Зарождение и развитие кинематографа

Девятнадцатый век открыл для человечества новые горизонты творчества, поэтому как никогда ранее проявилось стремление человека к отображению мира. Кинематограф — самый молодой вид искусства. История его развития не могла появиться ранее, из-за недостаточного технического развития общества. Техническое изобретение кино тесно связано с другими открытиями — электричеством, телеграфом, телефоном.

Представители французского кинематографа — настоящие первопроходцы «чуда XX века». Именно во Франции продемонстрировали первый кинофильм, появилась первая киностудия, первая постановка. Все это стало возможным благодаря достижению братьев Люмьер. Первый их фильм, показанный 28 декабря 1885 года в Париже в помещении «Гранд кафе» на бульваре Капуцинов, назывался «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» и продемонстрировал обычную жизнь Французского обывателя. Жорж Мельес предложил иную концепцию — по его идее кино должно показывать то, чего в обычной жизни нет. Своеобразный театр для бедных. В 1902 году выходит его первый фантастический фильм — «Путешествие на Луну».

Первая Мировая война, с одной стороны, привела французскую киноиндустрию в упадок, а с другой стороны способствовала усилению американского кинематографа, как страны, которой ужасы войны коснулись в малой степени. Во многом торможение кинопроцесса в Европе в итоге и породило так называемую «голливудскую теорию» (или «голливудскую концепцию»), суть которой сводилась к понятию «энтертеймент», т.е «развлечение».

Во Франции пик коммерческого подхода пришёлся на годы перед Второй мировой войной, когда в1932 году компания «Парамаунт» открыла во Франции свой филиал. "Поток фильмов, снятых в те годы на парижской студии «Сен-Морис», превысил три сотни — но не осталось ни одного достойного внимания" — так характеризует уровень продукции а-ля Голливуд известный французский режиссёр и кинодеятель Луи Дакэн в своей книге «Кино — наша профессия».

В 1933 году по инициативе папы Пия XI была основана так называемая «Лига нравственности», которая в определённом смысле оказывала влияние на кинематограф в Европе и во Франции в том числе. Фильмы, которые в той или иной степени не одобрялись «Лигой», автоматически теряли зрителей, и, соответственно, сборы от проката таких картин были меньше — продюсером приходилось учитывать сей факт при создании фильмов. В частности, в 1955 году из 52 иностранных картин, просмотренных деятелями «Лиги нравственности», сорок полностью или частично были не рекомендованы к показу.

В послевоенные годы во Франции возникло движение против использования кино в коммерческих целях. Движение возглавили представители киноавангарда или экспериментального кинематографа того времени. Занимаясь формальными экспериментами, авангардисты в то же время значительно расширили выразительные возможности кино. Ими создавались киноклубы, пропагандировавшие лучшие достижения мирового кино.

Современный облик французского кино сформировался уже после Второй мировой войны, после осмысления наследия войны и немецкой оккупации. После ряда антифашистских лент произошло важное обращение французского кинематографа к гуманизму. Большинство фильмов конца 1950х — это развлекательные ленты, далёкие от социальных тревог.

Надо отметить, что в период 1950-58 годов во Франции набрала силу и сформировалась своеобразная система цензуры в лице так называемой «Комиссии по одобрению фильмов» при Национальном киноцентре Франции. Первоначально эта «Комиссия» создавалась с целью контроля над соблюдением расходов при постановке картины, потом постепенно она набрала силу, и от её мнения стало зависеть, получит проект финансирование, или нет

С 1946 ежегодно (кроме 1948 и 1950) проводятся Международные кинофестивали в Каннах. В 1976 году учреждена ежегодная национальная кинопремия «Сезар» (по типу американского «Оскара»). В конце 1940-х — начале 1950-х годов получают известность блистательные актёры: Жерар Филип, Бурвиль

, Жан Маре, Мари Казарес, Луи де Фюнес, Серж Реджани и другие.После войны также получили мировую известность лучшие экранизации французской классики: «Пармская обитель» (1948), «Красное и чёрное» (1954), «Тереза Ракен» (1953).

«Новая волна» французского кинематографа

В 1958 году заявило о себе течение "новая волна", которое отвергло каноны старого кино, презрительно именуя его "дедушкиным". Выражение "новая волна" принадлежит французской прессе, которая назвала, таким образом, группу молодых кинематографистов, поставивших на рубеже 1958-59 годов свои первые полнометражные фильмы. Французская "новая волна" в европейском кино была самым масштабным явлением подобного рода: только за первые четыре года на экране появилось 97 дебютных произведений. Однако молодые режиссеры не были связаны общей художественной программой, хотя их фильмы обладали несомненным эстетическим сходством. Их объединяли:

· стремление отражать на экране "живую жизнь";

· новая концепция личности и новый тип героя - утверждая самоценность индивидуального бытия человека, "новая волна" вывела на экран героя-аутсайдера, который игнорирует социальные нормы для максимальной самореализации; характер персонажа, как в экзистенциализме, означает сложившегося, а не становящегося человека;

· импровизационность при съемках, т.е. утверждение новой природы предкамерной реальности (в противовес традиции поэтического реализма) через натуру, естественные интерьеры и свободный тревеллинг;

· отсутствие жесткой привязанности траектории движения съемочной камеры к герою (она иногда "упускает его из виду", провоцируя асимметричность внутрикадровых композиций);

· нетрадиционная организация художественного материала на основе базовой концепции "камера-перо", т.е. разработка таких выразительных средств кинорассказа, которые приближаются к письменной речи по богатству нюансов и передаче невидимого. Эту идею высказал еще в 1948 году А. Аструц: "Новый век кинематографии будет веком камеры-перо. Это значит, что фильм постепенно освободится от тирании зрелищности, от образов самих себя, от завершенности фабулы и конкретности событий, чтобы стать субтильным и эластичным средством повествования, как язык письма".

Все эти качества придавали легкую небрежность почерку режиссеров, что было очень свежо, привлекательно и воспринималось как творческая находка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: