double arrow

Вопросы, изучаемые на лекционных занятиях

Тема 1.Введение. Древнерусское искусство как уникальное явление Мировой художественной культуры. Искусство Киевской Руси 11 века. Стиль «динамический монументализм». Архитектура: первые христианские храмы в Киеве, Чернигове, Новгороде. Строительные приемы. Мозаики и фрески храмов 11 века.

Тема 2. Византийские основы древнерусской иконописи. Икона как произведение религиозной живописи: символика цвета, особенности построения пространства. Духовный мир русской иконы. Шедевры домонгольской иконописи: описание и анализ художественной формы знаменитых памятников 11- начала 13 веков.

Тема 3. Строительство Петербурга в петровское время. Доменико Трезини и его роль в формировании архитектурного облика столицы. Ж.Б.Леблон, И.Шедель, Маттарнови. Дворцово-парковые ансамбли петровского времени. Архитектура 30-ых годов (правление Анны Иоановны). Русские архитекторы И.Коробов, М.Земцов, Е.Еропкин. Архитектура середины 18 века. Ф.Б.Растрелли – выдающийся представитель русского барокко в архитектуре: культовые постройки, городские и усадебные дворцы. Масштаб архитектурного мышления Растрелли.

Тема 4. Стиль классицизм в архитектуре Петербурга. Решение градостроительных задач в первой трети 19 века. Формирование ансамбля центральных площадей Петербурга. Ансамбль Невского проспекта. Ансамбль стрелки Васильевского острова. Выдающиеся зодчие: А.Воронихин, А.Захаров, Тома де Томон, О.Монферран, В.Стасов. Архитектура 30-40-ых годов: упадок популярности классицизма, эклектика и стилизаторство, русско-византийский стиль (К.Тон). Архитектура Москвы послепожарной: Осип Бове, Д.Жилярди, А.Григорьев. Своеобразие московского классицизма.




Тема 5. Товарищество передвижных художественных выставок как уникальное явление русской художественной жизни. Эстетическая программа передвижников. Просветительская и выставочная деятельность передвижников. В.В.Стасов – идеолог передвижничества. Значение Товарищества в развитии русского реалистического искусства. П.М.Третьяков и его роль в творческой судьбе передвижников и в национальном искусстве.

Тема 6. Кризис передвижничества и его идейно-эстетической программы на рубеже 19-20 века. Объединение «Мир искусства»: эстетическая программа, концепция искусства. Издательская, выставочная деятельность. Журнал «Мир искусства»: структура и содержание. Эстетизм, ретроспективизм и стилизация в живописи «мирискусников». Творческое ядро объединения: А.Бенуа, К.Сомов, Е.Лансере, М.Добужинский, Л.Бакст, А.Головин.



Тема 7. Борьба эстетических программ и направлений в искусстве начала 20 века. Объединение «Голубая роза»: концепция живописи, эстетическая программа. Символизм как образная основа объединения. Ведущие художники: С.Судейкин, Сапунов, П.Кузнецов, Уткин, Милиотти. Объединение «Бубновый валет»: эстетическая программа, выставочная деятельность. Примитивизм и сезаннизм как основы эстетики объединения. Ведущие художники: П.Кончаловский, И.Машков, А.Лентулов, М.Ларионов, Н.Гончарова. Общество «Супремус»: программа абстракционизма. Ведущие художники, апологеты беспредметной живописи: К.Малевич, В.Татлин, О.Розанова, Л.Попова, В.Степанова, А.Родченко.

Тема 8. Социалистический реализм как творческий метод советского искусства: принципы соцреализма. Реализация идей соцреализма в живописи 30-ых годов. Система культов в живописи: культа положительного героя, светлого будущего, труда, личности. Портретная живопись 30-ых годов: портрет-тип, портреты вождей, портреты М.Нестерова. Историко-революционный жанр: темы революции и гражданской войны. Бытовая и пейзажная живопись.

Тема 9. Утрата тотального контроля коммунистической партии над искусством. Многостилевой характер живописи 70-ых годов. Официальная живопись: новые формы образности. Тенденции символизма, метафоричности, декоративности в живописи. «Молодежная живопись»: творчество лидирующей группы, художник Т.Назаренко, Н.Нестеровой, О.Романовой, Н.Кирилловой. Расцвет китча: И.Глазунов, А.Шилов. Новое направление: соц-арт. «Смысловая картина» 70-ых годов.






Сейчас читают про: