Святой митрополит Фотий

После смерти Киприана в Русской Церкви снова начитается разделение, связанное с напряженными отношениями Москвы и Литвы. По просьбе Василия из Греции прислали митрополитом строгого инока из Мореи — Фотия. Витовт сначала не хотел его принимать, но потом принял с условием, чтобы он жил непременно в Киеве. Фотий прожил в Киеве более полугода, но потом в 1410 году все-таки уехал в Москву. Новый первосвятитель был строгим пастырем и отмечался хозяйственным характером. После четырехлетнего отсутствия митрополита в Москве Фотий нашел в своей митрополии много беспорядков. Митрополичий дом был опустошен, владения его расхищены сановными людьми, многое попало в казну великого князя. Фотий начал собирать расхищенное, обидел этим многих бояр и самого великого князя. Кроме того, и Витовт рассердился на него за отъезд из Киева. В 1411 году Фотий посетил Литву, но только ещё более повредил себе тем, вооружив против себя много людей, вероятно, такими же хозяйственными распоряжениями, какие он проводил в Москве.

§ 8. Митрополит Григорий (Цамблак)

(1414-1419)

В 1414 году Витовт созвал собор литовских епископов и настоял на избрании для Литвы особого митрополита. Избран был Григорий Цамблак, родом серб, племянник митрополита Киприана. Сначала он занимал различные духовные должности в Болгарии, Сербии, Молдовлахии, потом отправился в Москву к дяде, но, не застав его в живых, поселился в южной Руси, где стал известен своей ученостью и красноречием. Греки не желали разрыва с великим князем Московским, который был тогда очень нужен для бедствующей Византии и, кроме того, только что породнился с императором Мануилом (через брак своей дочери с сыном Мануила), и отказали Витовту. Витовт снова созвал собор, говорил на нем о разорении Церкви от Московского митрополита, жаловался на корыстолюбие греков, которые ставят митрополитов по «накупу», кто больше даст денег, и требовал, чтобы епископы сами поставили митрополита. Фотий поспешил в Литву уладить дело, но Витовт не хотел его видеть, а на обратном пути велел отнять у него всю церковную дань, собранную в Литве. После вторичного отказа из Греции собор литовских епископов (1416 г.) решился исполнить волю Витовта и посвятил Григория без согласия патриарха.

Для оправдания своего поступка отцы собора выдали окружную грамоту, в которой писали, что Фотий совершенно пренебрегал киевской половиной митрополии, заботясь только о собирании здесь дани, и что они, западные епископы, решились сами поставить митрополита по примеру болгар, сербов и самих русских (при Изяславе) и по уставу апостольскому, не думая разрывать этим связи с Церковью греческой, а только желая избежать насилий от греческого царя, от которого зависит поставление митрополита в Греции. Фотий со своей стороны разослал окружные послания, в которых говорил о незаконности поставления Гри-гория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения. Григорий, судя по его сочинениям, был ревнителем Православия и все-таки оставался митрополитом до своей кончины (§ 1419). После его смерти обе половины Русской Церкви вновь соединились под властью Фотия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: