Богослужение

§ 1. Состояние богослужения после нашествия Батыя

Нашествие монголов повлекло за собой различные нестроения в богослужении. Нестроения эти зависели от многих причин, прежде всего, от крайнего недостатка богослужебных книг, которых и раньше было мало, а теперь, после монгольского разорения, стало ещё меньше. По причине дороговизны их не могли приобрести для себя в достаточном количестве даже городские храмы. В Пскове, одном из самых богатых городов, при митрополите Киприане по всему городу нельзя было найти в храмах некоторых самых необходимых церковных чинов последований.

Полные служебные Минеи в XIII и XIV вв. везде были большой редкостью и вместо них довольствовались разными Трефологиями, т.е. собраниями служб только на великие праздники и на памяти наиболее известных святых. По этой причине переписка богослужебных книг и снабжение ими храмов считались великим богоугодным делом. Перепиской книг занимались благочестивые люди, много писалось их на Востоке — в Константинополе и на Афоне, куда, как и прежде, грамотные монахи и писцы посылались для этого иногда специально. Но частью вследствие невежества переписчиков, частью вследствие большого спроса на их труд и происходившей отсюда спешности в работе в богослужебные рукописи все более и более вкрадывалось разных ошибок и неисправностей. Отсюда в Русской Церкви возник важный вопрос, кроме умножения богослужебных книг, ещё об их исправлении.

Некоторые архипастыри усердно занимались этим ответственным делом, особенно святитель Алексий, который заново перевёл Новый Завет с греческого языка на славянский, и Киприан, исправлявший Служебник, Требник и Следованную Псалтирь — в последнюю он внес несколько вновь переведённых им канонов и молитв. Кроме ошибок в тексте богослужебных книг, обнаружилось немало различий в составе самих богослужебных чинов. Это произошло от разновременного перевода новых служб и их частей, вновь появлявшихся в Греции, и разновре-менного распространения их по местностям России, разделенным удель-ными перегородками. Важной причиной подобных расхождений было так-же тогдашнее переходное состояние нашего богослужения — во второй половине XIV и в XV веке в нем совершался постепенный переход от гос-подствовавшего раньше Студийского устава к уставу Иерусалимскому свя-того Саввы, закончившийся уже в XVI веке. Вследствие всех перечислен-ных обстоятельств церковная власть во все описываемое время была пос-тоянно озабочена восстановлением порядка и единства в богослужении.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: