double arrow

Подходы к принятию решений

Методология и организация процесса разработки управленческого решения

В зависимости от характеристик решаемой проблемы и своих индивидуальных способностей руководители при решении проблем могут придерживаться следующих подходов к выработке решений:

· подход на основе интуиции (интуитивные решения),

· подход на основе опыта и здравого смысла (ситуационный по­дход),

· рациональное решение проблем (системный подход).

Подход на основе интуиции.

Характеризуется тем, что руководи­тель осуществляет решение проблемы только на основе ощущения им того, что какое-либо решение в данном случае является верным.

ЛПР при этом не занимается сознательным взвешиванием "за" и "против" каждого альтернативного варианта решения проблемы, и не нуждается даже в понимании ситуации.

В силу слабой обоснованности решений, принимаемых на основе данного подхода, его использование при решении проблем достаточно ограничено и может применяться в тех случаях, когда другие подходы не дают результатов.

С другой стороны, специалист в области управления Питер Шодербек отмечает, что " в то время как увеличение количества информации о проблеме может оказывать заметную помощь в принятии решений специалистам среднего звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходиться опираться на интуитивные суждения [1].

Более того, ЭВМ позволяют руководителям уделять больше внимания данным, но не отменяют освященного временем управленческого интуитивного ноу-хау.

Подход на основе опыта (ситуационный подход).

Базируется на зафиксированных в памяти руководителя знаниях о способах разреше­ния тех или иных проблемных ситуаций, с которыми ему приходилось сталкиваться в прошлом.

ЛПР использует сведения о том, что случа­лось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации.

Подход на основе опыта во многих случаях может выступать в качестве хорошей основы для решения проб­лем, которые имеют тенденцию к частому повторению.

Для эффективного решения проблем на основе данного подхода ЛПР необходимо располагать возможностями для получения опыта, а также способностями по анализу, обобщению и накоплению фактичес­кой информации.

Ситуационный подход обладает такими очевидными достоинст­вами, как

· быстрота;

· отсутствие необходимости привлечения помощи экспертов, если подобная проблема имела место на предприятии;

· отсутствие необходимости переработки дополнительной информации о проблеме.

Недостатки:

· Применение данного подхода ограни­чено в тех случаях, когда проблемная ситуация сложна, труд­но формализуема или уникальна.

· Сложность формализации, что обуславливается трудностями, связанными с извле­чением знаний, касающихся решения проблем, у опытных специалис­тов и их представлением в виде, пригодном для использования други­ми людьми.

· Чрезмерная ориентация на опыт смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их прежним действиям. Из-за этого руководитель может упустить новую альтернативу, которая могла бы быть более эффективной.

Рациональное решение проблем (системный подход).

Наибольший удельный вес среди проблемных ситуаций, с кото­рыми приходится сталкиваться в настоящий момент руководителям предприятий, составляют такие, которые можно отнести к классу сла­боструктурированных, характеризующихся непредсказуемостью, сло­жностью, отсутствием строгих алгоритмов решений и требующих при своем решении активного участия человека.

Для решения задач данно­го класса лицо, принимающее решение (ЛПР), использует методы и подходы, отличные от тех, которые применяются при решении хорошо структурированных задач.

Для решения проблем, характеризующихся сложностью и уни­кальностью, наибольшее распространение получил в силу своей униве­рсальностисистемный подход или процедура рационального решения проблем.

Именно методам реализации данной процедуры посвящено большинство исследований, касающихся методологии принятия управ­ленческих решений.

Главное различие между решением рациональным и основанным на опыте заключается в том, что рациональное решение не зависит от прошлого опыта.

Рациональное решение описывается с помощью объективного аналитического процесса, этапы которого более подробно будут рассмотрены в следующем разделе.

Укрупнено, в соответствии с данным подходом, руководитель, решая проб­лему, проходит, по мнению большинства авторов, в общем случае через следующие пять стадий:

1. Выявление проблемы

1. Структурирование и диагностика проблемы

3. Проектирование решений

4. Выбор решения

5. Реализация решения

5.2. Основные этапы разработки управленческих решений

Процесс принятия решений при кажущейся простоте - очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подвод­ных рифов, хорошо знакомых профессиональным менедже­рам.

В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой.

Тем не менее, имеется общее, характерное для любого процесса принятия решений, где бы он ни осуществлялся.

Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой ор­ганизации.

На рис. 5.1. представлен универсальный алгоритм, являющийся обобщением многочисленных схем принятия решения в рамках под­хода, основанного на процедуре рационального решения проблем [5].

В приведенной укрупненной блок-схеме представ­лены основные этапы принятия решения и их технологиче­ская последовательность.

Ниже мы обсудим каждый из этапов разработки и реа­лизации управленческого решения, включенных в блок-схему, сгруппировав их в группы этапов – стадии, в соответствии с той ролью, которую они играют в процессе управления организацией.

Первая стадия разработки управленческого реше­ния включает следующие этапы:

· Интерпретация текущей ситуации.

· Уточнение целей, стоящих перед ЛПР.

· Выявление факта возникновения или существования проблемы. Определение степени критичности проблемы.

Цель стадии - установление факта возникнове­ния или существования проблемы, степени ее критичности, формали­зация постановки решаемой проблемы и приведение ее, если это воз­можно, к некоторому виду, удобному для понимания и проведения дальнейшего анализа.


Сейчас читают про: