double arrow

Темы для самостоятельного изучения

Тема 1.Возвышение Москвы во второй половине 14 века. Раннемосковская архитектура: тип храмов, особенность декоративного убранства, новая структура интерьера. Формирование иконостаса и его роль в интерьере храма. Сохранившиеся памятники раннемосковского зодчества: Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, Спасский собор Андроникова монастыря, собор Успения на Городке в Звенигороде. Андрей Рублев: этапы творчества. Особенности канона Рублева и характер образов. Выдающиеся памятники живописи А.Рублева: росписи и иконостас Успенского собора во Владимире, «Звенигородский чин», икона «Троица».

Тема 2. Создание Древнерусского централизованного государства во второй половине 15 века. Архитектура: строительство Московского Кремля. Возведение стен и башен Кремля. Превращение Кремля в крепость, построенную по последнему слову европейской оборонной техники. Формирование ансамбля Соборной площади Кремля. Строительство Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов, церкви Ризположения во второй половине 15 века. Дионисий – главный живописец Ивана III. Канон Дионисия. Иконы Дионисия: Распятие, житийные иконы Митрополит Петр, митрополит Алексий. Выдающийся памятник монументальной живописи Дионисия – росписи Рождественской церкви Ферапонтова монастыря.

Тема 3. Искусство 16 века – искусство русского централизованного государства. Архитектура: новый тип храма, шатровый. Национальные истоки каменной шатровой архитектуры. Знаменитые памятники древнерусской шатровой архитектуры: храм Вознесения в селе Коломенском, храм И.Предтечи в селе Дьякове, Храм Покрова на рву (собор Василия Блаженного) в Москве. Оборонные сооружения Москвы: Китай-город, Белый город, Земляной город. Монастыри-крепости на подступах к Москве. Иконопись 16 века. Московская школа: усложнение иконографии. «Церковь воинствующая» как характерный образец московской иконописи 16 века.




Тема 4.Искусство Москвы первой половины 17 века. Процессы «обмирщения» искусства и архитектуры. Архитектура: новые строительные материалы и конструкции в культовой и гражданской архитектуре. Усложнение декоративных форм, широкое применение майоликовых изразцов в оформлении фасадов зданий. Новый тип храма - трапезный. Строгоновская школа иконописи. Эстетизация изобразительных средств в строгоновской иконе. Особенности канона. Основные группы икон.



Тема 5. Усиление мирских влияний в культовой архитектуре второй половины 17 века. Бесстолпные, трапезные храмы, центрические храмы. Скульптурный майоликовый декор фасадов. Теремной дворец Московского Кремля. «Нарышкинское» или «московское барокко» в архитектуре конца 17 века. Храм Покрова в Филях. Церковь Рождества Богородицы в Дубровицах. Иконопись: реформы в области иконописания. Симон Ушаков – художник-новатор, педагог и теоретик. Новые приемы иконописания. Парсуна: этапы развития парсуной живописи. парсуны С.Ушакова. «Преображенская» или «Шутовская» серия конца 17 века.

Тема 6. Развитие гравюры в первой четверти 18 века. Иностранные граверы: А.Шхонебек, П.Пикарт. Тематика и художественные особенности гравюры. Алексей Зубов – выдающийся гравер петровского времени. Образы строящегося Петербурга и петровского времени в гравюрах Зубова. Реалистические и барочные приемы в гравюре петровской эпохи. Виды и жанры гравюры. Художественное своеобразие русской гравюры начала 18 века.

Тема 7. Расцвет портретной живописи в екатерининскую эпоху. Выдающиеся русские портретисты: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский. Ф.Рокотов: эстетический идеал, индивидуальные особенности живописного почерка. Образы московского дворянства. Стилевые черты рококо и классицизма. Д.Левицкий – вершина русской портретной живописи 18 века, Рококо, классицизм, романтизм в живописи Левицкого. Типы портретов, характер образов, круг моделей. В.Боровиковский: образы столичного дворянства конца 18 века. Особенности индивидуальной манеры, колорита, композиции портретов Боровиковского.

Тема 8. Расцвет архитектуры в екатерининскую эпоху. Классицизм в архитектуре. Ранний классицизм: Ринальди, Деламот, Фельтен, Ф.Кокоринов (Петербург). Зрелый классицизм: Ф.Старов, Д.Кваренги, Ч.Камерон (Петербург). В.Баженов, М.Казаков (Москва). Проблема застройки центра и набережных Петербурга «именитыми» строениями. Особенности стиля классицизм в русской архитектуре 18 века.

Тема 9. Императорская Академия Художеств: принципы обучения. Организация учебного процесса. Скульптурный класс Академии Художеств. Монументальная и монументально-декоративная скульптура: М.Козловский, Ф.Гордеев, И.Мартос, Ф.Щедрин. Станковая скульптура: Федот Шубин. Образ екатерининской эпохи в портретной скульптуре Ф.Шубина. Э.М.Фальконе – конный памятник Петру I на Сенатской площади. История создания памятника. Художественные особенности памятника. «Медный всадник» как символ императорского Петербурга.

Тема 10. Пейзажный (ландшафтный) класс Академии Художеств. Приемы и методы обучения. Пейзажная живопись второй половины 18 века: стиль классицизм в пейзаже. Семен Щедрин: идеализация природы, театральность пейзажных образов. Ф.Алексеев: видовой архитектурный пейзаж. И. Тонков: жанровый пейзаж со сценами быта русских крестьян. «Класс домашних упражнений» Академии Художеств. В.Шибанов: образы крестьян, сцены из крестьянского быта. И.Фирсов: «Юный художник». И.Ерменев: образы нищих, бродяг, странников.

Тема 11. Живопись 60-ых годов 19 века. 60-ые годы – начало русской реалистической живописи. Жанровая картина шестидесятников. Обличительный пафос, обращение к темным сторонам русской действительности, демократизм живописи шестидесятников. Ведущие художники 60-ых годов: В.Неврев, Н.Пукирев, В.Якоби, Л.Соломаткин, Ф.Журавлев, С.Корзухин, Л.Прянишников. Василий Перов – глава живописи 60-ых годов. Бытовая картина, портрет. Позднее творчество В.Перова: «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы» - наиболее масштабные по силе образного обобщения картины.

Тема 12. Бытовая картина передвижников: тематика, идейно-образное содержание, особенности художественной формы. «Хоровая» картина: К.Савицкий «На войну», «Встреча иконы», «Ремонтные работы на железной дороге»; В. Максимов: «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». Жанровая картина И.Репина – вершина бытовой живописи передвижников: «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии». Демократизм и гуманизм передвижнической жанровой картины. Историческая живопись передвижников. Николай Ге, В.Мясоедов, И.Репин. В.Суриков: творческая биография, тематика живописи, особенности художественной формы. «Монументальный пленер» Сурикова. В.Верещагин: новаторство и демократизм в трактовке русской истории и батальной темы. «Туркестанская серия», «Балканская серия», серия картин, посвященных Отечественной войне с Наполеоном.

Тема 13. Станковая скульптура второй половины 19 века, влияние живописи передвижников на тематику и пластические формы. Ф.Каменский, М.Чижов. Е.Лансере: скульптурные сюжетные группы. Марк Антокольский: исторические портреты. Монументальная скульптура второй половины 19 века. Эклектика в скульптуре: элементы классицизма, романтизма и реализма. П.Клодт: памятник Николаю I в Петербурге. А.Опекушин: памятник А.С.Пушкину. М.Микешин: памятник Тысячелетию России в Новгороде, памятник Екатерине II в Петербурге, памятник Богдану Хмельницкому в Киеве.

Тема 14. Стиль модерн в живописи рубежа 19-20 веков: Н.Рерих, М.Врубель, В.Борисов-Мусатов, В.Васнецов. Образы России и русских крестьян: Ф.Малявин, А.Архипов. Ретроспективный и исторический жанры: А.Рябушкин, В.Серов. Образы русского купечества: Б.Кустодиев. Тема святой Руси: М.Нестеров.

Тема 15. Живопись рубежа веков. Передвижническая линия в живописи- «младшие передвижники» - С.Коровин, Н.Касаткин, С.Иванов. Пейзажная живопись рубежа веков. Пейзаж как ведущий жанр в живописи рубежа веков. Стилевые направления и тематические группы пейзажа. Импрессионизм: К.Коровин, И.Грабарь. Классицизм: К.Богаевский. Реалистический, «чистый» пейзаж: И.Остроухов, В.Бялыницкий-Бируля, В.Бакшеев. Жанровый сельский пейзаж: А.Степанов, Л.Туржанский. Усадебный пейзаж: С.Жуковский, М.Якунчикова, С.Виноградов, П.Петровичев. Исторический пейзаж: А.Васнецов. Городской архитектурный пейзаж: М.Добужинский, Б.Кутодиев, К.Юон. Исаак Левитан – создатель русского задушевного пейзажа – пейзажа настроения.

Тема 16.Активное обновление пластических форм в скульптуре рубежа веков. Скульптурный импрессионизм: П.Трубецкой, А.Голубкина. Усиление роли цвета в скульптуре, раскраска скульптуры, новые материалы и техники: С.Коненков, М.Врубель, К.Сомов. Монументальная и монументально-декоративная скульптура: П.Трубецкой, А.Матвеев, Н.Андреев, С.Волнухин. Новые темы и образы. Портреты рабочих и творческой интеллигенции.

Тема 17. Советская живопись 40-ых годов. Первая половина 40-ых: агитационно-массовые формы искусства: политический плакат, сатирический рисунок, карикатуры на врага. Расцвет творчества Кукрыниксов. Историко-революционный жанр в живописи: П.Корин, Авилов, Бубнов. Батальный жанр, картины на темы Великой Отечественной войны: А.Дейнека, П.Кривоногов. Портретная живопись. Вторая половина 40-ых: темы войны и победы в живописи, графике, скульптуры. 50-ые годы: жесткий контроль партии за развитием и состоянием изобразительного искусства, господство соц.реализма в изобразительном искусстве. В живописи преобладание бытовых тем, картин иллюстративного характера, в скульптуре – памятники вождям и героям войны с Германией, в графике – политического плаката. 60-ые годы: формирование нового направления в живописи и графике, так наз. «сурового стиля». «Суровый стиль»: идейно-художественное содержание, новые формы образности, особенности изобразительных средств.

Тема 18. Влияние модернистского искусства Запада на развитие живописи «эпохи перестройки». Авангардное искусство конца 80-ых – 90-ых годов. Экспрессионизм, абстракционизм, гиперреализм. Концептуальное искусство: соц-арт, перформанс, компрессионизм. Молодежное искусство: отдельные группировки («Митьки») с неопределенными эстетическими установками. Кризис реалистического искусства в столичных городах. Существование искусства в условиях рынка, ориентация на массового зрителя, широкая волна китча.






Сейчас читают про: