Лютеранство в Скандинавии

Реформа Церкви в Дании началась в правление племянника Фридриха Саксонского Кристиана II (1513–1523), который питал сильные симпатии к гуманистам и был занят попытками освободить корону от контроля, на который мог претендовать собор дворян и духовенства. Он пытался создать государственную Церковь, которая находилась бы под королевским контролем. Его наследник Фридрих I (1523–1533) благоприятно относился к лютеранской вере и разрешил Хансу Таузену (ок. 1494–1561) сделать в Дании то, что Лютер сделал в Германии. Таузену в огромной степени помогло издание Нового завета на датском языке в 1524 году. Фридрих открыто выразил свое признание Реформации в 1526 году и сделал Таузена королевским капелланом. Его поддерживал народ, которому уже надоела коррупция высшего духовенства и индульгенции. К 1530 году была создана лютеранская конфессия. Наследник Фридриха Кристиан III решением рейхстага 1536 года упразднил католичество и конфисковал все имущество Римской Церкви. Это богатство было затем разделено между королем и знатью. С 1539 года лютеранство стало государственной религией Дании.

Из-за того, что Норвегия была датским владением до 1814 года, ей пришлось признать религиозные изменения, проведенные в Дании. Лютеранство было введено в Норвегии в правление Фридриха I и стало государственной религией в 1539 году в правление Кристиана III.

Служитель церкви по имени Жиссур Айнарсен испытал на себе влияние лютеран в Виттенбергском университете, когда жил в Германии. Он проповедовал лютеранское учение в Исландии по возвращении туда в 1533 году. Став епископом в 1540 году, он ввел в своем епископстве лютеранство. Он напечатал Новый завет на исландском языке, желая содействовать движению протестантизма. В 1554 году лютеранство стало официальной религией Исландии по королевскому декрету.

Швеция перестала зависеть от Дании в 1523 году в результате революции 1521 года в правление Кристиана II, а правление ее нового короля Густава Вазы (1523–1560) также благоприятствовало Реформации как инструменту, посредством которого король мог конфисковать богатство у Римской Церкви.

Олав Петри (1493–1552) после трех лет учебы в Виттенберге совершил в Швеции то, что Лютер сделал в Германии, и заложил в народе основание для реформы. Служение Петри дало королю возможность привести Швецию к лютеранству. Шведский перевод Нового завета в 1526 году сделал его доступным для грамотных слоев населения, которые могли в результате сравнить учение духовенства с учением Библии и понять, что лютеранское учение Петри ближе к Писаниям. Лютеранство было сделано религией государства на рейхстаге в Вестерасе в 1527 году и постепенно было принято людьми. В течение долгого правления Густава Вазы (с 1523 по 1560 год) Реформация неуклонно обосновывалась в этой стране.

Реформация распространилась из Швеции в Финляндию, поскольку Финляндия была подконтрольна Швеции. Михаэл Агрикола (1508–1557) был апостолом Реформации в этой стране. Он примерно в 1510 году стал архиепископом и сделал финский перевод Нового завета, тем самым положив начало финской письменности. К 1530 году лютеранское вероисповедание стало исповеданием финнов и их правителей.

Лютеранство также оказало влияние на другие страны. Лютеранские идеи подвели к Реформации Шотландию при Джоне Ноксе. Лютеране также распространяли свое учение в Англии. Хотя эти страны в конечном счете приняли другие модели Реформации, лютеранство было важным фактором при переходе от католицизма к протестантизму. Лютеранство временно одержало победу в Польше, но разногласия между жившими там лютеранами и внутренняя борьба дала Римской Церкви возможность сохранить в Польше католицизм. Именно в германских и Скандинавских странах лютеранство достигло самых величайших и наиболее прочных завоеваний. Авторитет Библии, которую лютеранские вожди перевели на родные языки своих стран, и оправдание по вере стали лозунгами этих стран в XVI веке. Лютер сделал еще большую работу, чем даже мог представить, когда он в первый раз осудил движение Тетцеля с индульгенциями в 1517 году.


Глава 28.

РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ

Швейцария была самой свободной страной в Европе во время Реформации, хотя номинально она была частью Священной Римской империи. В 1291 году три лесных кантона Швиц, Ури и Унтревальден вошли в союз, который оставил каждому кантону право развиваться как самоуправляющаяся республика. Ко времени Швейцарской Реформации в конфедерацию входило более 13 кантонов. Демократичные и сильные швейцарцы требовались всей Европе как наемные солдаты. Они обеспечивали армию, которую составлял папа для защиты своих интересов.

Правление каждого кантона занималось местными обязанностями, и по этой причине каждый кантон был свободен принимать ту форму религии, которую хотел. Следовательно, Реформация в Швейцарии произошла путем законных действий демократичным образом избираемого местного правительства.

Швейцарские города были также центрами культуры, и гуманизм вполне мог обосноваться в городских кантонах. В Базеле располагался известный университет. Именно здесь Эразм Роттердамский напечатал Новый завет на греческом языке. Благодаря такому положению дел одним из основных источников швейцарской Реформации был гуманизм.

На швейцарский землях развивались три типа реформаторского богословия. Кантоны, говорящие на немецком языке, в северной части страны, главным городом которой был Цюрих, следовали Реформации Цвингли. В кантонах на юге, где люди говорили на французском языке и главным городом была Женева, следовали взглядам Кальвина. Кроме того, радикальные ответвления Реформации, известные как анабаптисты, выделились в крайнее крыло среди тех, кто сотрудничал с Цвингли. Из Цюриха анабаптистское движение распространилось по Швейцарии, Германии и Голландии. При Менно Симонсе оно утвердилось в Голландии и Северной Германии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: