Как давать советы другим

У преданного начисто отсутствует желание критиковать других, в особенности преданных. Поэтому он старается избегать положения гуру, старшего или руководителя – ведь такой статус заранее предполагает необходимость делать замечания другим. Преданный соглашается совершать подобное служение только, если его просят об этом духовный учитель или старшие преданные. Даже в этом случае это для него огромная аскеза, и он постоянно молится Кришне, чтобы не совершить вайшнава-апарадху.

Видя, как другой совершает ошибку, мы можем попробовать очень тактично посоветовать, как поступить лучше. Для того, чтобы быть вправе сделать это мы должны а) занимать положение старшего или хотя бы равного, б) иметь доверительные отношения с этим преданным и в) иметь чистые намерения помочь и быть свободными от зависти. Даже, когда эти условия соблюдены нужно помнить, что мы можем не знать всех обстоятельств, при которых преданный совершает, как нам кажется, ошибку. Мы можем ошибаться в своих выводах, и если в ходе беседы выяснится, что это так, то следует извиниться.

Другим моментом является то, что когда Вы даете совет другому, Вы фактически действуете в роли его гуру. Но, какое бы Вы формально положение не занимали, Вас действительно должны принимать как гуру. Поэтому не следует советовать больше одного раза. Если Вы видите, что Ваш совет не принимают, следует или отказаться от дальнейших попыток поправить другого и положиться на Кришну, или поискать другие пути решения проблемы. Например, мы можем обратиться за помощью или советом к старшим преданным, которым мы доверяем. Или мы можем ограничить общение с этим преданным совместным слушанием и воспеванием, и избегать ведения с ним практических дел. Лучшим способом помочь другим измениться является собственный пример. Этот метод – принцип ачарьи – требует времени, зато он самый универсальный.

Мы должны избегать критики не только в лицо, но и за глаза. Обсуждение других относится к категории праджалпы, которая разрушает наше преданное служение. Когда к Шриле Бхактисиддханте Сарасвати приходили с критикой поступков того или иного преданного, он обычно отвечал: «Очень жаль, что он совершил это. И очень жаль, что ты в это тоже ввязался». Если кто-то завязывает с нами разговор, в котором высказывает свои критические оценки поведению других, следует тактично избежать его. (Вишну! Вишну! Вишну!) Точно так же следует избегать участия в дискуссиях, в которых критикуют других преданных.

После того, как Господь Чайтанья освободил злодеев Джагая и Мадхая, Он взял на себя все их грехи, после чего Его золотистое тело стало чёрного цвета. Тогда Он сказал Своим спутникам: «Теперь давайте же устроим киртан, и реакции всех грехов, которые они совершили перейдут к тем, кто критикует преданных». Или перед приходом Господа Чайтаньи Ямарадж пришел к Адвайте Ачарье и спросил Его: «Если Господь Чайтанья будет свободно раздавать любовь к Богу, то кто же тогда останется в этой вселенной, и что же случится с адскими планетами?» Адвайта Ачарья ответил: «Не волнуйся. Господь Чайтанья освободит всех, кроме тех кто критикует и оскорбляет преданных. Они будут объектами твоего наказания».

Вместе с этим, если критика относится в наш адрес, то следует приветствовать её и видеть в ней помощь со стороны Кришны, чтобы мы могли улучшить свое сознание Кришны, увеличить качество практического служения или стать более чуткими к окружающим.

Мы привели здесь лишь самые общие рекомендации относительно практического разрешения сложных межличностных ситуаций. Мы все личности, и из любого правила существуют исключения. Поэтому лучшей формулой решения всех проблем является сознание Кришны. Если мы искренни, то в каждой конкретной затруднительной ситуации Кришна даст нам разум, как наилучшим образом её разрешить.

В заключении приведем несколько историй, иллюстрирующих огромную беду, которую могут повлечь за собой вайшнава-апарадхи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: