Классификация мотивов по Хенри Мюррею

В концепции Хенри Мюррея каждой психогенной потребности соответствует свой аттитюд как способ чувствования, мышления и поведения. В русском языке потребности из перечня потребностей X. Мюррея практически приравниваются к мотивам. Мы употребляем как синонимы термины «мотив достижения» и «потребность достижения» или «мотив аффилиации» и потребность аффилиации» и т. п.

Однако вопрос о соотношении мотивов и потребностей должен быть прояснен в принципе.

Потребность — «испытываемая человеком нужда в чем-нибудь» (Рубинштейн С. Л., 1946, с. 506); «отражение нужды в чем-либо во внутренней сфере человека» (Филиппов М. М., 1967).

«Need — состояние, в котором чего-либо не хватает, что-то необходимо или требуется некое действие» (Oxford Advanced Learners Dictionary, 1982).

Анализ превращения потребностей в мотивы был дан А. Н. Леонтьевым: «Само собой разумеется, что субъект как индивид рождается наделенным потребностями. Но… потребность как внутренняя сила может реализоваться только в деятельности. Иначе говоря, потребность первоначально выступает лишь как условие, как предпосылка деятельности, но как только субъект начинает действовать, тотчас происходит ее трансформация… До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную и направляющую деятельность функции, т. е. становится мотивом» (Леонтьев А. Н., 1972,с.31).

Перевод из книги Хенри Мюррея дан в Приложении 4.

Классификация мотивов по Дугласу Мак-Грегору.

Дуглас Мак-Грегор достроил теорию Маслоу, добавив одну важную идею: предположения менеджеров о людях становятся самоисполняющимися предсказаниями. Менеджеры делятся на две неравные группы: сторонники теории Х и сторонники теории У.

И жесткая, и мягкая версии теории Х становятся самоисполняющимися предсказаниями: если вы относитесь к людям как к ленивым и нуждающимся в управлении, они начинают соответствовать вашим ожиданиям.

Классификация мотивов по Барбуто и Сколлу.

В Приложении 4 приведен перевод статьи и опросника по определению источников индивидуальной мотивации. Из статьи исключены лишь технические подробности построения выборки и сопоставления данных, полученных с помощью метода факторного анализа и компонентного анализа и т. п.

Мотив: «всё что угодно».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: