Д. Мэйджор и корректировка политического курса Тори

Джон Мэйджор стал известен широкой публике Великобритании лишь в июле 1989г. после назначения министром иностранных дел. Благодаря ему, в стране произошла «перестройка» британского неоконсерватизма. Вопреки прогнозам Мэйджор не спешил с роспуском парламента и в течение года пытался восстановить доверие избирателей. В преддверии очередных парламентских выборов Мэйджор отказался от тэтчеровской тактики мобилизации активного, "устойчивого" электората и сделал ставку на привлечение симпатий широких слоев общества. Мейджору пришлось в течение трех лет бороться за укрепление своих позиций в партии и парламенте. Для преодоления внутрипартийной оппозиции ему пришлось использовать жесткие методы. Правительство Мэйджора продолжило курс на поддержку малого бизнеса, создающего инновационную среду развития экономики. В 1992г. была выработана «Хартия малого бизнеса», в соответствии с которой предусматривались режим благоприятствования в области кредитования и налоговое поощрение малого бизнеса, консультирование по вопросам управления и маркетинга, оказание прямой финансовой помощи через систему грантов, поощрение экспортной деятельности мелких фирм. В рамках структурной политики правительство Мэйджора продолжило осуществление программ приватизации. Была завершена приватизация предприятий электроэнергетики, приватизация шахт и железнодорожного хозяйства. Одновременно особые усилия были направлены на поощрение конкуренции в сохранивших монопольную структуру приватизированных отраслях. На предприятиях, остававшихся в государственной собственности, осуществлялись меры по сокращению занятости, обновлению оборудования. Несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, правительство Мэйджора проводило жесткую политику в сфере трудовых отношений. Сохранилась прежняя линия на снижение стоимости рабочей силы как важный фактор снижения общей себестоимости продукции. Законодательно так и не были установлены жесткие нормы продолжительности рабочей недели. Значительно активизировалась в период правления Мэйджора региональная политика. Ее основными направлениями стало стимулирование экономического развития наиболее отсталых районов Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса, а также осуществление ряда политико-правовых преобразований. В 1994г. была проведена реформа местной власти в Шотландии, в ходе которой региональные органы управления получили более широкие полномочия в вопросах экологической политики, дорожного и жилищного строительства, образования, здравоохранения. В Уэльсе были введены элементы так называемой корпоративной автономии, основанной на консолидации национального языкового пространства. Были закреплены привилегии валлийского языка, в том числе обязательное изучение его в школах Уэльса, создание телеканалов на валлийском языке, написание всех указателей и названий на двух языках. Закон 1994г. закрепил административно-территориальное устройство Уэльса по аналогии с английским. Дискуссия о создании местных представительных органов власти в Шотландии и Уэльсе не принесла результата. На протяжении 1993-1994гг. правительство Мэйджора проводило напряженные переговоры с лидерами политических движений Северной Ирландии и правительством Ирландской Республики. К началу 1995г. было достигнуто историческое соглашение между двумя государствами, ставшее основой для дальнейшего урегулирования ольстерской проблемы. Правительство Ирландии заявило о готовности пересмотреть две ключевые статьи своей конституции, декларировавших необходимость воссоединения единого ирландского государства. Британское правительство, в свою очередь, согласилось на изменение тех законодательных актов, которые рассматривали Северную Ирландию как «вечную провинцию» Соединенного Королевства. Но препятствием для реализации этого проекта вновь стали террористические акты ирландских экстремистов.

57 Социально-экономическое развитие в годы Четвёртой республики во Франции.
Материальный ущерб, нанесенный Франции в годы войны, превысил 1440 млрд. франков. Предприятия промышленного и с/х производства были разрушены, уничтожено много электростанций, шахт, судостроительных верфей. Поэтому восстановление хозяйственного комплекса стало одним из важнейших направлений деятельности правительства в годы Четвертой республики. Основу восстановительных мероприятий составила широкомасштабная национализация предприятий угольной, газовой, авиационной и автомобильной отраслей. Всего в 1945-1947 гг. в государственную собственность перешло 20% французской промышленности. Под контроль государства также перешли 5 крупнейших банков, сберегательные кассы, часть страховых компаний. Однако структурные преобразования в экономике требовали стабилизации финансовой системы. Из предложенных альтернатив восторжествовала точка зрения министра финансов Р. Плевена, предлагавшего выпустить крупный внутренний заем и аккумулировать в бюджете накопившиеся в годы войны финансовые средства корпораций. Несмотря на политические разногласия внутри правительства, уже к весне 1947г. стабилизационная программа принесла заметные результаты. Был достигнут довоенный уровень промышленного производства, в 1949г. отменена карточная система потребления. Тем не менее, находившаяся у власти левоцентристская коалиция не отказалась от активных методов государственного регулирования. Еще в 1946г. под руководством Жана Монне был создан Генеральный секретариат по планированию экономики, который занимался составлением среднесрочных планов-программ развития страны. Первый из национальных планов развития, рассчитанный на 1947-1953гг., был принят в 1947г. и получил название «План оснащения и модернизации» или «План Монне». Основное внимание уделялось радикальному обновлению производственных мощностей национализированных предприятий, увеличению на этой основе промышленного производства, расширению торгового обмена метрополии и заморских территорий, повышению производительности труда. Важнейшей задачей стало обеспечение финансовой стабильности. С осени 1947г. министр финансов Майер начал комплексную реформу финансовой системы, основанную на отказе от фиксированных цен, вводе дифференцированного механизма исчисления валютных курсов и обмена валют. Важную роль в финансовой стабилизации сыграло присоединение Франции к плану Маршалла. США в течение 1948-1951гг. предоставили Франции кредиты, продовольствие и оборудование на сумму в 2,5 млрд. долл., а к 1958г. общая американская помощь составила 12 млрд. долл. Реализация этой программы была сопряжена с активным проникновением американского капитала в экономическое пространство Франции. В конце 40-х гг. во Франции были осуществлены важные преобразования в сфере трудовых отношений. Восстанавливались 40-часовая рабочая неделя и оплачиваемые отпуска, вводились повышенные расценки оплаты сверхурочных работ. Было гарантировано равенство в оплате мужского и женского труда, расширена система государственной помощи безработным. Была создана единая государственная система социального страхования, распространявшаяся на всех наемных работников, кроме сельскохозяйственных. Для улучшения демографической ситуации и стимулирования рождаемости вводились пособия для родителей с детьми. Началось строительство дешевого жилья. Второй план (1954-1957) – «План модернизации и оснащения в условиях стабильности» - был ориентирован на повышение конкурентоспособности французской промышленности, увеличение ее наукоемкости, повышение качества продукции. Приоритет был уже отдан частному сектору. На основе специальных контрактов, заключенных между правительством и фирмами, предприниматели получали кредиты для закупки оборудования, налоговые льготы под важные проекты. Тотальный характер приобрело обновление промышленного оборудования. Большую роль в укреплении инвестиционной базы промышленности сыграло уменьшение вывоза капитала за рубеж. После национализации ведущих банков основным направлением капиталовложений стала национальная экономика, а не иностранные ссуды и займы. Смена основного капитала происходила преимущественно в отраслях тяжелой индустрии и энергетического комплекса. Сюда направлялось около 90% средств, предназначенных на развитие промышленности. С середины 50-х гг. центр тяжести переместился на модернизацию химической промышленности, автомобилестроения, авиапромышленности. Постепенно разворачивалось производство в новейших отраслях – атомной, электронной, производстве пластических масс. К концу 50-х гг. сложившаяся смешанная модель экономического развития стала утрачивать прежнюю эффективность. Кризис конституционного строя подрывал упорядоченность административного управления, преемственность инвестиционной политики. Вновь обострилась проблема инфляции. Корректив требовала и государственная политика в области сельского хозяйства. Несмотря на развертывание в 50-х гг. технического переворота и химизации в этой отрасли, труд фермеров оставался малорентабельным. При принятии Третьего плана экономического развития (1958-1961) был провозглашен переход от протекционизма к «открытой экономике». Основанием стала, прежде всего, ставка на дальнейшее развитие процесса европейской интеграции. Успешный опыт функционирования Европейского объединения угля и стали и заключение в 1957г. учредительных договоров системы Европейских Сообществ рассматривались как начало совершенно нового этапа в развитии экономики Западной Европы. Но реализация концепции «открытой экономики» требовала политической стабильности. В условиях же нарастающего кризиса Четвертой республики достичь этого было невозможно.

58 Панамериканизм - интеграционные процессы на американском континенте.
Одной из характерных черт современной международной обстановки стал рост удельного веса стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) как в системе мирохозяйственных связей, так и в решении ряда важных политических проблем мирового сообщества. Процессы интеграции на американском континенте наблюдаются уже с первой четверти XIX века, когда правящие круги США заявили о своем «естественном праве» на доминирующее положение в Центральной и Южной Америке. Это «естественное право» заключалось, в первую очередь, в навязывании молодым республикам принципов «панамериканской солидарности» под эгидой Белого дома и создании для защиты своих интересов на континенте «межамериканской системы», главным компонентом которой стала Организация американских государств (ОАГ). Особенностью процессов интеграции в Западном полушарии на современном этапе, происходящих как в континентальном масштабе под эгидой США в рамках доктрины «панамериканской солидарности», так и в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ), является биполярный характер идеи создания Панамериканской зоны свободной торговли (ПАЗСТ), выдвинутой Соединенными Штатами и поддержанной крупнейшей страной континента - Федеральной Республикой Бразилией. В связи с этим основным компонентом американской интеграции с латиноамериканскими странами является Североамериканский договор о свободной торговле (НАФТА). На базе НАФТА по замыслу американской администрации должно быть создано самое сильное интеграционное объединение в мире, обеспечивающее Америке экономическое и политическое лидерство сначала в Новом Свете при помощи альянса трех ведущих североамериканских стран (США, Мексика, Канада), с последующим индивидуальным присоединением остальных стран, охватывающее огромную территорию от Аляски до Огненной Земли. Североамериканский договор о свободной торговле вступил в силу 1 января 1994 года, открыв процесс формирования крупнейшего в мире рынка с населением 373 млн. человек. Договор предусматривал поэтапное (в течение 15 лет) устранение таможенных пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле, либерализацию инвестиционного режима, включая предоставление финансовых услуг, обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности, разработку совместной программы борьбы с загрязнением окружающей среды. Несмотря на множество положительных моментов сотрудничества в рамках НАФТА, администрация США не сбрасывает со счетов и некоторые отрицательные последствия. Во внешнеполитическом аспекте - это определенное обострение отношений с Бразилией, претендующей на роль регионального лидера и ориентирующейся на МЕРКОСУР, как на реальную сферу влияния и инструмент защиты своих интересов не только в Южном конусе, но и на всем Латиноамериканском континенте. Основная цель Мексики при вступлении в НАФТА - получение свободного доступа к достижениям научно - технического прогресса для коренной модернизации экономики и преференциальные условия в торгово-экономических связях с партнерами по блоку, а в дальнейшем и с его потенциальными участниками из стран Латинской Америки. Правящие круги Канады опасались на первых порах, что трехсторонний блок таит угрозу для «особого положения» Канады в двухсторонних отношениях с США, в которых Оттава с 1989г. пользуется правами привилегированного торгово-экономического партнера. Но, в конечном счете, они сделали выбор в пользу НАФТА, рассчитывая, что страна сможет конкурировать успешно на мексиканском рынке в таких важных областях, как телекоммуникации и связь, транспортное машиностроение, производство оборудования для нефтегазовой промышленности и энергетика и, что не менее важно, продовольствие. Создание зоны свободной торговли, охватывающей весь Американский континент под эгидой НАФТА, привлекает все больше сторонников к Югу от Рио Гранде, тем более, что в договоре имеется специальная статья, предусматривающая возможность присоединения к нему помимо Мексики любой другой латиноамериканской страны. Так, в принципе уже решен вопрос о присоединении к НАФТА Чили, рассматривается вопрос об участии в нем Аргентины и трех других латиноамериканских республик (Колумбия, Коста-Рика, Эквадор). Привлечение к НАФТА возможно большего числа потенциальных участников составляет на данном этапе основную задачу руководителей латиноамериканской политики США.В Латинской Америке начало 90-х г.г. ознаменовалось новой расстановкой сил и ростом влияния стран ЛАКБ в «межамериканской системе». Основательно подорванным оказался ее теоретический фундамент - «доктрина панамериканской солидарности», формой которой является лозунг «континентального единства», а содержанием - стремление США возглавить и подчинить объединительные тенденции и интеграционные процессы в Латинской Америке. В политическом лексиконе латиноамериканцев, во внешнеполитических документах латиноамериканских стран постоянно фигурируют термины «латиноамериканская интеграция» и «освободительный латиноамериканизм». Эти понятия знаменуют новый подход латиноамериканцев к решению международных вопросов на основе общих интересов, отражают кризис панамериканизма, как идеологического постулата, направленного на обоснование доминирующего положения США в Западном полушарии.

В связи с этим Бразилия принимает активное участие в обсуждении идеи континентального общего рынка, выдвинутой Соединенными Штатами, но предлагает собственный сценарий подхода к ее реализации. Она сформулировала свой вариант создания ПАЗСТ - путем объединения уже действующих под ее эгидой субрегиональных экономических блоков. Ядром этой зоны должен стать МЕРКОСУР - Южноамериканский общий рынок в составе Бразилии, Аргентины, Парагвая и Уругвая - субрегиональный блок, объединяющий почти 200 млн. человек. Юридически МЕРКОСУР был оформлен в марте 1991г., когда страны-участницы подписали «Асунсьенский договор о региональной экономической интеграции», призванной обеспечить свободное движение товаров, услуг и рабочей силы, установить общие импортные пошлины, обеспечить координацию макроэкономической, сельскохозяйственной, налоговой и социальной политики, а также гарантировать рост товарооборота между партнерами. Главным компонентом МЕРКОСУР, его ядром и основной движущей силой интеграционного процесса является Бразилия, экономический потенциал которой превосходит совокупный потенциал всех остальных участников. С целью формирования супер регионального объединения под эгидой Бразилии, действует провозглашенная ею «Амазонская инициатива», предполагающая создание еще одной группировки - Общего рынка Севера - МЕРКАНОРТЕ, включающей Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Боливию, Эквадор, Перу, Гайану и Суринам. Бразильское руководство неоднократно заявляло, что целью его усилий является сближение МЕРКОСУР с Андской группой (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор) и МЕРКАНОРТЕ с последующим слиянием этого мощного торгово-экономического блока с Центральноамериканским общим рынком (ЦАОР) и Карибским сообществом (КАРИКОМ). Целью данного процесса является создание континентального общего рынка, центром и движущей силой которого должна стать Бразилия, а это, в свою очередь, идет в разрез с планами США. Успехи МЕРКОСУР в торгово-экономической сфере в сочетании с деятельностью по упрочению мира и развитию демократии привели к дальнейшему росту его авторитета и расширению сотрудничества со стороны Латинской Америки.Интеграционный процесс на американском континенте не ограничивается сотрудничеством только в экономической сфере. Он распространяется также и на гуманитарную сферу. Заключены четырехсторонние соглашения о взаимном признании аттестатов, дипломов и других документов о среднем и высшем образовании.

59 Никарагуанская революция и Центральноамериканский кризис.
В июле 1979 г.
Никарагуанская революция свергла сорокалетнюю диктатуру Самосы. Впервые в истории страны, американский империализм не имел возможности ввести свои войска в освободившуюся страну. После десятилетий финансирования и вооружения американским империализмом кровавой диктатуры, Картер и администрация Рейгана не смогли подавить революционное движение в Никарагуа и были вынуждены допустить революцию. Одновременно, они организовали экономический саботаж, блокаду и поддержку контрреволюционных боевиков из «контрас». Эта революция произошла в трудные времена для американского империализма. Cвержение Анастасио Самосы в Никарагуа привело к радикальным переменам в жизни рабочих и бедных крестьян. Революция должна была положить конец страданиям народа. При диктатуре Самосы 30% детей умирали от вполне излечимых болезней. После революции, детская смертность упала до 8 %, и более миллионов людей впервые были привиты. Потребление пшеницы выросло на 33 %, риса на 30 %, бобов на 40 %. При диктатуре 1 000 докторов ежегодно посещали 200 000 человек. При правительстве сандинистов ежегодно выпускалось 500 врачей, а система здравоохранения охватило 6 000 000 никарагуанцев. Более 300 000 домов и зданий были переданы народу. 75 % населения до революции никогда не открывали книгу, а 60 % были неграмотны. В 1987 г. число неграмотных сократилось до 14 % благодаря 1 200 новым школам. Никарагуанская революция вызвала широкий резонанс в странах Центральной Америки,особенно там,где шла вооруженная партизанская борьба против антинародных режимов,-в Сальвадоре и Гватемале. В Сальвадоре к 1980 г.сложилось противостояние левых революционных сил реформитским кругам и правому лвгерю,включавшему армию. В 1980 году левые создали военно-политическую организацию под названием Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти. В январе 1981 года вооруженные отряды ФНОФМ предприняли наступление против правительственных войск,началась упорная гражданская война. Буржуазно-реформистские круги во главе с Наполеоном Дуарте попытались провести социально-экономические реформы,но условия гражданской войны стали серъёзным сдерживающим фактором,замедлившим преобразования. В Гватемале коммунисты и левые радикалы также вели боевые партизанские действия против регулярной армии военного режима. В 1979 году на небольшом острове Гренада был совершен государственный переворот и начались революционные преобразования. Такое развитие событий в регионе беспокоило США и другие центральноариканские страны: вооруженная борьба партизан Сальвадора и Гватмалы,революции в Никарагуа и Гренаде рассматривались как одно из проявлений экспансии международного коммунизма. Течение Центральноамериканского конфликта осложнилось.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: