Владимирский (1274) и Константинопольский (1276) соборы о богослужении

Самые ранние определения в отношении богослужения заключаются в правилах Владимирского (1274) и Константинопольского (1276) соборов. Первый заметил и запретил вкравшиеся в Русскую Церковь обычаи смешивать в миропомазании святое миро с маслом, в крещении употреблять вместо погружения обливание, при совершении Литургии — в новгородских пределах — просфоромисать и вынимать Агнец диакону вместо священника, простецам входить в алтарь, читать апостол, петь прокимны и освящать кутью.

Второй собор, составлявший свои определения по вопросам Феогноста, епископа Сарайского, имел в виду, главным образом, особенные потребности епархии Сарайской, но разрешил при этом несколько сомнений о чине богослужения и общего характера. Он дозволил сарайскому епископу завести подвижные храмы или престолы и совершать архиерейскую службу без диакона с одними иереями: при служении нескольких иереев без диакона ектении положено говорить младшему священнику, не выходя из алтаря, при участии в Литургии нескольких священников им дозволено служить на нескольких Агнцах вместе, но возносить только один. Служить Литургию без вина не дозволялось, но, вероятно, случаи были.

Феогност спрашивал, нельзя ли литургисать на сухой ветви винограда; собор ответил, что нельзя, но на выжатом из свежей ветви сока дозволил. Священнику, убившему на войне человека, служение запрещалось. При крещении, за недостатком среди степей нужного количества воды для погружения крещаемого, дозволено троекратное обливание водою. При многих крещаемых и многих иереях каждому иерею положено крестить особого крещаемого, если же иерей случиться притом один, то чин крещения он мог совершить для всех общий, но погружать должен был каждого крещаемого особо. Пострижение в монашество перед смертью считалось необходимым и совершать его в этом случае дозволялось и черным, и белым священникам, даже причетнику, тогда как общим правилом простым священникам не дозволялось постригать в монашество, как монахам не дозволялось венчать вступающих в брак и без нужды крестить детей. Феогност высказывал недоумение, как быть, когда умирающий не пожелал бы постригаться. Собор не велел принуждать его к этому. Епископ, постригшись перед смертью в схиму, в случае выздоровления уже не мог более епископствовать, при погребении велено полагать его во гроб не в святительских одеждах, а в схиме. Запрещено влагать в руки умершего епископа тело Христово.

Деятельность митрополитов Киприана


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: