Покаяние Дениса

Покаяние новгородского еретика Дениса – очень краткий документ, в котором упоминается единственный грех, совершенный Денисом – его неспособность удержать свой «грешный язык»[615]. Казакова и Лурье проводят интересную параллель между рукописью, которая содержит Покаяние Дениса, и «подобной по содержанию и характеру… другой интересной рукописью того же периода из коллекции БИЛ, музейное собрание №3271, содержащей историю испанской инквизиции»[616]. Несомненно, еретиков пытали самым нечеловеческим образом[617]. Возможно, во время пыток Денис сказал нечто, чего ожидали от него мучители. Методы русской инквизиции были такими же жестокими, как и методы испанской инквизиции[618]. Тактика была такой же: пытки жертвы продолжались до тех пор, пока люди не сознавались в том, что требовали обвинители. Очевидно, и архиепископ Геннадий, и Иосиф Волоцкий ожидали, что русские субботники согласятся со всеми возложенными на них обвинениями. Если Денис под принуждением совершил «исповедание» такого рода, несомненно, он чувствовал сожаление об этом. Мы знаем, что хотя некоторые из еретиков, находясь под пыткой, «отказывались признавать свою вину», другие «собственноручно писали о своих делах против себя»[619]. Покаяние Дениса – это скорее скорбный вопль человека, который по какой‑то причине не был способен «удержать свой грешный язык». Казакова и Лурье называют это Покаяние «странным»[620]. Действительно, это очень странное Покаяние, если кто‑либо вообще считает его покаянием – ведь Денис не кается ни в какой ереси.

Документ выражает сожаление не в приверженности к какой‑то ереси, но в произнесении ложного исповедания или свидетельства под давлением инквизиционной пытки. Независимо от того, что в себя включало выражение «грешный язык» в исповедании Дениса, нет никакого основания подозревать его в отступлении от христианства. Иначе как мы можем объяснить слова самого Дениса: «Пастырю духовных овец, святому архиепископу Зосиме, избранному во Святом Духе». Это странное заявление для отрицающих Троицу.

Литература субботников

Поколения ученых крайне тенденциозно изучали труды субботников, чтобы найти подтверждение антитринитарного характера этого движения. И все же только немногие были в состоянии найти эти «подтверждения». Все эти «находки» были представлены в предыдущей главе. Следующий раздел анализирует обзор литературы субботников, представленной в предыдущей главе, и проясняет вопрос тринитаризма в новгородско–московском движении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: