Джон Мэйджор стал известен широкой публике Великобритании лишь в июле 1989г. после назначения министром иностранных дел. Благодаря ему, в стране произошла «перестройка» британского неоконсерватизма. Вопреки прогнозам Мэйджор не спешил с роспуском парламента и в течение года пытался восстановить доверие избирателей. В преддверии очередных парламентских выборов Мэйджор отказался от тэтчеровской тактики мобилизации активного, "устойчивого" электората и сделал ставку на привлечение симпатий широких слоев общества. Мейджору пришлось в течение трех лет бороться за укрепление своих позиций в партии и парламенте. Для преодоления внутрипартийной оппозиции ему пришлось использовать жесткие методы. Правительство Мэйджора продолжило курс на поддержку малого бизнеса, создающего инновационную среду развития экономики. В 1992г. была выработана «Хартия малого бизнеса», в соответствии с которой предусматривались режим благоприятствования в области кредитования и налоговое поощрение малого бизнеса, консультирование по вопросам управления и маркетинга, оказание прямой финансовой помощи через систему грантов, поощрение экспортной деятельности мелких фирм. В рамках структурной политики правительство Мэйджора продолжило осуществление программ приватизации. Была завершена приватизация предприятий электроэнергетики, приватизация шахт и железнодорожного хозяйства. Одновременно особые усилия были направлены на поощрение конкуренции в сохранивших монопольную структуру приватизированных отраслях. На предприятиях, остававшихся в государственной собственности, осуществлялись меры по сокращению занятости, обновлению оборудования. Несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, правительство Мэйджора проводило жесткую политику в сфере трудовых отношений. Сохранилась прежняя линия на снижение стоимости рабочей силы как важный фактор снижения общей себестоимости продукции. Законодательно так и не были установлены жесткие нормы продолжительности рабочей недели. Значительно активизировалась в период правления Мэйджора региональная политика. Ее основными направлениями стало стимулирование экономического развития наиболее отсталых районов Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса, а также осуществление ряда политико-правовых преобразований. В 1994г. была проведена реформа местной власти в Шотландии, в ходе которой региональные органы управления получили более широкие полномочия в вопросах экологической политики, дорожного и жилищного строительства, образования, здравоохранения. В Уэльсе были введены элементы так называемой корпоративной автономии, основанной на консолидации национального языкового пространства. Были закреплены привилегии валлийского языка, в том числе обязательное изучение его в школах Уэльса, создание телеканалов на валлийском языке, написание всех указателей и названий на двух языках. Закон 1994г. закрепил административно-территориальное устройство Уэльса по аналогии с английским. Дискуссия о создании местных представительных органов власти в Шотландии и Уэльсе не принесла результата. На протяжении 1993-1994гг. правительство Мэйджора проводило напряженные переговоры с лидерами политических движений Северной Ирландии и правительством Ирландской Республики. К началу 1995г. было достигнуто историческое соглашение между двумя государствами, ставшее основой для дальнейшего урегулирования ольстерской проблемы. Правительство Ирландии заявило о готовности пересмотреть две ключевые статьи своей конституции, декларировавших необходимость воссоединения единого ирландского государства. Британское правительство, в свою очередь, согласилось на изменение тех законодательных актов, которые рассматривали Северную Ирландию как «вечную провинцию» Соединенного Королевства. Но препятствием для реализации этого проекта вновь стали террористические акты ирландских экстремистов.
|
|
|
|
57 Социально-экономическое развитие в годы Четвёртой республики во Франции.
Материальный ущерб, нанесенный Франции в годы войны, превысил 1440 млрд. франков. Предприятия промышленного и с/х производства были разрушены, уничтожено много электростанций, шахт, судостроительных верфей. Поэтому восстановление хозяйственного комплекса стало одним из важнейших направлений деятельности правительства в годы Четвертой республики. Основу восстановительных мероприятий составила широкомасштабная национализация предприятий угольной, газовой, авиационной и автомобильной отраслей. Всего в 1945-1947 гг. в государственную собственность перешло 20% французской промышленности. Под контроль государства также перешли 5 крупнейших банков, сберегательные кассы, часть страховых компаний. Однако структурные преобразования в экономике требовали стабилизации финансовой системы. Из предложенных альтернатив восторжествовала точка зрения министра финансов Р. Плевена, предлагавшего выпустить крупный внутренний заем и аккумулировать в бюджете накопившиеся в годы войны финансовые средства корпораций. Несмотря на политические разногласия внутри правительства, уже к весне 1947г. стабилизационная программа принесла заметные результаты. Был достигнут довоенный уровень промышленного производства, в 1949г. отменена карточная система потребления. Тем не менее, находившаяся у власти левоцентристская коалиция не отказалась от активных методов государственного регулирования. Еще в 1946г. под руководством Жана Монне был создан Генеральный секретариат по планированию экономики, который занимался составлением среднесрочных планов-программ развития страны. Первый из национальных планов развития, рассчитанный на 1947-1953гг., был принят в 1947г. и получил название «План оснащения и модернизации» или «План Монне». Основное внимание уделялось радикальному обновлению производственных мощностей национализированных предприятий, увеличению на этой основе промышленного производства, расширению торгового обмена метрополии и заморских территорий, повышению производительности труда. Важнейшей задачей стало обеспечение финансовой стабильности. С осени 1947г. министр финансов Майер начал комплексную реформу финансовой системы, основанную на отказе от фиксированных цен, вводе дифференцированного механизма исчисления валютных курсов и обмена валют. Важную роль в финансовой стабилизации сыграло присоединение Франции к плану Маршалла. США в течение 1948-1951гг. предоставили Франции кредиты, продовольствие и оборудование на сумму в 2,5 млрд. долл., а к 1958г. общая американская помощь составила 12 млрд. долл. Реализация этой программы была сопряжена с активным проникновением американского капитала в экономическое пространство Франции. В конце 40-х гг. во Франции были осуществлены важные преобразования в сфере трудовых отношений. Восстанавливались 40-часовая рабочая неделя и оплачиваемые отпуска, вводились повышенные расценки оплаты сверхурочных работ. Было гарантировано равенство в оплате мужского и женского труда, расширена система государственной помощи безработным. Была создана единая государственная система социального страхования, распространявшаяся на всех наемных работников, кроме сельскохозяйственных. Для улучшения демографической ситуации и стимулирования рождаемости вводились пособия для родителей с детьми. Началось строительство дешевого жилья. Второй план (1954-1957) – «План модернизации и оснащения в условиях стабильности» - был ориентирован на повышение конкурентоспособности французской промышленности, увеличение ее наукоемкости, повышение качества продукции. Приоритет был уже отдан частному сектору. На основе специальных контрактов, заключенных между правительством и фирмами, предприниматели получали кредиты для закупки оборудования, налоговые льготы под важные проекты. Тотальный характер приобрело обновление промышленного оборудования. Большую роль в укреплении инвестиционной базы промышленности сыграло уменьшение вывоза капитала за рубеж. После национализации ведущих банков основным направлением капиталовложений стала национальная экономика, а не иностранные ссуды и займы. Смена основного капитала происходила преимущественно в отраслях тяжелой индустрии и энергетического комплекса. Сюда направлялось около 90% средств, предназначенных на развитие промышленности. С середины 50-х гг. центр тяжести переместился на модернизацию химической промышленности, автомобилестроения, авиапромышленности. Постепенно разворачивалось производство в новейших отраслях – атомной, электронной, производстве пластических масс. К концу 50-х гг. сложившаяся смешанная модель экономического развития стала утрачивать прежнюю эффективность. Кризис конституционного строя подрывал упорядоченность административного управления, преемственность инвестиционной политики. Вновь обострилась проблема инфляции. Корректив требовала и государственная политика в области сельского хозяйства. Несмотря на развертывание в 50-х гг. технического переворота и химизации в этой отрасли, труд фермеров оставался малорентабельным. При принятии Третьего плана экономического развития (1958-1961) был провозглашен переход от протекционизма к «открытой экономике». Основанием стала, прежде всего, ставка на дальнейшее развитие процесса европейской интеграции. Успешный опыт функционирования Европейского объединения угля и стали и заключение в 1957г. учредительных договоров системы Европейских Сообществ рассматривались как начало совершенно нового этапа в развитии экономики Западной Европы. Но реализация концепции «открытой экономики» требовала политической стабильности. В условиях же нарастающего кризиса Четвертой республики достичь этого было невозможно.
|
|
|
|
58 Панамериканизм - интеграционные процессы на американском континенте.
Одной из характерных черт современной международной обстановки стал рост удельного веса стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) как в системе мирохозяйственных связей, так и в решении ряда важных политических проблем мирового сообщества. Процессы интеграции на американском континенте наблюдаются уже с первой четверти XIX века, когда правящие круги США заявили о своем «естественном праве» на доминирующее положение в Центральной и Южной Америке. Это «естественное право» заключалось, в первую очередь, в навязывании молодым республикам принципов «панамериканской солидарности» под эгидой Белого дома и создании для защиты своих интересов на континенте «межамериканской системы», главным компонентом которой стала Организация американских государств (ОАГ). Особенностью процессов интеграции в Западном полушарии на современном этапе, происходящих как в континентальном масштабе под эгидой США в рамках доктрины «панамериканской солидарности», так и в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ), является биполярный характер идеи создания Панамериканской зоны свободной торговли (ПАЗСТ), выдвинутой Соединенными Штатами и поддержанной крупнейшей страной континента - Федеральной Республикой Бразилией. В связи с этим основным компонентом американской интеграции с латиноамериканскими странами является Североамериканский договор о свободной торговле (НАФТА). На базе НАФТА по замыслу американской администрации должно быть создано самое сильное интеграционное объединение в мире, обеспечивающее Америке экономическое и политическое лидерство сначала в Новом Свете при помощи альянса трех ведущих североамериканских стран (США, Мексика, Канада), с последующим индивидуальным присоединением остальных стран, охватывающее огромную территорию от Аляски до Огненной Земли. Североамериканский договор о свободной торговле вступил в силу 1 января 1994 года, открыв процесс формирования крупнейшего в мире рынка с населением 373 млн. человек. Договор предусматривал поэтапное (в течение 15 лет) устранение таможенных пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле, либерализацию инвестиционного режима, включая предоставление финансовых услуг, обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности, разработку совместной программы борьбы с загрязнением окружающей среды. Несмотря на множество положительных моментов сотрудничества в рамках НАФТА, администрация США не сбрасывает со счетов и некоторые отрицательные последствия. Во внешнеполитическом аспекте - это определенное обострение отношений с Бразилией, претендующей на роль регионального лидера и ориентирующейся на МЕРКОСУР, как на реальную сферу влияния и инструмент защиты своих интересов не только в Южном конусе, но и на всем Латиноамериканском континенте. Основная цель Мексики при вступлении в НАФТА - получение свободного доступа к достижениям научно - технического прогресса для коренной модернизации экономики и преференциальные условия в торгово-экономических связях с партнерами по блоку, а в дальнейшем и с его потенциальными участниками из стран Латинской Америки. Правящие круги Канады опасались на первых порах, что трехсторонний блок таит угрозу для «особого положения» Канады в двухсторонних отношениях с США, в которых Оттава с 1989г. пользуется правами привилегированного торгово-экономического партнера. Но, в конечном счете, они сделали выбор в пользу НАФТА, рассчитывая, что страна сможет конкурировать успешно на мексиканском рынке в таких важных областях, как телекоммуникации и связь, транспортное машиностроение, производство оборудования для нефтегазовой промышленности и энергетика и, что не менее важно, продовольствие. Создание зоны свободной торговли, охватывающей весь Американский континент под эгидой НАФТА, привлекает все больше сторонников к Югу от Рио Гранде, тем более, что в договоре имеется специальная статья, предусматривающая возможность присоединения к нему помимо Мексики любой другой латиноамериканской страны. Так, в принципе уже решен вопрос о присоединении к НАФТА Чили, рассматривается вопрос об участии в нем Аргентины и трех других латиноамериканских республик (Колумбия, Коста-Рика, Эквадор). Привлечение к НАФТА возможно большего числа потенциальных участников составляет на данном этапе основную задачу руководителей латиноамериканской политики США.В Латинской Америке начало 90-х г.г. ознаменовалось новой расстановкой сил и ростом влияния стран ЛАКБ в «межамериканской системе». Основательно подорванным оказался ее теоретический фундамент - «доктрина панамериканской солидарности», формой которой является лозунг «континентального единства», а содержанием - стремление США возглавить и подчинить объединительные тенденции и интеграционные процессы в Латинской Америке. В политическом лексиконе латиноамериканцев, во внешнеполитических документах латиноамериканских стран постоянно фигурируют термины «латиноамериканская интеграция» и «освободительный латиноамериканизм». Эти понятия знаменуют новый подход латиноамериканцев к решению международных вопросов на основе общих интересов, отражают кризис панамериканизма, как идеологического постулата, направленного на обоснование доминирующего положения США в Западном полушарии.
В связи с этим Бразилия принимает активное участие в обсуждении идеи континентального общего рынка, выдвинутой Соединенными Штатами, но предлагает собственный сценарий подхода к ее реализации. Она сформулировала свой вариант создания ПАЗСТ - путем объединения уже действующих под ее эгидой субрегиональных экономических блоков. Ядром этой зоны должен стать МЕРКОСУР - Южноамериканский общий рынок в составе Бразилии, Аргентины, Парагвая и Уругвая - субрегиональный блок, объединяющий почти 200 млн. человек. Юридически МЕРКОСУР был оформлен в марте 1991г., когда страны-участницы подписали «Асунсьенский договор о региональной экономической интеграции», призванной обеспечить свободное движение товаров, услуг и рабочей силы, установить общие импортные пошлины, обеспечить координацию макроэкономической, сельскохозяйственной, налоговой и социальной политики, а также гарантировать рост товарооборота между партнерами. Главным компонентом МЕРКОСУР, его ядром и основной движущей силой интеграционного процесса является Бразилия, экономический потенциал которой превосходит совокупный потенциал всех остальных участников. С целью формирования супер регионального объединения под эгидой Бразилии, действует провозглашенная ею «Амазонская инициатива», предполагающая создание еще одной группировки - Общего рынка Севера - МЕРКАНОРТЕ, включающей Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Боливию, Эквадор, Перу, Гайану и Суринам. Бразильское руководство неоднократно заявляло, что целью его усилий является сближение МЕРКОСУР с Андской группой (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор) и МЕРКАНОРТЕ с последующим слиянием этого мощного торгово-экономического блока с Центральноамериканским общим рынком (ЦАОР) и Карибским сообществом (КАРИКОМ). Целью данного процесса является создание континентального общего рынка, центром и движущей силой которого должна стать Бразилия, а это, в свою очередь, идет в разрез с планами США. Успехи МЕРКОСУР в торгово-экономической сфере в сочетании с деятельностью по упрочению мира и развитию демократии привели к дальнейшему росту его авторитета и расширению сотрудничества со стороны Латинской Америки.Интеграционный процесс на американском континенте не ограничивается сотрудничеством только в экономической сфере. Он распространяется также и на гуманитарную сферу. Заключены четырехсторонние соглашения о взаимном признании аттестатов, дипломов и других документов о среднем и высшем образовании.
59 Никарагуанская революция и Центральноамериканский кризис.
В июле 1979 г. Никарагуанская революция свергла сорокалетнюю диктатуру Самосы. Впервые в истории страны, американский империализм не имел возможности ввести свои войска в освободившуюся страну. После десятилетий финансирования и вооружения американским империализмом кровавой диктатуры, Картер и администрация Рейгана не смогли подавить революционное движение в Никарагуа и были вынуждены допустить революцию. Одновременно, они организовали экономический саботаж, блокаду и поддержку контрреволюционных боевиков из «контрас». Эта революция произошла в трудные времена для американского империализма. Cвержение Анастасио Самосы в Никарагуа привело к радикальным переменам в жизни рабочих и бедных крестьян. Революция должна была положить конец страданиям народа. При диктатуре Самосы 30% детей умирали от вполне излечимых болезней. После революции, детская смертность упала до 8 %, и более миллионов людей впервые были привиты. Потребление пшеницы выросло на 33 %, риса на 30 %, бобов на 40 %. При диктатуре 1 000 докторов ежегодно посещали 200 000 человек. При правительстве сандинистов ежегодно выпускалось 500 врачей, а система здравоохранения охватило 6 000 000 никарагуанцев. Более 300 000 домов и зданий были переданы народу. 75 % населения до революции никогда не открывали книгу, а 60 % были неграмотны. В 1987 г. число неграмотных сократилось до 14 % благодаря 1 200 новым школам. Никарагуанская революция вызвала широкий резонанс в странах Центральной Америки,особенно там,где шла вооруженная партизанская борьба против антинародных режимов,-в Сальвадоре и Гватемале. В Сальвадоре к 1980 г.сложилось противостояние левых революционных сил реформитским кругам и правому лвгерю,включавшему армию. В 1980 году левые создали военно-политическую организацию под названием Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти. В январе 1981 года вооруженные отряды ФНОФМ предприняли наступление против правительственных войск,началась упорная гражданская война. Буржуазно-реформистские круги во главе с Наполеоном Дуарте попытались провести социально-экономические реформы,но условия гражданской войны стали серъёзным сдерживающим фактором,замедлившим преобразования. В Гватемале коммунисты и левые радикалы также вели боевые партизанские действия против регулярной армии военного режима. В 1979 году на небольшом острове Гренада был совершен государственный переворот и начались революционные преобразования. Такое развитие событий в регионе беспокоило США и другие центральноариканские страны: вооруженная борьба партизан Сальвадора и Гватмалы,революции в Никарагуа и Гренаде рассматривались как одно из проявлений экспансии международного коммунизма. Течение Центральноамериканского конфликта осложнилось.