Оценка русского реформационного движения пятнадцатого века, сделанная в разгар полемики пятьсот лет назад, так и не была всерьез поставлена исследователями под сомнение. Однако критический анализ первоисточников дает результаты, отличные от общепринятых утверждений о том, что еретики якобы отвергали ортодоксальное учение о Троице и придерживались других, несовместимых с христианством, доктрин.
Цель и обоснование исследования
Цель данного исследования — рассмотреть тринитарные убеждения новгородско–московского движения пятнадцатого века, анализируя как произведения, вышедшие из‑под пера апологетов этого движения, так и полемические работы тех, кто был их противниками.
Главная задача настоящего исследования — рассмотреть основные богословские особенности изучаемого движения, которыми ранее, в силу предубеждений или идеологической заданности, пренебрегали. Современные авторы продолжают ассоциировать новгородско–московских верующих с движением, носящим антитринитарный характер[14]. Это кажется понятным, поскольку до сих пор не проводилось ни одного научного исследования, сфокусированного на тринитарных взглядах средневековых русских церковных диссидентов.
|
|
Анализ богословских взглядов этого движения прольет свет на важную страницу русской церковной истории и позволит лучше осмыслить особенности ее течения. Известно, что сегодня обществу навязывается стереотип о монолитности церковной истории на Руси. Гарольд Берман в своей статье «Свобода религии в России» оправдывает попытки Патриархата подавить все зарубежные евангельские устремления, ссылаясь при этом на якобы исторически монолитные православные корни русского народа. Его статья выражает точку зрения большей части русского православного духовенства[15]. Скорее всего настоящее исследование будет интересно всем тем, кто исповедует принципы религиозной свободы и чуждается упрощенного взгляда как на историю, так и на современность. Новгородско–московское движение, безусловно, сыграло важную позитивную роль в русской истории[16] и провозгласило принципы, сходные с принципами многих современных верующих как в России, так и за рубежом.