Прежде всего следует определить виды органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры. При этом необходимо руководствоваться ст. 382 ТК РФ, согласно которой индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Кроме того, ч. 2 ст. 383 ТК РФ гласит, что особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров устанавливаются федеральными законами.
Студент должен исходить из того, что, в соответствии со ст. 385 ТК РФ, комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Индивидуальные трудовые споры в качестве суда первой инстанции полномочны рассматривать районные суды, входящие в систему федеральных судов, и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Надо усвоить то, что ТК РФ содержит новый подход к проблеме соотношения компетенции комиссии по трудовым спорам и суда. Ранее, в период действия Кодекса законов о труде РФ, комиссии по трудовым спорам являлись, за редким исключением, обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров. Как известно, ст. 46 Конституции РФ признает и гарантирует в качестве одного из основных право человека и гражданина на судебную защиту его прав и свобод. Соответственно вынесение трудового спора на разрешение комиссии по трудовым спорам перестало быть обязательной стадией.
|
|
Далее требуется обратиться к системе органов, рассматривающих коллективные трудовые споры. Изучение главы 61 ТК РФ свидетельствует о том, что органами, рассматривающими данные споры, являются создаваемые для каждого спора примирительная комиссия, посредник и трудовой арбитраж.
В этих органах разбирательство носит примирительный характер, они вправе в процессе рассмотрения спора консультироваться с коллективом работников, профсоюзными и другими органами.
Помимо всего прочего, верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значение, судам автономной области и автономных округов подведомственны дела о признании забастовок незаконными. Районные (городские) суды рассматривают жалобы на неправомерные действия субъектов в ходе разрешения коллективных трудовых споров.
Наконец, действующее трудовое законодательство (ст. 407 ТК РФ) предусматривает участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров. Студент должен уяснить, что государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются Федеральная служба по труду и занятости (см. Положение о ней, утв. постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324) и соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.