Подходы в менеджменте. История зарождения науки управления

История зарождения науки управления.

История возникновения и развития менеджмента насчитывает 7 тысячелетий и более 5 управленческих революций. За начало отсчета принимается зарождение письменности в жизни человечества и образования особой деятельности связанной с торговыми операциями, бизнесом, коммерческими расчетами и т.д. В литературе история зарождения управления приведена в управленческом континууме (практикум, тема №1). Это рассматривается как первая управленческая революция и характеризуется как «религиозно-коммерческая». Вторая управленческая революция связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством и называется «светско-административной».

Третья управленческая революция известна как «производственно-строительная», ибо она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Произошла она во времена правления Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.)

Зарождение капитализма и начало индустриального прогресса европейской цивилизации – главный фактор четвертой управленческой революции XVII-XVIII вв. Ее результатом стало отделение менеджмента от собственности и зарождение профессионального управления.

Пятая управленческая революция (конец XIX- начало XX) известна под названием «бюрократической». Ее основные результаты формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджеров

В учебнике Мескона М. [1] и в последующих издания по менеджменту приводятся подробно и укрупненного управленческие подходы в хронологическом порядке (Рис. 1.1.).

  1885 1920 1930 1940 1950 1960 Настоящее ВРЕМЕННОЙ ПЕРИОД время -------------------------------------------à
1. Школы в управлении 1.1 Школа научного менеджмента ß--------à 1.2 Административная школа ß-----------------à 1.3 Школа человеческих отношений ß-------------à- - - - - - - - - 1.4 Школа науки о поведении - - - - - - - - - ß-------------------à 1.5 Школа количественных методов ß-------------------à 2. Процессный подход ß - - - - - - - - - - - ---------------------à 3. Системный подход ß-------------à 4. Ситуационный подход ß-----à

Рис. 1.1. Управленческие подходы в хронологическом порядке

Вклад в науку об управлении в различных подходах приведен в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Вклад в современную науку управления

различных школ и научных направлений XX в.

Научные направления и ключевые положения концепций Основные идеи, используемые современным менеджментом
Научное управление и Классическая (Административная) школы (20-е гг.)
Научные принципы организации труда Рационализация трудовых операций Разделение труда в управлении Процессный подход к управлению Научный подход к менеджменту и его принципам Анализ способов выполнения работ Управление как серия непрерывных взаимосвязанных действий
Школы человеческих отношений (30-е гг.) и Поведенческих наук (50-е гг.)
Коллектив как особая социальная группа Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника Использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам
Теория принятия решений и Количественный подход (50 - 60-е гг.)
Разделение процесса разработки решений на стадии и серию шагов Применение методов количественных измерений Субъективный подход к оценке рациональности решений Использование количественных моделей, методов и измерителей при принятии решений
Системный (50-е гг.) и Ситуационный (60-е гг.) подходы
Взаимодействие и взаимосвязь всех частей организации Учет воздействий факторов окружающей среды Анализ ситуационных переменных Рассмотрение организации как целостной системы Значение анализа внешней среды для организации Принятие решений с учетом сложившейся ситуации
Теории Стратегий (60-е гг.), Инноваций и Лидерства (80 – 90-е гг.)
Непрерывность взаимодействия организации с окружающей средой и разработка стратегии развития организации Инновации как основа конкурентоспособности Лидерство Разработка стратегии организации как метод конкурентной борьбы Инновационный подход к изменениям в организации Радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством

Приведенные в таблице подходы в менеджменте являются основным содержанием школ и направлений менеджмента и рассматриваются в последующих главах.

Контрольные вопросы по разделу I.

«Теоретические основы и школы менеджмента»

1. Общие положение и подходы в менеджменте. Приведите понятия управления и рассмотрите содержание управления в различных сферах деятельности.

2. Поясните общие понимания менеджмента и расскажите характерные особенности менеджмента в различных рыночных условиях.

3. Сформулируйте определение менеджмент, соответствующие его сути и представления о нем в современных условиях.

4. Объясните содержание менеджмента как профессионального вида деятельности.

5. Приведите понимание хозяйственной деятельности и роль менеджмента в управлении предприятием.

6. Раскройте понятия отношения менеджмента.

7. Перечислите виды и уровни менеджмента на предприятии.

8. Поясните общее содержание вида менеджмента.

9. Объясните содержание и подход к менеджменту

10. Укажите основные школы менеджмента и их особенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: