Иосиф Волоцкий о происхождении «субботствующих»

В своих ранних письмах Гонозов не обсуждает происхождение «ереси». Однако в своем письме Зосиме (октябрь 1490) он пишет: «А что которые литовские окаянные дела прозябли в Руской земли и в Великом Новеграде, в вотчине государя Великого князя, коли был в Новеграде князь Михайло Оленкович, а с ним жидовин еретик, да от того жидовина распростерлась ересь в Новгородцкой земли, а держали ее тайно»[147].

Иосиф Санин, ставший главным противником данного движения, безусловно, получал информацию о происхождении движения субботников от Гонозова. Мнение Санина стало со временем «официальным» взглядом на движение русских субботников. Ниже приводится взгляд Санина на начало новгородско–московского движения:

«…В это время в городе Киеве жил еврей по имени Схария, который был орудием самого дьявола – он научал всем видам нечестивых измышлений: черной магии, колдовству и астрологии. Он был известен князю Михаилу, сыну Александра, внуку Волгирда, настоящего христианина, имеющего христианское отношение. Этот князь Михаил в 6979 году[148], во время правления великого царя Ивана Васильевича, прибыл в Новгород Великий, и еврей Схария был с ним. Этот еврей в начале соблазнил священника Дениса и обратил его в иудаизм, а Денис привел к нему архиепископа Алексея, который совершал служения на улице Михайловской; он также отступил от незапятнанной, истиной христианской веры»[149].

«После того как Денис и Алексий отступили от христианства, все больше евреев стало приходить из Литвы, присоединяясь к двум отступникам, обращая других священников, диаконов и простой народ»[150].

Иосиф обвиняет их в самых ужасных, на его взгляд, преступлениях: отрицании божественности Христа, неприятии доктрины о Троице, нападках на монашество и поношении икон. Еретики усвоили еврейскую доктрину, но были предупреждены, по словам Санина, не совершать обрезание, ибо «если христиане узнают и захотят убедиться в этом, тогда вы будете пойманы»[151].

Иосиф утверждает, что, пользуясь неграмотностью некоторой части духовенства, Схария и его сообщники внушали недоверие к церковной иерархии. Кроме того, они подстрекали многих бунтовать против духовных авторитетов и предлагали идею самоопределения в вопросах веры. Те, кто якобы подверглись такого рода влиянию, тем самым подготавливали себя к полному разрыву с Православной церковью. Они с презрением относились к святым иконам и отвергали почитание святых – общенародных основ религиозности. Впоследствии, будучи слепыми и обманутыми, согласно утверждениям их противников, они пришли к отрицанию фундаментальных догм православия: спасающих таинств, святейшей Троицы, воплощения Богочеловека Иисуса Христа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: