Веданта. Заключения Ведического Откровения

Во введении объяснялось, что Упанишады являются предметом четвертой и высшей степени изучения Вед. Поэтому Упанишады называют Ведантой, или «Заключением Вед». Философия Карма-мимамсы проистекает из предварительного изучения ритуалистических частей Вед, и поэтому ее называют пурва-мимамсой, «предварительными размышлениями». Веданту называют уттара-мимамсой, «высшими размышлениями», а также брахма-мимамсой, «размымышлениями о Брахмане, Абсолютной Истине.»

Слово Упанишады означает: «то, что изучают, сидя рядом с учителем.» Тексты Упанишад неизмеримо глубоки и они предназначены для того, чтобы понять их под тесным руководством духовного учителя. Поскольку Упанишады содержат в себе множетсво по видимости противоречивых утверждений, великий мудрец Вьясадева систематизировал учения Упанишад в Веданта-сутре или Брахма-сутре. Веданта-сутра разделена на четыре главы: Саманвайа, которая объясняет единство философии Упанишад; Авиродха, которая рассеивает кажущиеся противоречия; Садхана, описывающая средства достижения Всевышнего; и Пхала, что обозначает цель. Сутры Вьясы очень сжаты, и их значение очень трудно уловить без более полного объяснения. В Индии существует пять основных школ Веданты, каждая из которых установлена ачарьей, который объяснил сутры в бхашье (комментарии)

Из этих пяти школ или сампрадай, одна, а именно Шанкары, является иперсоналистской. Это означает, что Верховное Существо объясняется имперсональным образом как безымянное, бесформенное и не имеющее качеств. Школы Рамануджи, Мадхвы, Нимбарки и Вишнусвами объясняют Бога личностным образом. Эти ачарьи и их последователи очень четко сформулировали философию, которая рассеивает ощущение мирских ограничений, связанных со словом «личность», и устанавливает трансцендентный персонализм в терминах вечности, бесконечного знания, полного блаженства, абсолютной все-привлекающей формы, и всеобъемлющей любви. Каждая из этих пяти Ведантистких сампрадай известна своей сиддхантой, или «заключением по существу» о взаимоотношениях между Богом и душой, душой и материей, материей и материей, материей и Богом и между душами. Сиддханта Шанкары – Адваита, неразличимость (т.е. все едино, потому все пять взаимоотношений нереальны). Все остальные сиддханты поддерживают реальность этих взаимоотношений с различных точек зрения. Сиддханта Рамануджи – Вишиштадваита, качественная неразличимость. Сиддханта Мадхвы – Дваита, «различимость». Сиддханта Вишнусвами – Шуддхадваита «чистая неразличимость». А сиддханта Нимбарки – Дваита-адваита—«тождественность и различие».

Бенгальская ветвь Мадхва-сампрадайи называется Брахма-Мадхва-Гаудийа Сампадайа, или Чаитанья Сапрадайа. В 1700-х годах эта школа даровала Индийским философам комментарий на Веданта-сутру, написанный Баладевой Видйабхушаной, который заявлял еще одну сиддханту. Она называется Ачинтйа-бхедабхеда-таттва, что означает «одновременное непостижимое единство и различие.» В последние годы эта сиддханта стала известна людям по всему миру благодаря популярности книг Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Задание 15. Как называются (санскрит и перевод) шесть школ ведической философии, и каково Ваше отношение к ним?

§ 2.3 ИСККОН как культура

Что такое культура?

В соответствии со словарным определением культура это:

1) Просвещенность и утонченный вкус, приобретенные благодаря интеллектуальному и эстетическому воспитанию

2) Конкретная стадия развития цивилизации; характерные особенности такой стадии или состояния

Второе определение – это по сути то же, что и первое, но только в масштабах не индивидума, а всего общества. Заметим, что в словарном определении культуры говорится лишь о интелектуальном (разум) и эстетическом (ум) воспитании. Это по крайней мере не вводит в заблуждение, потому что даже когда современные люди говорят о духовности они имеют в виду именно интелектуальное и эстетическое развитие человека. Но для преданного такое представление о культуре является неполным, ибо помимо ума и разума, более того, над ними – стоит душа. Преданный знает, что такое душа, поэтому для него духовное развитие является центральным элементом культуры, которое, проявляясь через интеллектуальное и эстетическое воспитание дает подлинные просвещенность и утонченный вкус. Когда Шрилу Прабхупаду спрашвали, как распознать Вайшнава, он отвечал: «Вайшнавы – это настоящие леди и джентельмены».

Из определения культуры видно, что по это слово передает уровень чистоты человека. Человек, находящийся под влиянием стихии невежества – это тот, кого мы называем некультурным или нецивилизованным. Современная массовая культура – с ее культом насилия и секса, – всевозможные проявления молодежной контркультуры (хиппи, панки, рокеры, я уж не знаю, кто сейчас есть), различные направления тантрических практик – все это примеры «культуры» в стихии невежества. О просвещенности и утонченном вкусе здесь говорить не приходится.

Культура т.н. интеллигенции, аристократии и элиты – как современной, так и дней былых – это культура в стихии страсти. Классическая музыка, опера, балет, литература, изобразительное искусство, философия и т.д. – как правило это именно то, что большинство людей ассоциируют с понятием культуры.

Культура в стихии добродетели практически неизвестна современному западному человеку. Невежественные люди с ней вообще никак не соприкасаются или относятся к ней агрессивно, а интеллигенцию она пугает. Она должна быть пронизана чувством долга, духом смирения, знания и служения Богу. В России ее подобие можно найти, вероятно, лишь в удаленных монастырях и в жизни старцев. В Индии сохранилось еще довольно много последователей брахманической культуры – как отреченых, так и домохозяев.

Подлинно духовная культура лежит выше уровня стихии добродетели. Это вечная функция души – вечной, исполненной знания и блаженства. И из всех проявлений санатана-дхармы или вайшнава-дхармы самой изысканной является та, что принес Шри Чайтанья Махапрабху. Это не предвзятое мнение. Господь Чайтанья пришел, чтобы даровать према-бхакти в настроении обитателей Вриндавана всем, включая тех, кто поклоняются Ему в других Его формах. И Он сделал это. Удивительной особенностью этой культуры является то, что она привлекает всех. О Шести Госвами Вриндавана говорится, что они были дороги всем – и благородным, и негодяям. Это один из тех внешних признаков, который отличает ее от культуры в стихии добродетели. Ее можно ощутить, читая Чайтанья-чаритамриту и Чайтанья Бхагавату (см. главу о шести принципах, благорпятных для преданного служения), а также общаясь с возвышенными Вайшнавами, к числу которых относятся нынешние гуру ИСККОН. Эта культура является идеалом для преданных ИСККОН и мы должны стремиться к этому стандарту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: