Вайшнава-сева.
· Участники делают пожертвование (дакшину) жрецу. Жрец в ответ дарит им свои наилучшие пожелания.
Пир.
· Пируют все!…
Описание церемоний самскар.
В этой части главы мы приводим описание церемоний проведения основных самскар, а также дополнительных очистительных ритуалов. Эти процедуры являются самыми упрощенными, и во многих храмах местные брахманы могут прибегать к дополнительным ритуалам, которые описаны в специальным руководствам по проведению самскар. Кроме этого, мы намеренно не даем никаких конкретных указаний относительно выбора астрологически благоприятного времени. В астрологических шастрах приводится огромное множество указаний относительно выбора благоприятной даты и времени для совершения тех или иных церемоний, но воспользоваться ими может лишь искушенный человек. Если у вас есть возможность, обратитесь к квалифицированному ведическому астрологу. Под квалификацией мы имеем в виду не только технические познания в астрологии, но и брахманические качества и образ жизни. Подлинный брахман-преданный никогда не берет таксы за свои услуги, но вместе с тем он полностью посвящает себя служению Кришне и поэтому не обязан отрывать свое время на решение чьих-то материальных проблем (включая рассчет благоприятных дат и времени для проведения самскар). Поэтому если вы хотите получить духовные благословения, то должны искать милости такого преданного и обязательно отблагодарить его чем-либо.
В большинстве же случаев такая помощь недоступна, поэтому следует просто положиться на Кришну и выбрать дату/время, связанную с какими-то вайшнавскими праздниками, попросить провести церемонию какого-нибудь замечательного преданного, а также воспользоваться здравым смыслом и практическими соображениями. Если вы искренни, и ваши цели духовны, то Кришна сделает так, что время автоматически будет благоприятным.
Как проводить самскары, если нет возможности совершить огненную ягью.
В тех случаях, когда стандартная церемония проведения самскары предполагает проведение огненного жертвоприношения, но в силу обстоятельств это оказывается практически невозможным, то следует провести все доступные ритуалы, заменив саму огненную ягью киртаном. В таком случае проводить церемонию может какой-нибудь старший преданный, или, на крайний случай, сам отец. Тогда общий формат церемонии может выглядеть следующим образом:
· Предложение Божествам (домашнему алтарю) пира.
· Чтение Брахма-самхиты.
· Киртан джайа-радха-мадхава.
· Небольшая лекция в связи с церемонией, объясняющая ее значение.
· Торжественное объявление начала церемонии (неформальное – без санскрита).
· Основная церемония самскары.
· Гаура-арати и хороший киртан.
· Молитвы према-дхвани.
· Пир.
Исключением являются церемонии бракосочетания и инициации, которые должны обязательно включать в себя огненное жертвоприношение.
Виваха-самскара – церемония бракосочетания.
Слово «виваха» означает?поддерживать, взращивать? (дхарму). Своим очищающим воздействием виваха-самскара помогает человеку понять назначение и цель брака, предназначенного для того, чтобы позволить мужу и жене мирно жить и очищаться, и, одновременно с этим, освободить своих детей от невежества и ложного отождествления души с телом. Родители должны позаботиться о том, чтобы их дети росли в здоровой атмосфере.
Церемония бракосочетания должна быть как можно более пышной и торжественной, чтобы новобрачные никогда не смогли забыть ее. День свадьбы юной девушки - это прекраснейший день ее жизни. Для нее это должно быть уникальным событием: тем, что бывает лишь раз в жизни.
Астрологически благоприятных дат для проведения виваха-самскар в году, как правило, довольно мало, поэтому если есть возможность спланировать ее, прибегнув к помощи астролога, то следует делать это заблаговременно. До проведения виваха-самскары преданные должны уже заключить гражданский брак и прожить, по крайней мере, какое-то время вместе, чтобы убедиться, что они смогут держать даваемые перед жертвенным огнем супружеские обеты. Желательно, чтобы жених и невеста были инициированными преданными. Если у жреца есть сомнения, что будущие супруги смогут держать свои обеты, он не должен проводить церемонию перед храмовыми Божествами.
Если кто-то из супругов уже состоял в вайшнавском браке и затем был инициатором развода, то проведение виваха-самскары считается неблагоприятным. Вместо этого можно провести простую церемонию, во время которой жених и невеста обмениваются гирляндами, после чего жених наносит на пробор невесты кункуму. Если она сопровождается огненным жертвоприношением, имя Божества Огня – йоджака.
· Украшение Невесты. Невесту можно украсить, следуя ритуалу, включающему шестнадцать форм украшения. Этот ритуал можно назвать «ритуалом украшения», который проходит невеста перед свадебной церемонией:
1. Ей нужно принять омовение.
2. Воспользоваться эфирными маслами и кремом для лица.
3. Втереть в волосы ароматические масла.
4. Накрасить глаза, щеки и т.д., используя тени и цветные краски.
5. Накрасить ногти и нанести на руки благоприятные узоры и линии
6. Украсить стопы.
7. Воспользоваться тушью для ресниц.
8. Искусно уложить волосы на прямой пробор.
9. Освежить свое дыхание (гвоздикой, мятой и т.д.).
10. Накрасить губы красной или бесцветной помадой.
11. Украсить волосы цветами.
12. Украсить себя драгоценностями (браслетами, ножными колокольчиками и т.п.)
13. Ароматизировать свое тело духами или ароматическими маслами.
14. Невеста должна посмотреться в зеркало и убедиться, все ли ей нравится.
15. Во время свадебного обряда невеста должна получить синдуру.
16. Во время церемонии муж должен покрыть голову невесте сари.
· Украшение Помещения. Помещение, где будет проходить обряд, можно украсить: бумажными гирляндами, вазами с ароматными и красивыми цветами, зелеными растениями, цветными флагами, благовониями и постоянно горящими лампадками с гхи.
· Одежда. Новобрачные должны быть одеты в новые одежды, которые никогда прежде не одевались. На невесте должно быть предпочтительнее всего красное, золотое или блестящее сари. Жених должен быть одет во все белое: дхоти и чадар.
· Чье присутствие на церемонии особенно желательно.
· Родителей жениха и невесты. Если по каким-то причинам это невозможно, то, по крайней мере, кто-то должен играть роль отца невесты, выдавая ее замуж.
· Преданных.
· Братьев и сестер жениха и невесты.
· Других родственников, друзей и т.д.
· Подготовление Необходимых Компонентов.
В дополнение к стандартным компонентам:
· Приготовьте побольше цветочных лепестков, чтобы ими можно было обсыпать новобрачных;
· Подготовьте цветочные гирлянды: две для новобрачных, одну для жреца, другую, поменьше, для канйа-даны (длиной в 30 см, чтобы «связать» ею сложенные руки новобрачных) и (по возможности) еще несколько для родителей, свидетелей и т.д. Гирлянды предварительно предложите Божествам.
· Подготовьте синдуру (специальный красный порошок или жидкость, которой жених будет украшать пробор невесты), если есть – обручальные кольца (предварительно предложите их Божествам).
· Потребуется немного чаранамриты от Божеств. (Если в вашем городе ни у кого нет Божеств, то можно просто предложить воду изображению Панча-таттвы, медитируя на то, что вы омываете их стопы). Приготовьте также небольшой тазик и кувшин с водой для омовения рук.
· Приготовьте мриданги, караталы – для создания необходимого празничного «шумового оформления».
· Для ягьи потребуется больше гхи – из 1.5 - 2 кг масла.
· Привествие жениха. Родственники невесты приглашают жениха зайти и принимают его с почестями. Отец надевает на него цветочную гирлянду и предлагает немного чаранамриты (а также воду, чтобы омыть ему руку после того, как он попьет). Он наливает в ладонь жениху три ложки чаранамриты, в то время как жрец произносит мантру. (Испив воды с лотосных стоп Господа Вишну, уничтожающей все болезни, и ограждает от опасности преждевременной смерти, я окроплю этой водой свою голову).