переданы от Роструда региональной исполнительной власти с предоставлением субвенций для обеспечения финансирования выполнения этих функций. На практике это выразилось в создании в структуре исполнительной власти субъектов РФ специальных органов путем преобразования существовавших региональных подразделений Роструда. Например, в Омской области Указом Губернатора от 28.12.2006 г. № 177 Управление федеральной государственной службы занятости населения по Омской области было преобразовано в Главное управление государственной службы
занятости населения Омской области, деятельность которого координируется Министерством труда и социального развития Омской области. Данное Главное управление финансируется из бюджета Омской области, но его объем компенсируется соответствующими субвенциями из госбюджета РФ.

В функции региональных органов государственной службы занятости входит:

1) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, в том числе лиц с низкой конкурентоспособностью на рынке труда (инвалиды, молодежь, одинокие матери
и т. д.);

2) регистрация граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан;

3) оказание на территории субъекта РФ в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг:

– по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

– информированию о положении на рынке труда в субъекте РФ;

– организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

– организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

– психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан;

– осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

– организации проведения оплачиваемых общественных работ;

– организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

– социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;

– содействию самозанятости безработных граждан;

– содействию гражданам в переселении для трудоустройства;

– выдаче работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;

4) разработка и реализация программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

5) организация и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

6) формирование, ведение и использование банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения.

Государственные услуги содействия занятости населения предоставляются специализированными учреждениями, осуществляющими свою деятельность на территориях муниципальных образований. Например, в Омской области работают 37 бюджетных учреждений – центров занятости населения (во всех сельских районах области и административных округах г. Омска), а также автономное учреждение среднего профессионального образования «Техникум «Ориентир». Деятельность государственной составляющей инфраструктуры рынка труда в Омской области характеризуется следующими показателями (2010 год).

1. Регистрация безработных и высвобождения работников.

Численность зарегистрированных безработных в Омской области по данным на 1 января 2011 года составила 17970 человек (на 1 января
2010 года – 21020 человек). Уровень зарегистрированной безработицы составил 1,7 % от экономически активного населения (на 1 января 2010 года – 2,0 %).

В течение 2010 года о планируемом высвобождении работников заявили 1274 работодателя Омской области, что в 1,8 раза меньше по сравнению с аналогичным показателем за январь–декабрь 2009 года (2235 работодателей). Численность работников, планируемых к высвобождению в январе–декабре 2010 года, составила 17,2 тыс. человек, что на 29,2 % меньше аналогичного показателя в 2009 году (24,3 тыс. человек).

2. Мониторинг спроса на рабочую силу.

Заявленная работодателями потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в 2010 году составила более 110 тысяч вакансий, что на 16,3 % больше, чем в 2009 году.
В течение 2010 года около 6,5 тыс. работодателей обратилось в службу занятости за содействием в подборе необходимых работников (в 2009 году –
5,2 тыс. единиц). По данным на 1 января 2011 года в городском и межтерриториальном банках вакансий содержится 9,9 тыс. вакансий работодателей города Омска и муниципальных районов Омской области, около 30 % из них составляют вакансии для служащих (на 1 января 2010 года –
4,4 тыс. вакансий, из которых около 40 % – для замещения вакансий служащих).

3. Содействие в трудоустройстве.

При содействии службы занятости в 2010 году нашли работу (доходное занятие) 73,5 % граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве (в 2009 году – 65,6 %). При этом существенно улучшились показатели трудоустройства безработных граждан. Численность трудоустроенных безработных граждан в 2010 году составила более 24,3 тыс. человек (в 2009 году – 22,9 тыс. человек).

Государственная услуга содействия в поиске подходящей работы предоставляется всем без исключения гражданам, обратившимся в службу занятости населения Омской области, из числа работающих, либо желающих сменить место работы или потерявших работу, независимо от причины увольнения.

4. Профориентация, профессиональное обучение.

Профориентационными услугами в 2010 году воспользовались более 82 тыс. человек. В течение 2010 года 7544 человека получили возможность повысить квалификацию, пройти профессиональное обучение
(в 2009 году – 6191 человек). Обучение организовано по 202 профессиям, востребованным на рынке труда, в 92 образовательных учреждениях.

Негосударственный сектор инфраструктуры рынка труда составляют негосударственные организации по предоставлению услуг содействия занятости, которые условно можно разделить на коммерческие, имеющие своей целью извлечение прибыли (хозяйственные товарищества, хозяйственные общества), и некоммерческие, не преследующие извлечение прибыли из своей деятельности (некоммерческие организации, партнерства). Они имеют различные названия, например: биржи труда, кадровые агентства, рекрутинговые агентства, кадровые центры, агентства по подбору персонала и т. д. В дальнейшем будем обозначать их названием «кадровая фирма». В настоящее время среди них выделились три группы, различающиеся по признаку фокусирования их деятельности на подборе персонала с определенными профессионально-квалификационными характеристиками.

Первую составляют немногочисленные фирмы, специализирующиеся на подборе высшего руководящего состава и эксклюзивных специалистов (Executive Search) и использующие прямой подбор интересующего специалиста («хедхантинг» или «охота за головами»). Такие фирмы почти никогда не публикуют своих объявлений о вакансиях, а ведут прямой поиск кандидатов. Как правило, решаются задачи выявления и переманивания сильного кандидата, который сам активного поиска работы не ведет. Эта работа требует высочайшего профессионализма, так как искомые специалисты работу не ищут, информацию о себе не публикуют, на рекламные объявления не отзываются. Найти их непросто. Но еще труднее убедить успешного топ-менеджера сменить существующую работу на новую. Обычно оплата услуг определяется в размере 30–40 % от годового заработка работника, включая ожидаемые премии и бонусы, что составляет от 15 тыс. до 50–100 тыс. долларов за подбор на одну позицию. Естественно, что такого рода услуги оказываются востребованными, прежде всего, со стороны наиболее крупных и богатых компаний, особенно зарубежных.

Вторую группу составляют кадровые фирмы, подбирающие узких специалистов: бухгалтеров, менеджеров по продажам, ИТ-специалистов, финансовых специалистов, специалистов по связям с общественностью и т. д. Подбор персонала осуществляется в соответствии с запросом, поступившим от компании, в котором указаны квалификационные требования к специалисту и предпочтительные личностные качества. Оплату услуг рекрутеров производит заказчик, т. е. для соискателей услуги оказываются бесплатно.

Третья группа представлена кадровыми фирмами, подбирающими персонал на низшие позиции (например, рабочие специальности или должности, не требующие высокой квалификации) за невысокие гонорары (от 50 % до 200 % от ежемесячного оклада подбираемого специалиста). Основной их клиент – это соискатель, который платит за данную услугу. Особенностью таких фирм является то, что они обычно не имеют возможности тщательно изучать прорабатываемые вакансии и ведут отбор преимущественно по формальным признакам. Такой подход приводит к тому, что в компании направляется значительное число слабых кандидатов, и отдел по работе с персоналом должен быть готов к большой самостоятельной работе по их отбору.

В последнее время получает развитие такая специфическая услуга, как лизинг персонала, или аутстаффинг. Суть ее заключается в том, что кадровая фирма принимает в свой штат работников определенных специальностей, которых затем передает на оговоренный срок предприятию-заказчику. Таким образом, кадровые фирмы имеют в своем распоряжении существенный постоянный контингент работников, следовательно, снижают затраты, связанные с подбором персонала на каждый заказ. Предприятия-заказчики получают экономию фонда оплаты труда и обязательных отчислений во внебюджетные фонды. Необходимо заметить, что против распространения этой услуги резко выступают профсоюзы, считая, что при такой форме найма ущемляются права работников, в частности на условия труда. Они могут работать на различных предприятиях с различными условиями труда, которые не оговорены в их трудовом договоре с кадровой фирмой, в штате которой они числятся.

Негосударственный сектор инфраструктуры рынка труда активно развивается, например в Омской области в настоящее время функционирует более 40 кадровых фирм. Определить их влияние на состояние рынка труда весьма сложно, поскольку информация о их деятельности зачастую является коммерческой тайной, но отечественные и зарубежные исследования свидетельствуют о том, что количество трудоустроенных с их помощью граждан незначительно по сравнению с масштабами работы государственных служб занятости населения.

Повышение эффективности инфраструктуры рынка труда в значительной мере определяется внедрением современных информационных технологий. Доступ к базам вакансий и базам резюме, размещенных на специализированных интернет-сайтах, существенно сокращает время подбора контрагента трудовых отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: