Святой Стефан Пермский

Вместе с именем преподобных АрсенияКоневского, КириллаЧелмогорского, Лазаря, иноков Валаамского и Спасо-каменного монас-тырей в истории христианской миссии следует назвать имя святителя Стефана, просветителя Пермского края. Он был сыном соборного причетника в Устюге, с детства выучился грамоте и почувствовал жажду образования. В 1365 году он вступил в Ростовский монастырь святого Григория Богослова, где было много книг. Давно уже у него возникла мысль стать просветителем диких зырян Перми, с языком и жизнью которых он был знаком ещё на своей родине. В течение тринадцати лет он подвизался в монастыре и постепенно готовился к задуманному подвигу, изучая греческий язык для перевода священных книг на зырянский язык, составляя зырянскую азбуку и переводя на зырянский язык наиболее важные библейские и богослужебные книги. Вскоре Стефана посвятили в сан иеромонаха и он отправился к зырянам. Местом деятельности он выбрал селение при устье Выми, где устроил небольшую церковь. Отсюда он ездил с проповедью по зырянскому краю и всюду разрушал и жег капища и идолов.

Язычники с удивлением замечали, что он ничего не брал из богатых приношений, которые находились на их священных местах, невольно признавали его превосходство над корыстолюбивыми жрецами и крестились. Миссионерская деятельность святого Стефана встревожила языческих богов. Они начали настраивать против него народ, пользуясь при этом местной ненавистью к Москве. «Что слушать, — говорили они, — пришельца из Москвы, которая нас угнетает податями?» Святой Стефан вступал с ними в споры и победою над ними привлекал к Церкви новых чад. Особенно важна была его победа над главным волхвом Памой. Знаменитый кудесник сам вызвался пройти вместе со Стефаном сквозь огонь и воду, покрытую еще неокрепшим льдом, чтобы испытать, чья вера сильнее, думая, что Стефан не согласится на это. Но когда святой согласился, Пама сам отказался от испытания. Огромная толпа, собрав-шаяся смотреть на чудо, едва не растерзала Паму и перешла на сторону святого Стефана.

Деятельность Стефана была успешной и потому, что он пропове-довал зырянам и совершал богослужение на их родном языке. Он неутомимо продолжал свой зырянский перевод церковных книг, трудился в их переписке и, кроме этого, учил зырян грамоте родной их азбуке. Лучших учеников, годных на священнические места, он посылал в соседние епархии для поставления, а в 1383 году митрополит Пимен посвятил его самого в епископа. С основанием епархии (в Усть-Выми) Пермский край стал пополняться священниками-зырянами. Одним из самых сильных средств просвещенны зырян была благотворительная деятельность святого Стефана. В голодные годы он привозил хлеб из Вологды и Устюга для раздачи бедному народу, делал большие ссуды и милостыни из архиерейской казны, просил у великого князя прощения недоимок. В 1386 году он ездил в Новгород с просьбой, чтобы вече остановило грабежи Новгородской вольницы, а потом ездил в Москву просить великого князя о прекращении насилий и поборов со стороны княжеских чиновников. Он и скончался в Москве во время поездки туда в 1396 году. За 18 лет своего апостольского служения святой Стефан обратил в христианство всю малую Пермь по Вычегде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: