Вопросы, изучаемые на семинарских занятиях

Тема 1. 12-13 века – период феодальной раздробленности Древней Руси. Основные национальные школы архитектуры: Владимиро-Суздальская и Новгородская. Вл.-Суздальская архитектура: княжеские белокаменные соборы в Кидекше, Переяславле-Залесском, Владимире. Белокаменный резной декор как характерная особенность владимиро-суздальских храмов. Новгородская архитектура 12-нач. 13 веков: посадские и монастырские храмы, церкви Старой Ладоги. Особенность архитектурного облика новгородских храмов. Сравнительный анализ художественного образа владимиро-суздальских и новгородских храмов.

Тема 2. Выдающиеся памятники монументальной живописи Новгорода 12 века: росписи церкви Спаса на Нередице, росписи Георгиевского собора в Старой Ладоге. Расцвет монументальной живописи Новгорода в 14 веке. Феофан Грек: особенности индивидуального стиля и характер образов. Росписи церкви Спаса на Ильине. Школа Ф.Грека. Росписи Успенской церкви на Волотовом поле – шедевр новгородской монументальной живописи. Росписи церкви Федора Стратилата.

Тема 3. Формирование русской реалистической живописи в петровское время. Портрет – ведущий жанр. И.Никитин и А.Матвеев – основоположники русской портретной живописи. «Живописная команда канцелярии от строений» как учебно-художественный центр середины 18 века: принципы и приемы обучения живописи. Илья Вишняков, А.Антропов, И.Аргунов – выдающиеся русские портретисты елизаветинского времени. Творчество художников-иностранцев в России в первой половине 18 века, взаимоотношения с русскими мастерами.

Тема 4. Расцвет портретной живописи в первой половине 19 века. Портрет – ведущий жанр. Романтизм в портретной живописи: О.Кипренский, А.Варнек, А.Орловский. Московская школа портретной живописи: В.Тропинин. Портреты А. Венецианова: образы дворян и крестьян. Парадные и камерные портреты К.Брюллова. Пейзажная живопись, Основные направления и стили: классицизм (Ф.Матвеев), романтизм (С.Щедрин, М.Лебедев, М.Воробьев, братья Чернецовы), пейзаж-ведута (Ф.Алексеев). Историческая живопись первой половины 19 века: Андрей Иванов, В.Шебуев, А.Егоров. Выдающиеся мастера исторической живописи Федор Бруни и Карл Брюллов. Александр Иванов: «Явление Христа народу». Бытовая картина П.Федотова.

Тема 5. Расцвет монументальной и монументально-декоративной скульптуры в первой половине 19 века. Стиль классицизм в скульптуре. И.Мартос - выдающийся мастер скульптурных надгробий в стиле классицизма. Старшее поколение скульпторов: И.Прокофьев, Федос Щедрин. Младшее поколение скульпторов: И.Теребенев, Степан Пименов, В.Демут-Малиновский, П.Соколов, Б.Орловский, П.Клодт. Синтез архитектуры и скульптуры, принципы классицистического синтеза в искусстве первой половины 19 века.

Тема 6. Роль портретной живописи в искусстве передвижников: поиски положительного героя в портрете. Особенности передвижнического портрета: ограниченный круг моделей, специфические требования к форме. Особые критерии художественного качества. Иван Крамской, Н.Ярошенко, И.Репин как яркие представители передвижнического портрета. Пейзажная живопись передвижников: эстетическое освоение образа родной природы. Пейзажный образ передвижников: лирический (А.Саврасов), романтический (А.Куинджи, Ф.Васильев), эпический (И.Шишкин).

Тема 7. Романтический, планетарный образ действительности в искусстве первых послереволюционных лет. Расцвет агитационно-массовых форм. «Уличное искусство» - оформление революционных праздников. Рождение политического плаката: окна сатиры РОСТа: Моор, Черемных, Маяковский. Ленинский план монументальной пропаганды и его реализация в первые годы советской власти. Формы монументальной пропаганды: скульптурные памятники революционным деятелям прошлого, макеты идеальных моделей будущего, воплощенные в материале революционные лозунги.

Тема 8. Разнообразие творческих поисков в искусстве 20-ых годов, борьба разных художественных направлений и группировок. Ведущие творческие объединения: АХРР и ОСТ. Ассоциация художников революционной России (АХРР): идейно-эстетическая программа, выставочная деятельность, ведущие художники объединения. Общество станковистов (ОСТ): новаторство в тематике, поиски новых форм отражения действительности. Принцип монтажа как основной художественный прием остовцев. Ведущие художники объединения: Д.Штеренберг, А.Дейнека, Ю.Пименов, А.Лабас, С.Лучишкин.

Тема 9. Архитектура 30-ых годов. Проблемы реконструкции городов, оформление в них центральных площадей. Гидротехнические сооружения: канал Москва-Волга, Днепропетровская ГЭС, мосты через Москву-реку. Мавзолей Ленина. Московский Метрополитен – как выдающееся достижение советской архитектуры. Развитие строительной индустрии. Стиль классицизм («сталинский ампир») в архитектуре жилых и общественных зданий. Скульптура 30-ых годов – скульптура памятников. Меркуров, Томский, Манизер: памятники Ленину и Сталину, членам правительства: гигантомания и парадный характер образов. Творчество Веры Мухиной – выдающееся достижение советской скульптуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: