Личностные черты работников и организация. Социализация личности

В менеджменте все более активно используются данные о разнообразии человеческого поведения и личностных характеристик, предлагаемые психологией.

Попытки научно различить личностные типы начались еще в античные времена. Так, около 400 до н.э. Гиппократ предложил типологию характеров: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Другая типология принадлежит Теофрасту (372-287 до н.э.). Он предложил различать 30 типов характера.

Психоанализ. З.Фрейда показал, что многое в поведении человека управляется отнюдь не сознанием.

Поведенческая психология. Бихевиористы предложили отказаться от таких непроверяемых научными методами понятий как сознание, ассоциация, чувство и рассматривать лишь те человеческие проявления, которые могут быть надежно зарегистрированы и повторены в условиях лабораторного эксперимента.

Теория личностных черт. Американец Г.Олпорт определил ЛИЧНОСТНУЮ ЧЕРТУ как образующий блок психологической организации, служащий объединению реакций на различные стимулы. Наиболее часто изучаемые черты - экстраверсия - интроверсия, тревожность, ригидность. Основные свойства черты личности: степень выраженности, трансситуативность, потенциальная измеримость.

Олпорт различил отдельные черты, позволяющие сравнивать людей между собой, персональные диспозиции, представляющие собой уникальные для каждого человека сочетания отдельных черт.

Ему удалось обозначить 4500 слов, наиболее четко характеризующих поведение. Последующие успехи в этом направлении принадлежит Р. Кэттеллу. С помощью факторного анализа он выделил 16 факторов общего значения.

Следующий шаг принадлежит Г.Айзенку. Ведущими у него оказались факторы экстраверсия-интроверсия, фактор нейротизм и фактор психотизм.

Спирмэн выделяет – 1 черту, Терстоун -7, Гилфорд - более 150.

Модель личностных черт «Большая пятерка». Поскольку личность - это важный определяющий фактор человеческих мыслей, чувств и поведения, было бы нелишним различать типы личности. Исследователи потратили немало времени и сил в попытках определить эти типы. Один из наиболее важных способов изучения личности, найденный учеными, - это описание его черт. Черта - это особая составляющая личности, которая описывает определенные склонности человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения, например, склонности к застенчивости или общительности, недоверчивости или доверчивости, обязательности или беспечности. Таким образом, говоря о личности человека, мы в действительности называем совокупность черт, описывающих общее направление мыслей, чувств и поведения человека.

В иерархической модели личности "Большая пятерка" сверху можно расположить пять основных черт: экстраверсия, невротизм, уживчивость, добросовестность и открытость опыту. Черты "Большой пятерки" и специальные черты, расположенные в иерархии ниже, универсальны. Их можно использовать для описания личности человека независимо от его возраста, пола, расы, этнической принадлежности, религии, социально-экономического уровня или страны проживания.

Экстраверсия. Экстраверты - люди с высоким показателем экстраверсии, обычно они общительны, мягки и дружелюбны. Интроверты - люди с низким показателем экстраверсии, они испытывают меньше положительных эмоций и хуже взаимодействуют с другими людьми. Нейротизм. В отличие от экстраверсии, невротизм, или отрицательный эмоциональный настрой, говорит о том, что человек склонен к негативным эмоциям, депрессии, и в целом воспринимает самих себя и окружающих негативно.

Уживчивость. Это черта личности, которая ставит человека между теми, кто хорошо ладит с другими людьми и теми, кто ладит с людьми плохо. Добросовестность - это то, насколько человек осторожен, скрупулезен и упорен. Люди с высокой степенью добросовестности организованны и очень дисциплинированны.

Открытость опыту показывает, насколько человек оригинален, открыт для большого разнообразия стимулов, насколько широк круг его интересов и насколько он готов к риску, в противоположность узкому кругозору и боязни риска.

Гуманистическая психология. 1962-м году группа психологов организовала Ассоциацию гуманистической психологии. Ее возглавили К. Роджерс и А. Маслоу. Личностный рост и самоактуализация, а не эго-контроль и приспособление к среде должны стать критериями психического здоровья. Основная ценность - достоинство человека. В своей основе человек хорош. Цель психологии понять человека, а не контролировать его или предсказывать его поведение.

Психологические типы по Майерс-Бриггс. Один из классиков психологии К. Юнг ввел в практику представление об интровертах и экстравертах. Первые не особенно стремятся к социальным контактам и больше заняты своим внутренним миров, вторые погружены в мир социальных коммуникаций.

Таким образом, существуют разные подходы к рассмотрению личности. Тип и конституция индивида (строение тела, темперамент), генетически обусловленные параметры составляют основу конституционального подхода.

Характеристики личности, формализованные в виде групп (факторов) и фигурирующие как шкалы тестирования, составляют основу факторного подхода.

Выявление и выделение отдельных блоков, составных частей личности составляют основу блочного подхода.

Кроме того, особенности личности можно подразделить на психофизиологические характеристики и личностные. Психофизиологические характеристики охватывают данные о типе нервной системе. Личностные характеристики охватывают данные о: ценностях, мотивах, целях.

Психология личности включает: направленность личности, тип личности, характер, высшие психические, функции, темперамент, интеллект, мотивация.

Вейлл П. характеризуя систему любого объекта, объединяющего людей, выделяет 5 категорий ценностей: экономическую, технологическую, общественную, трансцендентальную, социально-политическую.

Структура личности включает с точки зрения формального подхода 4 параметра: темперамент, стиль человека, способности, характер.

Психофизиологические характеристики охватывают данные о типе нервной системе.

Типы темперамента классифицируются, как: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Сотрудники, обладающие наибольшей выдержкой и терпением - это флегматики.

Личностные характеристики охватывают данные о: ценностях, мотивах, целях.

Известны два типа характера: экстраверт, интроверт.
Внутренняя структура личности включает подструктуры: опыт, навыки, умения, воля и память, система потребностей и интересов, мировоззрений; наследственные качества, характер, психические свойства личности, психологические средства ее реализации; психические свойства личности, темперамент, способности, сложившаяся в сознании, психологическая среда; характер и эмоции, память и воображение, система потребностей и интересов, мировоззрение.

Рассмотрим процесс развития личности,т.к. он определяет поведение личности в организации в том числе.

Детерминанты развития Л.: биологические, социальные, культурные, ситуационные.

Стадии развития Л.- это социализация, т.е. усвоение социального опыта. Данный процесс хорошо описан в модели К.Арджириса «От незрелости к зрелости». Модель Арджириса «от незрелости к зрелости» включает личностные параметры, которые указывают на уровень личностной зрелости: пассивность, зависимость, примитивные интересы, подчиненное положение, низкое самосознание.

Характеристики «зрелого возраста» по модели К.Арджириса выражены через следующие показатели:

Подход сточки зрения развития, предложенный К.Арджирисом, предлагает рассматривать людей от незрелости к зрелости:

От незрелости: К зрелости:

Пассивность Активность

Зависимость Независимость

Ограниченное поведение Разнообразное поведение

Неглубокие интересы Глубокие интересы

Краткосрочные перспективы Долгосрочные песпективы

Подчиненное положение Руководящее положение

Плохое самосознание Хорошее самосознание

Другие авторы, Д.Левинсон и Г.Шихи, выделяют несколько временных стадий развития развития личности: 18-30, 30-45, 45-85 и старше.

Черты Л. – это базовые единицы Л. Они определяют обощенную диспозицию (склонность) вести себя определенным образом. Характеризуются частотой, интенсивностью, диапазоном ситуаций.

Индивидуальные различия, относящиеся к ОП, делятся на 3 группы: демографические, компетентность (склонности и способности), психологические особенности (ценности, установки, характер, отношение к работе).

Также выделяют самооценку (СО) – оценка значимости, удачливости, результативности.

Поведение личности — это наблюдаемые поступ­ки, действия индивидов, их определенная последова­тельность, так или иначе затрагивающие интересы других людей, коллективов, групп, всего общества.

Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно непос­редственно или опосредованно включено в общение с другими людьми, находится в связи о их действия­ми, поступками, их последовательностью или когда оно направлено на определенные социальные объек­ты (например, организации, фирмы, общности).

Так как поведение личности затрагивает интересы других людей, организаций, коллективов, общества в целом, оно подлежит политической, нравственной, экономической и правовой оценке, если соответству­ющие действия нормируются законом.

Критерии психологических особенностей сфор­мировавшейся личности:

1) наличие в мотивах поведения личности способ­ности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого;

2) способность к сознательному руководству соб­ственным поведением; это руководство осуществля­ется на основе осознанных мотивов-целей и принци­пов.

Все психологические свойства, отношения и дейс­твия личности можно условно объединить в 4 тесно связанные функциональные подструктуры:

1) система регуляции;

2) система стимуляции;

3) система стабилизации;

4) система индикации.

Каждая подструктура — сложное образование, вы­полняющее определенную роль в жизнедеятельности личности.

Личность отражает общий профиль или комбинацию черт, определяющтх уникальность природы человека, то, как этот человек поступает и взаимодействует с окружающими. Личность определяется наследственностью и окружающей средой (культурные факторы, социальные факторы, ситуационные факторы).

Задатки – это возможность человека научиться чему-либо, тогда как способности отражают уже существующие возможности человека исполнять различные задания, необходимые для конкретной работы, и включают в себя соответствующие знания и навыки.

Макиавеллизи – третье измерение личных концепций.. Разработана шкала Мака. Люди с высокими показателями по этой шкале постарается взять контроль в свои руки. Люди с низкими показателмя склонны следовать направлениям, заданиям.

Самоконтроль отражает способность человека адаптировать свое поведение к внешним, ситуационным факторам.

Авторитаризм/догматизм относятся к ригидности убеждений человека. Авторитаризм – это твердая приверженность общепринятым ценностям и подчинение признанным авторитетам. Догматизм заставляет человека считать мир опасным местоми считать влать абсолютной.

Черты эмоциональной устойчивости измеряют то, насколько сильно эмоциональное напряжение испытывает человек или насколько он склонен совершать неприемлемые поступки.

Также выделены индивиды типа А или Б. Индивиды, обладающие ориентацией по типу А характеризуются нетерпеливостью, желанием добиться успеха; по типу Б характеризуются уживчивым характером и меньшей тягой к конкуренции, чем ориентация по типу А.

Личность и «Я-концепция». Модель поведения определяется Я-концепцией личности. Способы, посредством которых в индивидуальности интергируются и структуируются рассмотренные категории и содержащиеся в них черты, относятся к личностной динамике. Личностная динамика - это способы интеграции и организации в индивидуальности социальных ценностей и мотивов, личных представлений и эмоциональной адаптивности.

«Я-концепция» - это представление человека о себе самом как о физическом, социальном, духовном или нравственном существе. Двумя аспектами «Я- концепции» является самооценка (убежденность в собственной ценности, основанная на общем самооценивании) и самоэффективность (вариант самооценки, убежденность человека в успешном выполнении какого-либо специфического задания).

Самоопределение каждого человека, или Я-концепция (Я-образ), вырабатывается в процессе взаи­модействия с окружающими людьми. «Я» работает как схема (Я-схема), определяющая, как мы обраба­тываем информацию об окружающем мире и о себе. Воспринимаемый мир группируется вокруг воспри­ятия себя. Эффект соотнесения с самим собой предполагает, что мы обрабатываем информацию о себе лучше, чем любой другой вид информации. Со­средоточенность на себе означает направление собственного внимания на себя в противопоставле­ние внешнему миру. Сосредоточенность на себе (на положительных и отрицательных воспоминаниях), на­строение, внешние события, ожидания будущих успе­хов и неудач являются взаимосвязанными. Я-концепция не фиксирована. Мы знаем о других возможных «Я», которыми мы могли бы или, например, боимся стать. Я-концепция изменяется с возрастом и под влиянием ситуативных факторов.

Создание мнения о себе – это имидж.

Социализация — процесс включения человека в организационное окружение, вхождения в социаль­ную среду. Социализация личности — процесс усвоения и ак­тивного восприятия человеком общественного опыта, в результате которого он становится личностью и при­обретает необходимые для жизни среди людей зна­ния, умения, навыки и привычки, т.е. усваивает опре­деленную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Основными тремя сферами социализации личности являются обучение, общение, сознание.

Самосознание — это относительно устойчивая осознанная система представлений человека о са­мом себе, на основе которой он строит свое взаимо­действие с другими людьми, т.е. процесс становле­ния человека.

Общение — это сложный процесс установления и развития контактов между людьми.

Для успешного вхождения в организацию каждому новому работнику необходимо изучить системы цен­ностей, правил, норм и поведенческие стереотипы, характерные для данной организации. При этом важ­но знать те из них, без знания которых первоначально при взаимодействии человека с окружением могут возникнуть неразрешимые конфликты.

В процессе социализации личность развивает защитные механизмы. Психологические защитные механизмы — это любые реальные или воображаемые действия психо­логической защиты личности (отвергание, замеще­ние, проекция, регрессия), которые позволяют со­здать, сохранить позитивное мнение личности о са­мой себе.

Теоретические процессы научения включают: поведенческие, социальные и познавательные.

Можно выделить несколько моделей поведения личности:

1. Авторитаризм – в организации существуют статусные и властные различия.

2. Макиавеллизм – цель определяет средства.

3. Ориентация по типу А – «всех и все контролировать».

4. Ориентация по типу Б – добродушный и веселый нрав.

5. Ориентация на достижения – выполнить задание еще лучше.

6. Склонность к риску – использовать открывшиеся возможности.

Модели поведения определяются в том числе ценностями личности.

2. Установки и ценности личности – важные особенности индивидуальных различий.

Постоянная тенденция или готовность вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или кому-либо называется установка. Установки характеризуются приобретенностью, направленностью, вариативностью
устойчивостью.

Установка – это предрасположенность положительно или отрицательно реагировать на кого-нибудь или что-нибудь в окружающей среде. Предпосылки убеждений и ценностей образуют когнитивный компонент установки: убеждения, мнения, знания и информацию.

Установки характеризуются приобретенностью, устойчивостью, направленностью, вариативностью.

Компоненты установки:

· аффективный компонент (чувства, эмоции: любовь и ненависть, симпатия и антипатия) формирует от­ношение к объекту, предубеждение (отрицательные чувства), привлекательность (положительные чувс­тва) и нейтральные эмоции. Это стержневой компо­нент установки;

· когнитивный (информационный, стереотипный) компонент (восприятие, знание, убеждение, мне­ние об объекте) формирует определенный стерео­тип, модель. Его могут отразить, например, факто­ры силы, активности;

· конативный (действенный, поведенческий, требу­ющий приложения волевых усилий) компонент оп­ределяет способ включения поведения в процесс деятельности. К этому компоненту относят мотивы и цели поведения, склонность к определенным пос­тупкам. Это непосредственно наблюдаемый компо­нент, который может не совпасть с вербально выра­женной готовностью вести себя определенным об­разом по отношению к конкретному объекту, субъекту или событию.

Свойства установок:

· приобретенность. Большинство установок лич­ности не являются врожденными. Они формируют­ся (семьей, сверстниками, обществом, работой, культурой, языком, нравами, СМИ) и приобретают­ся личностью на основе собственного опыта (се­мейного, служебного и т.д.);

· относительная устойчивость. Установки сущест­вуют до тех пор, пока не будет сделано что-либо для их изменения;

· вариативность. Установки могут варьировать от очень благоприятных до неблагоприятных;

· направленность. Установки направлены на конк­ретный объект, к которому человек может испыты­вать некоторые чувства, эмоции или иметь опреде­ленные убеждения.

Поведенческий компонент — это намерение вес­ти себя определенным образом в ответ на чувство, результат установки, склонность к характерным дей­ствиям.

Установка, которая находится между предшествую­щими ожиданиями, ценностями и намерением вести себя определенным образом, является переменной. Последовательной связи между установками и пове­дением может не быть. Установка приводит к намере­нию повести себя каким-либо образом. Это намере­ние может быть исполнено или не исполнено при данных обстоятельствах.

Одна из обязанностей менеджера — распознать от­ношение, а также предшествующие условия (ожида­ния и ценности) и спрогнозировать возможный ре­зультат.

Функции установок личности.

Каковы последствия того, что люди имеют установ­ки? На этот вопрос отвечают функциональные теории установки, сформулированные В. Кацем, В. Мак-Гуайром, М. Смитом, Дж. Брунером.

Они сформулировали 4 функции установок лич­ности.

1. Защитная функция через защитные механиз­мы рационализации или проекции позволяет субъ­екту; а) справиться со своим внутренним конфликтом и защитить свой Я-образ, свою Я-концепцию; 6) про­тивостоять негативной информации о себе или зна­чимых для него объектах (например, группе мень­шинств); в) поддерживать высокую (низкую) само­оценку; г) защищаться от критики (или использовать ее против критика). Эти установки происходят из внутренних потребностей личности, и объект, на ко­торый они направлены, может быть случайным. Такие установки недоступны изменениям посредством стандартных подходов, таких как обеспечение лич­ности дополнительной информацией об объекте, на который направлена установка.

2. Ценностно-экспрессивная функция, или функция самореализации, включает эмоциональ­ное удовлетворение и самоутверждение и связана с наиболее комфортной для индивида идентичностью, являясь также и средством субъективной самореали­зации. Эта функция позволяет человеку определить: а) свои ценностные ориентиры; б) к какому типу лич­ности он относится; в) что он собой представляет;

г) к чему испытывает приязнь и к чему неприязнь;

д) свое отношение к другим людям; е) отношение к 2 социальным явлениям.

Этот вид выражения установки направлен главным образом на утверждение справедливости самопонима­ния и меньше ориентирован на чужие мнения. Личность принимает установки для того, чтобы поддерживать или оправдывать свое поведение. Исследователи когнитив­ного диссонанса считают, что человек сам формирует установки, чтобы оправдать свое поведение.

3. Инструментальная, адаптивная или утилитар­ная функция помогает человеку: а) достигать желае­мых целей (например, награды) и избегать нежелатель­ных результатов (например, наказания); 6) на основе предшествующего опыта выработать представление о соотношении этих целей и способах их достижения; в) приспособиться к окружению, что является осно­ванием для его поведения на работе в будущем.

Люди выражают положительные установки по отно­шению к тем объектам, которые удовлетворяют их желаниям, а негативные установки — к тем объектам, которые ассоциируются с фрустрацией (неудачей) или негативным подкреплением.

4. Функция систематизации и организации знания (познания) или экономии помогает челове­ку обрести те нормы и точки отсчета, в соответствии с которыми он упрощает (схематизирует), организу­ет, пытается понять и структурировать свои субъек­тивные преставления об окружающем хаотическом мире, т.е. конструирует собственную картину (образ, свое видение) окружающего.

Управление распределением информации — основная функция почти всех установок человека, она состоит в формировании упрощенного взгляда и яс­ного практического руководства относительно пове­дения по отношению к тем или иным объектам.

Установки работников имеют огромное значение для организации. Негативные установки - симптом возникших проблем, и в то же время — причина грядущих трудностей. Напротив благоприятные установки сотрудников оказывают положительное влияние на результаты организации.

Аффективный компонент установки – это специфическое чувство, которое человек испытывает в ответ на предпосылку. Это установка сама по себе (Мне не нравится моя работа). Поведенческий компонент – это намерение вести себя определенным образом, на основании специфических чувств или установок.

Установки и поведение. Результатом установки является намерение, которое может осуществиться или не осуществиться в данных обстоятельствах. Обязанность менеджера: распознавать установки, понимать их предпосылки и потенциальные последствия.

Состояние несогласованности между установками человека и его поведение называется когнитивным диссонансом (Л.Фестингер), Это выливается в дискомфорт и попытку устранить его: 1) изменить установку, 2)изменить поведение в будущем, 3)разработать новые способы объяснения или рационализации несогласованности.

То, какую тенденцию будет выбирать индивид зависит от:1) степени контроля над ситуацией, 2)и величиной возможного вознаграждения.

ОП исходит из того, что информация о характере установок работников в отношении труда, карьеры и организации имеет жизненно важное значение для современных менеджеров.

Установки тесно связаны с ценностями личности. Ценности – это устойчивые предпочтения в отношении соответствующего хода событий или их результата. Личностные ценности - подобны «консервированным» отношениям с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Они мало зависят от ситуативных факторов.

Через потребности человек переживает свои отношения с миром «один на один». Посредством ценностей человек переживает свою принадлежность к социальному целому. В потребностях человек всегда одинок, в ценностях - всегда не один. Система потребностей характеризуется постоянным динамизмом: по мере удовлетворения одних из них, становятся актуальными другие. Иерархия ценностей находится в неизменном индивидуальном положении.

Различаются параметры влияния потребностей и ценностей на мотивы. Потребности стимулируют действия в определенном направлении, а ценности притягивают. Субъективно потребности воспринимаются как нечто внутри нас, толкающее к чему-то снаружи. Ценности воспринимаются как нечто внешнее, относящееся к миру. По мере удовлетворения потребность насыщается, ценность принципиально не насыщаема. Поэтому движение к ценности есть «вектор в бесконечность». Потребности переживаются человеком как воплощение индивидуального желания, ценности - как объективно желаемое положение вещей не только для носителя ценности, но и для окружающих. Личностные ценности не всегда осознаются в достаточной степени, но от этого они не менее действенны.

Функции ценностей. Клакхольм писал, что без ценностей «...функционирование социальной системы не могло бы сохранять направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей».

Личностные ценности генетически производны от ценностей социальных групп. Выбор и освоение человеком ценностей проходят через чувство его идентичности, принадлежности к той или иной малой группе. Эти малые группы могут служить своего рода фильтром, ускоряя, замедляя или даже препятствуя освоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей.

Ряд исследователей различают две группы ценностей: а) ценности - цели жизнедеятельности или предельные ценности; б) ценности - принципы жизнедеятельности или инструментальные ценности. Первые обладают смещающим, корректирующим влиянием на мотивы, вторые - на возникновение актуальных мотивов.

Источники ценностей. Наценности индивида могут повлиять родители, друзья, учителя и внешние референтные группы.

Так Оллпорт выделил 6 типов ценностей: 1.Теоретические. 2.Экономические.

3.Эстетические. 4.Социальные. 5.Политические. 6.Религиозные.

М.Рокич разработал список ценностей, которые поделил на две группы: терминальные ценности -18 (отражают предпочтения человека в отношении «конечных» целей, которые люди стремятся достигнуть в течение жизни). И инструментальные ценности – 18 (отражают убеждения человека относительно «средств» достижения желаемого коненого результата).

Ценности могут оказывать влияние посредством конгруэнтности (совместимости) ценностей, когда человек испытывает положительные чувства к людям, обладающими ценностями, сходными с его собственными.

Убеждения – это идеи о ком-либо или о чем-либо и выводы, которые люди делаютв отношении них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: