Кардиналистский подход

Существует два подхода к исследованию полезности товаров: кардиналистская и ординалистская модели. Количественная теория полезности (кардиналистский подход) имеет в своей основе предположение: в соответствии с полезностью благо может измеряться напрямую, т.е. существует возможность соизмерения полезности различных благ. Представители подхода: У. Джевонс, К. Менгер и Л. Вальрас. Принципиальная особенность количественного подхода состоит в том, что полезность благ может измеряться каждым индивидуумом с помощью специальных гипотетических единиц - ютилов (от англ. utility «полезность»).

Количественные оценки полезности благ или их наборов имеют в этом случае субъективный характер, т.к. они могут иметь для отдельных потребителей различную ценность. Ввиду того что в количественной теории полезности предполагается, что потребитель может дать количественную оценку полезности любого потребляемого им товарного набора, то, следовательно, взаимосвязь между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемым потребителем, может быть выражена в виде функции полезности.

Функция полезности - функция, которая выражает полезность, получаемую потребителем в зависимости от количества потребляемых им товаров и услуг. Функция полезности находит свое выражение в величине общей полезности. В формализованном виде ее можно записать как:

u = f(x), где u -полезность, получаемая потребителем от потребления некоторого количества товара;

х -количество потребляемых единиц данного товара.

Математический аппарат количественного подхода. В соответствии с количественным подходом базой цены выступает предельная полезность, означающая соотношение приростных величин:

MU = ДU / ДQ, где MU -предельная полезность; ДU -прирост величины полезности; ДQ -прирост объема производства (товарного предложения). В рамках кардиналистской концепции была сформулирована зависимость для двух (и больше) товаров -х и у:

MUx / Px = MUx / Рy, где MUx, MUy-соответственно, предельные полезности товаров х и у;

Рх и Ру -рыночные цены товаров х и у. h -некий коэффициент, характеризующий предельную полезность денег. После преобразований зависимость приобретает виды (формула Клейна):

MUх / MUу = Рх / Ру.

С помощью этой функции описываются некоторые покупательские ценовоспроятия в реальной практике. С одной стороны, субъективно оцениваемые полезности сопоставляемых товаров соотносятся в сознании как их цены.

Но, с другой стороны, на основе соотношения цен происходит сравнение качества, технического уровня,потребительских свойств, полезности разных товаров.

Данное обстоятельство используется, в частности, в ценовой политике фирм посредством сигнализирования ценами: высокая цена для недостаточно компетентного покупателя обычно говорит о высоком качестве предлагаемого товара, и наоборот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: